• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Василий Бердюгин: «Пользу от учебы в Вышке нужно измерять в формате 3d»

Зачем политологическое образование горному инженеру? Ведущий специалист производственно-технического управления Управляющей компании «Мечел-Майнинг», выпускник 2016 года Василий Бердюгин делится своими впечатлениями от обучения на магистерской программе «Политика. Экономика. Философия».

Два года магистратуры по программе «Политика. Экономика Философия» пролетели незаметно, и вот уже мы дипломированные выпускники магистратуры НИУ ВШЭ. Что же мы имеем в сухом остатке, и может ли пригодиться образование политолога человеку моей специальности? Обо всем по порядку.

Решение поступить на магистерскую программу «Политика. Экономика. Философия» не было случайным. Не случайным в этой истории было и получение мной информации об этой новой программе в Вышке. Имея за плечами техническое образование и обучаясь на тот момент в магистратуре другого престижного вуза Москвы, я, тем не менее, регулярно захаживал на сайт НИУ ВШЭ. И вот однажды в мае 2014 года я обнаружил, что в Вышке появилась новая программа – «Политика. Экономика. Философия». Еще до открытия сайта программы я понял, что на этой программе есть те знания, которых мне не хватает, чтобы считать, что высшее образование получено мной в полном объеме. Ознакомившись с презентацией программы, я твердо решил поступать. И поступил.

Размышляя о пользе учебы в Вышке на ПЭФ, я прихожу к выводу, что полезность этого образования нужно измерять в формате 3d: ширина, высота, глубина.

Ширина в этой системе координат – это широта охвата программы ПЭФ, и, как следствие, рост широты кругозора. По результатам обучения на ПЭФ широта кругозора расширилась на все 180º, вплотную приблизившись к показателю 360º. Это и не удивительно, ведь ПЭФ – междисциплинарная программа, охватывающая крупнейшие области знаний общественных и философских наук. Широта охвата программы «раскинулась» от анализа данных и теории игр, макро- и микроэкономики, теории и методологии научных исследований до современной политической науки, политической этики, современных проблем международных отношений, аналитической философии и философии общественных движений.

В ходе обучения порадовала и глубина предлагаемых знаний по большей части программы. Взять хотя бы великолепный курс «Политические режимы и избирательные кампании в регионах Российской Федерации», с помощью которого мы смогли не только изучить избирательное законодательство России, но и в ходе практических занятий понять механизм реализации этого законодательства в различных регионах России – от Москвы до Якутии. А в ходе курса «Современная политическая наука» мы получили четкое представление о современных тенденциях в политических науках. Причем талантливо выстроенные практические занятия, на которых мы одолели не один десяток статей ученых, идущих в авангарде политической науки, способствовали надежному закреплению курса.

«Высоту» магистерской программы ПЭФ я измеряю ростом, – качественным и количественным ростом профессиональных навыков. И здесь мог бы возникнуть кажущийся очевидным диссонанс. Казалось бы, как может курс ПЭФ отразится на профессионализме горного инженера, коим по первому образованию я являюсь. И здесь мы вновь должны вернуться к широте охвата программы. Широта программы позволяет найти источники профессионального роста не только для политологов и философов, но и работников промышленного сектора экономики. В частности, для меня в профессиональном плане были весьма полезны курсовая работа на тему управления ресурсной ренты и выпускная квалификационная работа о промышленной политике как источнике экономического роста. А одна из книг по теории игр вообще стала настольной в моей профессиональной деятельности и повседневной жизни. И, безусловно, одной из наиболее полезных программ магистратуры для меня оказался факультатив «Government Relations в современной России», где выступали известные представители сферы бизнеса и органов государственной власти. Этот курс позволил сформировать более объективный взгляд на вопросы взаимодействия бизнеса и власти. А курсовая работа на тему государственно-частного партнерства в горнодобывающей отрасли, выполненная под руководством президента НИУ ВШЭ и председателя РСПП А.Н. Шохина, позволила не только применить научный подход в курсовой работе, но и получить ценные для дальнейшего применения на практике знания и опыт по вопросу гсударственно-частного партнерства.

В заключение хотелось бы поблагодарить всех преподавателей программы за полученные знания и отметить прекрасную организацию учебного процесса, в чем несомненная заслуга менеджера программы И.П. Моссаковской. И, конечно, хотелось бы выразить слова признательности академическим руководителям программы – проф. О.И. Ананьину и проф. М.В. Ильину за воплощение программы «Политика. Экономика. Философия» из мира идей в материальный мир, а также пожелать всем участникам команды ПЭФ во главе с деканом факультета социальных наук проф. А.Ю. Мельвилем дальнейшего динамичного развития программы.