• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Целевая аудитория программы

Целевой аудиторией программы являются руководители и сотрудники коммерческих, общественных и государственных организаций, связывающие свою профессиональную и личностную самореализацию с процессами инновационного развития своих предприятий, компаний, сетей и сообществ. Программа представляет интерес для: 

  • Руководителей и сотрудников развивающихся компаний, мотивированных к приобретению дополнительных динамических компетенций в сфере управления продуктовыми, процессными, организационными, маркетинговыми и социальными инновациями;
  • Начинающих и сложившихся предпринимателей, членов предпринимательских команд;
  • Сотрудников объектов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
  • Руководителей и сотрудников лабораторий, отделов НИОКР и инновационного развития высоко-, средне- и низко-технологических компаний;
  • Руководителей инновационных проектов и трансформационных инициатив, стремящихся доводить начатое до конкретного результата;
  • Руководителей и сотрудников вузов, государственных учреждений, предприятий и корпораций, общественных организаций и сообществ, заинтересованных в устойчивом их развитии посредством построения системы успешного управления инновационными процессами, проектами и программами.

Ключевые особенности и преимущества программы

  • Междисциплинарность: соединение и согласование дисциплин инженерных, экономических, управленческих;
  • Практико-ориентированность: освоение в рамках дисциплин программных продуктов, практических инструментов, развитие личностных навыков командной деятельности и коммуникаций; проведение в рамках дисциплин мастер-классов профессионалов-практиков;
  • Проектная ориентированность: выполнение в рамках дисциплин учебных проектов, подготовка в рамках проектного семинара собственного предпринимательского проекта, выполнение в рамках научно-исследовательского семинара исследовательского или консалтингового проекта на базе конкретного предприятия;
  • Погруженность в профессиональную среду: наличие, развитие и использование контактов с российскими и зарубежными технологическими компаниями, ведущими научными, проектно-технологическими и инжиниринговыми центрами в России и за рубежом, системами поддержки предпринимательской деятельности, российскими предпринимателями;
  • Саморазвитие и взаимообогащение: стимулирование активного подхода к обучению и развитию программы, предполагающего обогащение учебного пространства собственным профессиональным опытом, постоянное привнесение в учебный процесс новых знаний и информации, участие в развитии связей с профессиональным сообществом, непрерывную профессиональную рефлексию, реализацию учебных проектов и исследовательских задач на базе конкретных организаций;
  • Адаптивная траектория обучения: возможность сформировать из дисциплин по выбору траектории обучения, направленные на инноватику либо в корпоративном, либо в предпринимательском контексте, либо собственное сочетание этих двух компонентов;
  • «Фабрика кейсов»: использование в учебном процессе кейсов, разработанных в рамках уникального проекта «Фабрика кейсов НИУ ВШЭ» и аккумулирующих лучший опыт управления инновационной деятельностью в российских и зарубежных компаниях; использование и развитие (в том числе и самими обучающимися) методологии подготовки практических кейсов в рамках исследовательских и консалтинговых проектов;
  • Частичная англоязычность: преподавание отдельных, наиболее важных дисциплин на английском языке.

Учебные дисциплины

Программа реализуется по собственному образовательному стандарту НИУ ВШЭ по направлению 27.04.05 – Инноватика (группа направлений 27 – Управление в технических системах). Изучение технических дисциплин адаптировано для освоения обучающимися с базовой подготовкой по нетехническим направлениям обучения. Дисциплины экономики и менеджмента адаптированы и сфокусированы на проблематику в сфере управления инновационной деятельностью.

Адаптационные дисциплины направлены на выравнивание уровня подготовленности обучающихся, имеющих различное базовое образование, и включают в себя: 

  • Экономика для предпринимателей и менеджеров (предназначена для обучающихся с техническим базовым образованием)
  • Технологическим менеджмент (предназначен для обучающихся с нетехническим базовым образованием)
Базовые (обязательные) дисциплины формируют наиболее важные компетенции в сфере управления инновационной деятельностью и включают в себя:
  • История и философия науки и техники (преподается на английском языке)
  • Теоретическая инноватика
  • Стратегическое управление в инновационно активной организации (преподается на английском языке)
  • Управление инновационными проектами и программами
  • Управление инновационными процессами
  • Маркетинг для предпринимателей и инноваторов 

Дисциплины вариативной части учебного плана позволяют сформировать траекторию обучения, тяготеющую к корпоративной или предпринимательской инноватике, или же собственную траекторию, соединяющие обе перспективы инновационной деятельности. Деление дисциплин на траектории имеет рекомендательный характер. Обучающийся имеет возможность набрать 7 дисциплин (2 дисциплины на 1-м году обучения и 5 дисциплин на 2-м году обучения) из следующего списка:

Траектория корпоративной инноватики

  • ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
  • Инжиниринг
  • Коммерциализация результатов научно-технической деятельности
  • Управление персоналом
  • Управление качеством
  • Управление знаниями в организации
  • Права интеллектуальной собственности и политика

Траектория предпринимательской инноватики

  • Дизайн-мышление
  • Бизнес-исследования и бизнес-аналитика в инновационном предпринимательстве
  • Бизнес-коммуникации и переговоры
  • Креативность и критическое мышление
  • Инвестиционный менеджмент и венчурное финансирование
  • Психология предпринимательской деятельности
  • Социальное предпринимательство
    Кроме того, обучающиеся имеют возможность выбрать дисциплину из категории МагоЛего (на 1-м году обучения), а также интересующий их MOOC (massive open online course) (на 2-м году обучения).

Научно-исследовательский семинар

Научно-исследовательская деятельность студентов на Программе осуществляется на базе регулярного научно-исследовательского семинара «Современные проблемы инноватики» (НИС), в рамках которого слушатели реализуют групповой исследовательский (или консалтинговый) проект на базе конкретного предприятия. Акцент в исследовательской деятельности делается на изучении исследовательского метода «кейс-стади», методологии организационной диагностики в виде подготовки конкретного кейса, вовлечения студентов в работу «Фабрики кейсов», но при этом допускаются и другие формы исследовательского проекта.
Семинар также предусматривает ведение дополнительной исследовательской работы, изучения методов и инструментов исследований в области инновации, освоения навыков групповой работы, научных коммуникаций, организации научных мероприятий и т.п. Студенты докладывают результаты своих исследований, обсуждают курсовые и выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации), готовят публикации, инициируют обсуждения актуальных публикаций или событий в инновационной сфере. Предусмотрено участие студентов в круглых столах, семинарах и конференциях. В рамках занятий проводятся мастер-классы руководителей и специалистов успешных технологических компаний, технологических предпринимателей, организуются экскурсии на предприятия и в организации.

Проектный семинар

Проектный семинар предоставляет студентам возможность практического освоения и интеграции освоенных знаний, умений и навыков в контексте осуществления группового практического проекта в сфере корпоративной или предпринимательской инноватики. На лекционных занятиях студенты знакомятся с методами и инструментами разработки, обоснования и бизнес-планирования инновационных проектов в корпоративном контексте и/или методиками «бережливого» стартапа и другими методиками управления предпринимательскими проектами. В рамках самостоятельного обучения студенты разрабатывают решения по собственному проекту и представляют и обсуждают их на практических семинарах. По итогам семинара студенты презентуют результаты разработки и реализация собственного инновационного проекта.

Научно-исследовательская практика

В качестве организаций для прохождения практики студентов выступают организации и предприятия, представляющие Институты развития Российской Федерации (такие как Фонд содействия инновациям, Фонд развития Интернет-инициатив и др.), государственные инновационно-активные корпорации (такие как ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» и др.), а также частные компании и корпорации технологического сектора экономики, организации – субъекты инновационной инфраструктуры вузов (Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ и др.), другие предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в построении устойчивой системы управления технологическими, маркетинговыми, организационными инновациями.

Абитуриенты программы

На Программу принимаются предпочтительно выпускники программ бакалавриата и специалитета естественнонаучных и технических направлений образования, имеющие опыт практической работы. Вступительные испытания проводятся в форме конкурса портфолио, в рамках которого оцениваются, в первую очередь, результаты собеседования, мотивационное письмо (на английском языке), активная жизненная позиция, способность к саморазвитию и опыт практической и/или проектной деятельности.

Выпускники Программы могут продолжить свое образование в аспирантуре по кафедре менеджмента инноваций НИУ ВШЭ.

Руководство программой

Академический руководитель Программы

Титов Сергей Анатольевич, доцент, к.э.н., МВА, профессор кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. 

Руководитель образовательных проектов и программ кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ

Кокорина Александра Олеговна, старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ

Руководитель научно-исследовательского семинара Программы

Савелёнок Евгений Алексеевич, к.э.н., доцент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ.

Руководитель проектного семинара Программы

Титаренко Роман Борисович, к.э.н., доцент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ.

Менеджер Программы

Долгова Мария Владимировна, менеджер учебного офиса.


Преподаватели программы

Среди преподавателей Программы — профессиональные управляющие R&D, руководители технологических компаний, обладающие компетенциями как в области науки, техники и технологий, так и в области менеджмента, маркетинга и финансов.

Агамирзян Игорь Рубенович, к.ф.-м.н., заведующий кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, Вице-президент НИУ ВШЭ

Дежина Ирина Геннадьевна, д.э.н., профессор кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, руководитель группы по научной и промышленной политике Сколковского института науки и технологий

Дуненкова Елена Николаевна, к.э.н., доцент кафедры управления инновациями Государственного университета управления

Заморова Татьяна, руководитель направления реализации проектов, DuPontSustainableSolutions, компания DuPont

Зобнина Маргарита Ренатовна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, директор по маркетингу образовательных программ НИУ ВШЭ

Кожевников Алексей Николаевич, PhD, профессор Университета Британской Колумбии, Ванкувер (Канада)

Круглов Михаил Геннадьевич, к.т.н., профессор кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, генеральный директор компании «Эксперт-индекс»

Молодчик Мария Анатольевна, к.э.н., старший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов (НИУ ВШЭ в Перми)

Ненахова Анна Александровна, к.э.н., директор направления Венчурные инвестиции ОК «РУСАЛ»

Огнев Дмитрий Владимирович, директор по развитию бизнеса ЗАО «ТЕКОРА»

Поляков Сергей Геннадьевич, д.э.н., профессор кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, генеральный директор Фонда содействия инновациям и др.