• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
29
Январь

О программе

Академический руководитель программы (до 2019 года), профессор Ананьин О.И.
 
 

О программе

На протяжении десятилетий в социальных науках вознаграждается тематическая и методологическая специализация, и принцип «много знать о малом» по-прежнему считается лучшим способом и приращения знания, и его использования, и карьерной стратегией в академии. Системы высшего образования в разных странах также поддерживают эту тенденцию, воплощенную в параллельном существовании отдельных (на практике – почти изолированных) кафедр, департаментов, школ, факультетов. Однако сейчас решение реальных экономических, социальных, политических и экологических проблем, с которыми сталкиваются современные общества, и реализация соответствующих политик требует сочетания подходов и знаний из различных научных областей. Реальные проблемы, такие как климатические изменения и деградация окружающей среды, преступность, болезни, непреднамеренные последствия внедрения тех или иных технологий, потеря доверия к привычным институтам, игнорируют государственные границы, поэтому традиция дисциплинарной и методологической (само)изоляции просто пагубна. Сталкиваясь с необходимостью решать конкретные проблемы, а не пускаясь в привычные разговоры о необходимости решения проблем, академическое сообщество, политики и активисты не просто могут, а должны, опираясь на возможности и знания разных социальных и гуманитарных дисциплин, стимулировать междисциплинарные взаимодействия.

Название программы «Politics. Economics. Philosophy» / «Политика. Экономика. Философия» (PEP / ПЭФ) дает понять, что студенты имеют дело с тремя дисциплинами – политической наукой, экономикой и философией. Эта программа наследует замыслу оксфордской «Philosophy, Politics and Economics» (РРЕ). Да, основной фокус – на политической науке (выступает в «большой тройке» в качестве «первой среди равных») как обеспечивающей методическую строгость и ориентацию на решение практических задач.

Учебный план и команда преподавателей программы создают для студентов возможность проводить исследования политических, экономических, нормативных и этических аспектов реальных социально-политических, экономических и иных проблем и интегрировать инструменарий и концепции из «большой тройки» дисциплин. В этом смысле программа «Politics. Economics. Philosophy» / «Политика. Экономика. Философия» следует еще и традициям великих мыслителей прошлого, как далекого, так и близкого («стоит на плечах гигантов»), которые выступали в качестве и экономистов, и философов, и политических мыслителей (а иногда и политиков), предлагая решения для актуальных в свое время проблем.

Программа предлагает студентам три трека (направления).
Перый трек – это привычное сочетание дисциплин «большой тройки», отработанное с 2013 г.
Второй трек, запущенный в 2021 г. и в большей мере ориентированный на иностранных студентов, - «Россия в сравнительной перспективе: политика, общество, культура». Он построен по модели политологических программ «Russian Studies» в США и Европе. Любое осмысленное понимание современной российской действительности требует междисциплинарных подходов к исследованию российской истории, общества, политики, экономики, культуры и т.д. Иными словами, второй трек стал разумным и неизбежным продолжением и применением подхода PPE к сложному объекту исследования, в качестве которого выступает Россия. Однако учебный план был специально разработан исследователями и преподавателями с большим опытом работы за пределами академии.
Третий трек - начиная с 2022-2023 учебного года программа «Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy» реализовываестся как один из треков в рамках «Политика. Экономика. Философия». Эта трансформация является частью стратегии развития магистерского образования в НИУ ВШЭ, которая стимулирует объединение ранее автономных небольших программ в более крупные программы.  Трек сосредоточен на изучении различных аспектов выработки политики, а также уделяет внимание особенностям взаимодействия государственных и негосударственных акторов в рамках этого процесса. Неотъемлемая часть публичной политики — это постоянный поиск ответов на самые острые вопросы, стоящие перед обществом, и оценка уже принятых решений, как в краткосрочной, так и в более долгосрочной перспективах. Целью трека является подготовка профессионалов, обладающих навыками, необходимыми для анализа политических альтернатив, способных к содействию принятия и реализации адресных и стратегических решений и оценки их последствий. Трек предлагает прочную междисциплинарную основу навыков и знаний и возможность применить их к современным проблемам публичной политики в рамках практических занятий.

 

Как появилась программа «Политика. Экономика. Философия»?

Впервые программа «Философия, политика и экономика» («Philosophy, Politics and Economics», или PPE ) на бакалаврском уровне была введена в Оксфордском университете в 1920-е гг. и позиционировалась как модернизированная версия классических образовательных программ, известных как «the Classics» или «the Greats» и делавших упор на изучение преимущественно истории и классической философии, а также отличавшихся сильным лингвистическим компонентом. Программа PPE, также известная как «the Modern Classics» или «the Modern Greats», первоначально была неофициально ориентирована на молодых людей, планировавших поступить на государственную службу, для которых программа «the Classics» считалась морально устаревшей, не дававшей достаточных знаний для быстрое встраиванием в систему управления современными государством и обществом. За прошедшие десятилетия оксфордская PPE стала признанной «кузницей кадров» для политической элиты страны и некоторых бывших британских колоний. Среди ее выпускников британские политические деятели Дэвид Камерон и Эд Милибэнд, Гарольд Вильсон и Эдвард Хит, Хью Гейтскелл и Тони Бенн, политики, военные и общественные деятели: Беназир Бхутто, Соломон Бандаранаике, Педро Пабло Кучински, Малькольм Фрейзер, Уэсли Кларк, а также философы и ученые, такие как Исайя Берлин (являлся выпускником и «the Classics», и «the Modern Classics»), Джон Хикс, Рой Бхаскар, Гвидо Калабрези; известные журналисты и бизнесмены.

По оксфордской модели бакалаврские программы РРЕ открыли несколько ведущих университетов Великобритании и Ирландии, в том числе Йорский, Уорвикский, Манчестерский, Ланкастерский, Даремский и др. университеты. Подобные программы действуют и в США, в том числе в престижных университетах – Йельском («Ethics, Politics & Economics»), Пенсильванском, Карнеги Меллон(«Ethics, History, & Public Policy») и др.

В последние годы программы PPE получают все большее распространение и в континентальной Европе, особенно в Германии (Гамбург, Виттен, Байройт, Костанц, Цеппелин), Швейцарии (Берн, Цюрих), Италии (Международный свободный университет социальных исследований/LUISS в Риме), а также в Австралии, ЮАР, Японии (Университет Васеда, бакалаврская и магистерская программы), Китае, Израиле, Турции и др., что отражает явный тренд в сторону междисциплинарных программ в высшем образовании.

На бакалаврском уровне программы РРЕ дают современную подготовку широкого профиля, ядром которой выступают базовые дисциплины экономического, политического и философского циклов. Такие образовательные программы позволяют выпускникам продуктивно работать на стыках дисциплин, выбирать специализированные траектории для продолжения обучения из более широкого спектра вариантов, чем при узком профиле базовой подготовки. Бакалаврские программы PPE ведущих университетов обеспечивают подготовку для выбора любой из социально-гуманитарных траекторий.

Магистерские программы РРЕ получили относительно меньшее распространение. Большинство британских и американских университетов их не предлагают. Важные исключения – ЛШЭ и Йоркский университет в Великобритании. В Швейцарии, напротив, в ряде университетов действуют только магистерские программы PPE . Если среди бакалаврских программ PPE законодателями моды выступают Оксфордский и Йельский университеты, то на магистерском уровне на эту роль претендует Йоркский университет.

В целом, магистерские программы PPE подчеркивают свой междисциплинарный характер, приверженность современным актуальным направлениям исследований в экономике и политической науке, готовят к работе в междисциплинарных коллективах, решающих научные и прикладные задачи в таких областях, как институциональное реформирование, прогнозирование социально-экономических и социально-политических процессов, анализ закономерностей формирования общества знаний, методология общественных наук и др.

 

 

Для кого эта Программа?

Программа магистратуры «Politics. Economics. Philosophy» / «Политика. Экономика. Философия» ориентирована на два типа абитуриентов – и на тех, кому недостаточно узкого профиля бакалаврской подготовки, и на тех, кто, обладая широким кругозором, стремится получить методную подготовку в области социальных наук, дисциплинирующую мыслительный процесс.

Программа магистратуры «Политика. Экономика. Философия» ждет выпускников российских и иностранных вузов, нацеленных на усвоение новейших достижений социальных наук и стремящихся применить знания для решения насущных проблем современных обществ.


Особенности и преимущества Программы

Считается, что бакалаврские программы по модели PPE выпускают «генералистов», а не «специалистов». Программа магистартуры «Politics. Economics. Philosophy» полезна и для «генералистов», и для «специалистов» в разных дисциплинарных областях. «Специалисты» могут познакомиться с новыми для себя дисциплинарными направлениями и стать более чувствительными к этическим вопросам, а «генералисты» проходят серьезную подготовку в области социальных исследований. Обе категории студентов приобретают опыт преодоления дисциплинарных границ и междисциплинарных взаимодействий. Наличие такого опыта – это конкурентное преимущество, поскольку современные рынки труда весьма конкурентны и, как нам обещают исследователи этих рынков, за свою жизнь каждый человек будет несколько раз переучиваться.  

Освоение достижений нескольких дисциплин позволяет выпускникам решать комплексные задачи, используя одновременно несколько подходов. Специалисты с междисциплинарным образованием, широким кругозором, но при этом дисциплинированным мышлением (за счет методной подготовки) востребованы при решении прикладных и научных задач, связанных с реформами, анализом общественного поведения, управлением социальными, экономическими и политическими процессами.

Выпускники Программы регулярно поступают на престижные программы PhD в европейских и американских университетах. Выбирая академическую карьеру, выпускники Программы имеют сравнительное преимущество в исследовательских областях на стыке разных научных дисциплин. Именно здесь возникают новые «большие» идеи и появляются решения насущных проблем современных обществ.

Перечисленные выше преимущества и особенности в равной степени применимы к трем трекам Программы. Однако для иностранных абитуриентов выбор трека «Россия в сравнительной перспективе» дает дополнительные преимущества, включая изучение России в столице России и в одном из ведущих университетов страны, возможности сотрудничества (и обучения) с ведущими российскими исследователями и т.п.

 

Что я буду изучать?

В структуре учебного плана Программы пять блоков:

1. Адаптационные курсы готовят к освоению основных дисциплин политологического, экономического и философского циклов. С помощью адаптационных курсов студенты вспомнят, то что забыто, или наверстают упущенное.

2. Базовые курсы – это sine qua non, дисциплины, без которых невозможно стать выпускником Программы.

3. Курсы по выбору, предлагаемые Программой и смежными программами ФСН, позволяют глубже погрузиться в изучение конкретных проблем.

4. Курсы по выбору из общеуниверситетского пула дисциплин и курсы, предлагаемые другими кампусами.

5. Научно-исследовательский семинар призван поддержать развитие академических и прикладных навыков подготовки научных текстов, устных презентаций, критического мышления и коллективной работы.

Во время двух лет обучения студенты должны принять участие в исследовательских или прикладных проектах, инициированных различными институтами, лабораториями и исследовательскими центрами НИУ ВШЭ, а также внешними заказчиками (исследовательскими центрами, частными и государственными организациями и т.п.). Это важный компонент «обучения на практике», помогающий не только приобрести новые знания и навыки, но и начать строить карьерные стратегии.