• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

«Всегда не хватает, никогда не заканчивается»

Влечения — одно из ключевых понятий в теории Фрейда. Основатель психоанализа считал их двигателем прогресса. В сегодняшнем выпуске рубрики «Фрейдизмы» расскажем о том, что такое влечение и как оно проявляется.

Раздражение для психического

 

Немецкое слово «Trieb» переводится как «толчок». Именно его использовал Фрейд для обозначения влечения. На французском влечение будет «pulsion» — не только толчок, но и давление, напор, усилие, натиск, порыв.

Влечение — это динамический процесс. В словаре психоанализа Жан Лапланш и Жан-Бертран Понталис пишут, что при влечении есть некоторая движущая сила (давление, энергетический заряд), которая подталкивает организм к некой цели. 

Фрейд сравнивал влечение с «раздражением для психического» и считал, что источник влечения находится внутри организма, и это — телесное возбуждение (состояние напряжения).

Внутри и снаружи

 

Возбуждения, которым подвержен наш организм, бывают двух видов: внешние и внутренние. Внешние возникают периодически и зависят от обстоятельств, от них можно «спастись бегством». Например, когда нам невыносимо жарко, мы можем укрыться в тени (если находимся на улице) или включить кондиционер (если находимся в помещении). И таким образом нейтрализовать внешний раздражитель.

Внутренние возбуждения существуют постоянно и избавиться от них невозможно, так как приток этих раздражений бесконечен.

В работе «Влечения и их судьбы»  Фрейд писал: «Мы открываем сущность влечения в его главных признаках, в происхождении из источника раздражения внутри организма, в проявлении в виде постоянной силы, и отсюда выводим один из его дальнейших признаков, состоящий в том, что бегством невозможно избавиться от его действия».

Компоненты влечения

 

Помимо постоянного импульса и источника в теле, у влечения есть цель и объект. Цель влечения — это его удовлетворение. Удовлетворить влечение — значит устранить раздражение.

Объект влечения — то, что помогает достичь цели. По мнению Фрейда, это самый изменчивый элемент влечения. Объектом может быть посторонний предмет, или часть собственного тела, в течение жизни объект влечения может неоднократно меняться, один объект может удовлетворять сразу несколько влечений и т. д.

Сохранение вида и индивида

 

Изначально Фрейд предложил две группы влечений: влечения Я (или самосохранения) и сексуальные. 

«Совершенно особое значение для наших усилий по разъяснению имеет неоспоримая оппозиция, господствующая между влечениями, служащими целям сексуальности, получению сексуального удовольствия; и другими влечениями, направленными на предохранение и сохранение индивида, т. е. влечениями Я, — писал Фрейд. — Поэт сказал бы, что все активные органические влечения нашей души можно расположить за голодом или за любовью». Жан Бержере понимал эту двойственность как оппозицию между влечениями, которые служат сохранению индивида (влечения Я) и влечениями, которые обеспечивают сохранение вида (сексуальные влечения).

Отметим, что дуализм сохранился и во второй теории влечений, когда Фрейд выдвинул гипотезу о существовании влечения к жизни и влечения к смерти.

Инстинкт или влечение?

 

Фрейд четко разграничивал эти термины. Для него инстинкт — это биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом. А все проявления влечений он сводил к противопоставлению голода и любви, а затем любви и вражды.

Жак Андре приводит такой пример: «Приступ булимии, его необузданность, насильственность — яркая иллюстрация того, что происходит с влечением, когда речь идет не о потребности в еде, а о заполнении пустоты, именно пустоты тела, которое фантазм и тревога сделали похожим на бочку Данаид».

Французский психоаналитик считает, что влечение дублирует инстинкт только для того, чтобы использовать его не по назначению.

«Инстинктивная потребность всегда “знает”, что именно необходимо человеку в данный момент, — пишет Жак Андре. — В то время как “что-то из природы влечения, наоборот, противится полному удовлетворению”. Всегда не хватает, никогда не заканчивается».