На площадке «Colloquium+» обсудили особенности работы с лексикой на российской платформе WordsTool
Семинар объединил свыше 170 участников из 10 городов России, представляющих порядка 30 вузов, общеобразовательных школ и частных образовательных организаций

Первый семинар этого учебного года в рамках проекта «Colloquium+» был посвящён особенностям обучения новой лексике студентов с высоким уровнем владения иностранным языком.
Мероприятие объединило свыше 170 участников из 10 городов России, представляющих порядка 30 вузов, общеобразовательных школ и частных образовательных организаций.
Доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук Аида Сергеевна Родоманченко и студент 2 курса образовательной программы магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Михаил Зверев представили совместно разработанный на отечественной платформе «WordsTool» инновационный проект, способствующий эффективному усвоению сложной лексики.
Проект основан на материалах курса «Английский язык в актуальном социальном контексте», который является обязательным для изучения студентами первого курса образовательной программы магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация».
Аида Сергеевна отметила, что к ключевым целям и задачам данного курса относятся: привлечение внимания к вопросам социальной инклюзии, развитие критического мышления, коммуникативных навыков, расширение словарного запаса и повышение общего уровня владения иностранным языком. Достижение этих целей и задач невозможно без освоения студентами объёмной тематической лексики, анализа коннотаций и контекста, формулирования собственной позиции с использованием вокабуляра на продвинутом уровне.
Но что значит по-настоящему «знать слово»? Ответ на этот вопрос участникам семинара предложил обсудить Михаил Зверев. К основным элементам, которые необходимо знать о лексической единице, можно отнести: форму и его значение, лексические и грамматические характеристики.
В ходе своего выступления Михаил обратился к теории лингвиста Пола Нейшена, раскрывающей процесс запоминания слов и их переход в активный словарь по этапам: этап знакомства с новой лексической единицей (noticing), этап повторения (revision and recycling), этап неоднократного использования лексической единицы в речи, а также её неоднократной встрече в различных контекстах (creative use). Пол Нейшен определил, что обучающимся необходимо встретить новое слово или выражение в осмысленном контексте до 16 раз, прежде чем оно попадет в их активный словарный запас.
Проект, созданный Аидой Сергеевной и Михаилом Зверевым, ориентирован на вторую фазу - фазу повторения.
Структура созданных лексических карточек выглядит следующим образом:
● слово, фраза, коллокация;
● значение (или значения)
● контекстные примеры;
● синонимы (опционально);
● фонологическая транскрипция (опционально).
Функционал платформы WordsTool позволяет на основе сета лексических карточек быстро создавать различные задания на повторение.
Студенты первого курса образовательной программы магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» отметили, что наибольший интерес у них вызвали задания на сопоставление (matching) и вопросы с множественным вариантом ответа (multiple-choice questions).
Задания, где необходимо найти соответствия между двумя элементами, позволяют преподавателю задать следующие комбинации: значение ↔ слово; пример использования ↔ слово; произношение ↔ слово; значение + пример использования ↔ слово и др. Задания, где предусмотрен один правильный ответ из предложенных вариантов, также предлагает возможность преподавателю выбрать несколько комбинаций: значение ↔ слово; пример использования ↔ слово; слово ↔ значение; слово ↔ пример и др.
Более подробно про функционал и возможности работы с платформой WordsTool как на занятиях, так и для самостоятельной работы, рассказала преподаватель английского языка и сооснователь WordsTool Татьяна Валерьевна Кострова. Платформа предлагает работу с несколькими языковыми парами, лексические карточки в сетах, готовые упражнения, конструктор заданий и возможность отправления заданий через приглашение ученика (в этом случае учителю будет доступна различная статистика выполненных учеником работ) либо по ссылке (этот вариант удобнее для организации марафонов, размещения заданий в социальных сетях и т.д.).
На этапе введения новой лексики на занятии можно использовать размещенные на WordsTool флеш-карточки, чтобы знакомить учеников со словами через определения, синонимы, изображения, перевод и соответствующий контекст. Для самостоятельного ознакомления с новой лексикой ученики могут использовать карты с заданиями на соотнесение слов с их определениями в различных контекстах.
На этапе повторения преподаватель может отправлять ученикам задания и готовые сеты упражнений, а также настроить временные интервалы, когда ученикам необходимо будет выполнять задания на повторение лексики, чтобы она успешно перешла в активный словарный запас.
Команда проекта «Colloquium+» и Школа иностранных языков НИУ ВШЭ благодарят участников за плодотворную встречу, эффективный обмен опытом, и всегда открыты сотрудничеству.
Публикацию подготовила Арина Шершнева в рамках проекта «HSE SOFL-Media».

