• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научиться видеть за нарциссической проблематикой эдипальную

В конце учебного года на нашей магистерской программе состоялся семинар Вассилиса Капсамбелиса - психоаналитика, генерального директора Ассоциации психического здоровья 13-го округа Парижа. Французский психиатр и психоаналитик поделился своим опытом работы с пациентами пограничного функционирования.

Научиться видеть за нарциссической проблематикой эдипальную

Вассилис Капсамбелис уже много лет работает с пациентами не-невротического функционирования. На своем двухдневном семинаре он исследует, как появляется пограничное функционирование, как смещается фокус с эдипальной проблематики на нарциссическую, в какие «ловушки» может попадать психоаналитик при работе с такими пациентами и показывает на клиническом примере из своей практики, как разворачиваются внутренние конфликты пациента.

«Очень важно слушать и слышать пациента, стараться понять, что же с ним происходит, не притягивая его историю к какому-либо теоретическому шаблону, - говорит Вассилис Капсамбелис. – Часто пациент приходит с проблематикой нарциссической дефицитарности и здесь нужно исследовать очень внимательно: даже небольшое количество слов и ассоциаций пациента приводит к «переворачиванию» проблематики с нарциссической на эдипальную».

Показывая слушателям свою работу, мсьѐ Капсамбелис раскрывает нюансы психоаналитического взаимодействия аналитика и пациента: «слушание» аналитика, его помощь в «поднятии» вытесненного на поверхность, появление новых деталей в материале пациента, обладающих значением и смыслом. И все это – максимально подробно, чтобы у слушателей была возможность перенять опыт профессионала и научиться понимать тончайшие движения психоаналитического процесса.

Продолжая разговор о смещении фокуса с эдипальной проблематики на нарциссическую, В. Капсамбелис отмечает «комфортность» нарциссической проблематики и для психоаналитика, и для пациента (атмосфера принятия и сочувствия на сессиях), в то время как эдипальная проблематика требует бóльшей психической работы. Кроме того, «нарцисс» имеет тенденцию избегать сексуальную составляющую, свойственную «эдипу».

Почему так происходит? Почему сейчас, в 21 веке, мы все чаще слышим про нарциссизм? Куда пропали пациенты с эдипальной проблематикой, с которыми работал З. Фрейд? Их как будто бы не стало. Или, возможно, невротические симптомы сегодня растворены в другой проблематике?

В. Капсамбелис предполагает, что невроз был симптомом определенной семейной системы, вписанной в существовавшую социальную структуру. Но меняются обстоятельства и меняются симптомы. Французский психиатр выделяет три фактора, влияющих на это изменение.

Первый – нозографический. Люди страдали и грустили на протяжении многих сотен лет и даже в конце 19 века, когда было классифицировано большинство психиатрических заболеваний, не было такого понятия как «депрессия». Депрессивная клиника была описана в «Исследованиях истерии» З. Фрейда, но «депрессия» как нозографическая категория появилась лишь в работах психиатра Эмиля Крепелина в 1920-е г.г. Э. Крепелин разделил психические заболевания на связанные с нарушением мышления (например, шизофрения) и связанные с нарушением настроения (сюда он относит и депрессию как отдельную нозографическую единицу). Теперь у набора «депрессивных» симптомов появилось свое название.

Во-вторых, происходят диагностические изменения. В центре теории Фрейда находится влечение: формирование различных симптомов и психическая жизнь выстраивалась вокруг судеб влечений (это лежало в основе формирования симптома и нозографических единиц). Однако после работы «Горе и меланхолия» появляется объект. Такой объект, который имеет значение, если его потеря приводит к тяжелым патологиям. То есть появляется категория объекта, признается его важность для субъекта, признаются страдания, связанные с потерей объекта. Эту тему подробно исследовал Карл Абрахам – один из учеников Фрейда. Позже Дональд Винникот напишет о ранней потере объекта, о которой человек не помнит, но бессознательно пытается вернуть тот потерянный объект. И тогда мы можем говорить, что страдания могут появляться не только из-за потери объекта в настоящем, но и потери объекта в прошлом.

«Это новый угол зрения на формирование способов психического функционирования человека, - поясняет В. Капсамбелис. - Именно он позволяет нам в дальнейшем подойти к открытию пограничных личностных расстройств. Таким образом мы переходим от невроза (как набора симптомов) к личностному расстройству (пограничному состоянию)».

Исследования отношений с объектом – тема объемная. Вассилис Капсамбелис показал слушателям своего семинара историю развития этих взглядов. Приводя в пример работы Карла Абрахама, Рене Шпица, Дональда Винникота, Микаэла Балинта, Андре Грина, Хайнца Кохута, Отто Кернберга, Рене Руссийона, он как будто раскрыл то многомерное пространство психоанализа, в котором так много уже исследовано и так много еще неизвестно. Пространство, в котором каждый может начать свое исследование, опираясь на опыт предшественников.

Возвращаясь к факторам, влияющим на смещение эдипальной проблематики в сторону нарциссической, В. Капсамбелис отмечает социокультурный контекст.

«Если мы переходим от симптома к патологии личности, - говорит он, - то как работать с этим? Что в этом случае «норма» и «патология»? Личностное расстройство – это способ функционирования человека и тогда к какой «норме» нужно стремиться?»

При таком взгляде на патологию, работа психотерапевта меняется, появляются новые подходы, термины («принятие пациента», «присутствие», «сопровождение»). Появляется понятие «психического страдания» и представление о том, что страдать – это не нормально. Клиническое поле расширяется: все больше и больше клинических симптомов рассматривается как «патология». Специалисту важно уметь распознать: что происходит с пациентом, какие внутренние конфликты разыгрываются, какая проблематика лежит в их основе.

Вассилис Капсамбелис затронул на своем семинаре множество тем, с которыми встречаются психоаналитики в своей практике: стыд и вина, идеализация и обесценивание, отношения с объектом, поиск «Идеал Я», влечения, особенности невротической и пограничной структуры личности. Основополагающие понятия, история развития психоаналитической мысли, проблематика сегодняшних пациентов – это материал, доступный слушателям магистерской программы и после семинара - к нему можно возвращаться, переслушивать и находить новые смыслы.

Вассилис Капсамбелис - французский психиатр и психоаналитик член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13), уже много десятилетий работает с пациентами, которые функционируют по ту сторону невроза — с пограничными состояниями и психозом.

*** *** ***
Репортаж подготовила Мария Яцкова, слушательница первого курса МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия"
***

 Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — Перенос в психоанализе и психоаналитической психотерапии