• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хрупкий детский мир

«Все мы родом из детства», — писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Оттуда же родом и многие «взрослые» проблемы. Младенческий, детский опыт влияет на всю нашу жизнь. Именно в тот «невспоминаемый и незабываемый» период формируется первая привязанность, от которой зависит то, как мы выстраиваем отношения с миром, будучи взрослыми. Этому важному этапу посвящен учебный курс нашей МП «Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками». Его ведет клинический психолог, кандидат психологических наук, психоаналитически-ориентированный детский, подростковый и взрослый психотерапевт Полина Андреевна Аузан. Публикуем фрагменты из эссе слушателей и выпускников МП об этом курсе. В своих работах магистранты рассказывают о тех важных открытиях, которые они сделали для себя благодаря лекциям Полины Андреевны Аузан.

Фрагмент работы “Born”

Фрагмент работы “Born”
Kiki Smith, 2002

Первая привязанность

Одна из основных тем, которую изучают на курсе, — теория привязанности, созданная британским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби

«С самой первой лекции во мне проснулся и начал внимательно слушать каждое слово мой собственный внутренний ребенок, — пишет в своем эссе Диана Дудина. — Освоение этой бескрайней темы мы начали с рассмотрения материнско-детского типа привязанности: безопасная привязанность и несколько видов небезопасной, по теме которых учебной группе представили весьма иллюстративный видеоматериал». 

Один из фильмов, который рекомендуют слушателям на курсе к просмотру, — документальная киноработа Джеймса и Джойс Робертсон «Джон. Теория привязанности».  Ее создатели рассказывают о том, как влияет на ребенка кратковременная разлука с матерью. 

«Фильм произвел на меня сильное впечатление и вызвал много эмоций, — делится впечатлениями Евгения Аксёнова. — Именно в детстве закладывается способность справляться со стрессовыми ситуациями, формируются травмы, защиты. Также большую роль в формировании ребенка, его эмоциональном развитии играют семья, физическая взаимосвязь с теми, кто о нем изначально заботится». 

Наблюдать за младенцами

Помимо теории привязанности Джона Боулби, на этом курсе слушатели подробно изучают теорию аффективной регуляции Алана Шора, работы Гари Харлоу, Мэри Эйнсворт, Беатрис Биб. Особый интерес у магистрантов вызывает лекция, посвященная психоаналитическому наблюдению за младенцами по методу Эстер Бик. Он был задуман как учебный и заключается в том, что будущий детский психоаналитик в течение двух лет раз в неделю приходит в семью на час и наблюдает за младенцем. При этом специалист не вмешивается в повседневную жизнь семьи, никак не оценивает и не комментирует происходящее.

«Эта тема зацепила меня, так как я считаю работу с маленькими детьми одной из самых интересных в профессиональном плане, — рассказывает в эссе Дина Гладких. — Наблюдая за младенцем, можно увидеть его первые взаимодействия с первичным объектом, которые впоследствии формируют отношения ребенка с миром. Самым ценным моментом для меня стало понимание того, что наблюдатель в своей роли оказывается открыт всей интенсивности чувств и переживаний как младенца, так и матери (или обоих родителей)». 

Взглянуть по-новому на Винникотта

В своих эссе слушатели пишут, что лекции Полины Андреевны Аузан* помогли им открыть для себя что-то новое в концепциях тех психоаналитиков, которые они изучают в рамках других курсов программы. 

«На одном из занятий Полина Андреевна рассказывала о концепциях Дональда Винникота, — рассказывает Кристина Фогель. — Я много раз слышала о нем от других преподавателей нашей программы, поэтому, когда началась лекция, не думала, что услышу что-то новое. Но Полина Андреевна помогла мне посмотреть на него другими глазами. Несколько мыслей, которые я услышала, меня очень зацепили. Первая — о связи слишком хорошей матери и слишком хорошего аналитика для пациента. Слишком хорошая мать провоцирует своим поглощением два варианта реакции у ребенка: либо тотальное отвержение, либо регрессию и вынужденное слияние с матерью. Что, в свою очередь, делает слишком хороший аналитик? Если он слишком хорошо, слишком рано начинает “понимать” пациента и причинно-следственные связи становления его личности, он лишает клиента возможности понимать себя самостоятельно. В итоге выходит, что не так уж и плохо, если терапевт какое-то время не может “понять” клиента и даже совершает ошибки в интерпретациях. Это уберегает человека от тотального слияния с аналитиком и регрессии. Эта мысль оказалась очень терапевтичной для меня и позволила пересмотреть свои собственные ощущения от ведения личной практики».

Основа всего

Наши магистранты пишут, что лекции Полины Андреевны позволили им по-новому посмотреть на этапы психического рождения и формирования детей, лучше понять роль родителей в этих процессах. 

«Этот учебный курс, на мой взгляд, представляет собой основополагающий массив знаний, без которого невозможно представить себе полноценную психоаналитическую работу со взрослыми людьми», — считает Диана Дудина

«Благодаря лекциям Полины Андреевны я заинтересовалась темой привязанности сильнее, чем могла предположить. Вывод, который я сделала, — младенческий опыт оказывает гораздо большее влияние на то, какими взрослыми мы станем, чем можно подумать! — размышляет Дарья Сахарментова. — Наши первые чувства и опыт обращения с ними, контейнирование; выработка механизмов, которые будут определять наше поведение и, страшно подумать, даже умственные способности. Очень многое зависит от взрослых, которые были рядом. Невролог Даг Ватт назвал раннее младенчество “невспоминаемым и незабываемым” периодом. Мы не можем сознательно вспомнить об этих событиях, но и забытыми их назвать нельзя, так как они буквально встроены в нас и формируют наше поведение».

Лидия Гришина мечтает о том, чтобы подобный курс был доступен всем беременным женщинам. 

«Курс, где бы объясняли, как важно быть эмоционально настроенным на своего ребенка, вовлеченным в него, как значима первичная  встреча с малышом. Сейчас огромное количество подростков — с суицидальными настроениями, с самоповреждениями. Они не умеют понять себя, свои эмоции. Возможно, им как раз не хватало той матери, которая контейнировала бы их эмоции, называла бы их, помогала бы их перерабатывать», — пишет Лидия. 

«Как хрупок детский мир! Как легко мы можем его построить и как легко разрушить, — отмечает в своем эссе Валерия Бикулова. — Как сильно дети зависят от взрослых, от родителей, от первичных объектов. Столько открытий, осознания и понимания того, что ошибки делать можно — но страшно, если их не замечать, не исправлять и не пытаться научиться делать правильно. Работу мы начинаем с себя. Спасибо за этот курс и за хороший теплый материнский объект».

*Полина Андреевна Аузан - психоаналитически-ориентированный детский, подростковый и взрослый психотерапевт, клинический психолог, кандидат психологических наук. Член Ассоциации детского психоанализа, член детской секции Европейской Федерации психоаналитической психотерапии (European Federation for Psychoanalytic Psychotherapy (EFPP), кандидат Международной психоаналитической ассоциации (IPA).

__________

О других курсах нашей магистерской программы можно почитать в специальном разделе РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

__________

 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.