• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я иду путем, который мне безумно интересен»

Интервью слушательницы второго курса нашей магистерской программы Наталии Мерцаловой. В недавнем прошлом она — успешный финансовый аналитик, много лет проработала в крупных международных компаниях. У нее за плечами — экономфак МГУ, магистратура Академии имени Плеханова по специальности «Финансовый менеджмент».

Наталия Мерцалова

Наталия Мерцалова

«Все мои внешние жизненные показатели были очень хорошими, но на душе было так тоскливо!», — вспоминает Наталия.

Желание понять, что же с ней происходит, заставило Наталию обратиться к психотерапевту. С этого и начался ее путь узнавания себя. Который впоследствии привел к изучению психоанализа на нашей программе.

Экономист по расчету

— Почему вы решили стать экономистом? Это детская мечта, или были другие причины?

— Нет, это не было мечтой. В 17 лет, в принципе, сложно понять, что тебе интересно. Решение поступать на экономический было достаточно прагматичным. Начало двухтысячных, в памяти еще свежи воспоминания о тяжелых 90-х... Я, как и многие другие выпускники, была уверена, что выбирать нужно стабильную, универсальную профессию в сфере, где потом точно можно найти работу. Ни о какой психотерапии я тогда, конечно, не думала — почти все мои ровесники поступали на юридический или экономический.

Когда заканчивала учебу, мне предложили работать в международной компании. Хорошая зарплата, понятный карьерный рост, интересные перспективы — достаточно привлекательные условия для выпускника вуза без опыта работы.

В этой сфере я застряла на 10 лет, работала в больших международных компаниях в Москве и Милане, занималась различной финансовой аналитикой.

Внешне всё было очень хорошо: я вернулась в Москву после года работы в Италии, перешла в новый отдел, переехала в новую квартиру, у меня были отношения... Но внутри было тоскливо и пусто, и я никак не могла понять, в чем же дело? Почему мне так плохо, ведь по всем показателям я должна быть счастлива! В таком состоянии я, в буквальном смысле, приползла на свою первую сессию к психотерапевту.

В психотерапии я была два года. За это время моя жизнь изменилась кардинально. Я наконец-то поменяла работу, ушла из отношений, в которых не видела будущего; нашла новые, с человеком, за которого затем вышла замуж. Все это произошло при поддержке терапии. Изменить свою жизнь самостоятельно у меня вряд ли бы получилось.

Найти себя

— Как вы пришли к решению учиться на психоаналитического психотерапевта?

— Пять лет назад мы с мужем переехали в Италию. Какое-то время я помогала супругу с его проектами (он занимается стартапами), но потом поняла, что это не мое. Стала думать, чем мне заниматься дальше, в каком направлении развиваться, что делать, где мое место. В голове крутилась мысль о том, чтобы поступить на психологический. Даже рассматривала возможность учиться здесь, в Италии. Но путь к профессии с нуля, с обучения на бакалавриате, показался мне слишком длинным. Да и перспектива учиться с 17-18-летними итальянцами не особо радовала. Подумала: вот если бы я сейчас была той школьницей, которая выбирает вуз, то да, пошла бы на психфак, но теперь-то мне уже поздно! После этого я на какое-то время оставила мысль о том, чтобы стать психотерапевтом. Решила: значит, не судьба…

Нырнуть поглубже

— А потом я узнала о магистерских программах по психотерапии в Вышке (это было в прошлом году). Порадовало, что учиться можно в том числе онлайн, что программы практикоориентированные. Возможность войти в новую профессию с поддержкой опытных коллег, особенно человеку, который всю жизнь занимался чем-то другим, — это очень ценно.

Какое-то время выбирала между бизнес-программой и программой по психоаналитической психотерапии. В итоге выбрала психотерапию. Возможно, сказалось увлечение дайвингом: решила, что мне надо нырнуть сразу поглубже! Я подумала, что психоанализ — это те самые истоки, та база, которая важна для понимания людей, их проблем, поэтому начинать лучше с него. А еще в этом методе действовал мой первый психотерапевт, и я на собственном опыте убедилась, что это работает.

Курс молодой матери

— Сложно учиться?

— Сначала — да, очень. Но нас предупредили, что программа интенсивная, насыщенная, особенно для людей без психологического бэкграунда. Я чувствовала одновременно и дикий голод: хочется успеть на все лекции, сходить на все супервизии — и страх что-то упустить. Определенный отпечаток накладывает и онлайн-формат. Хотя программа организована очень хорошо, живого общения, живого посещения занятий, взаимодействия с сокурсниками и преподавателями все же не хватает. Надеюсь, что в конце учебного года мне удастся приехать в Москву, и я успею походить на лекции и практикумы.

Мне было сложно еще и потому, что, поступая на программу, я была уже в положении. Мой малыш родился в январе, сейчас ему восемь месяцев. Но у меня замечательный муж, который меня очень поддерживает и помогает. Вообще, поддержка близких — это важно. Без нее учиться было бы труднее, особенно если есть маленькие дети.

Постепенно, где-то на втором месяце обучения, все стало вставать на свои места. Начинаешь идентифицировать людей, а они узнают тебя. Пытаешься что-то комментировать на лекциях и супервизиях.

А еще для меня эта программа стала буквально курсом молодой матери! На лекциях нам рассказывали о том, как формируется психика ребенка, как важен первый год его жизни и взаимодействие с мамой. Для меня эта информация оказалась очень нужной и ценной.

Выйти из круга

— За этот год вы сильно изменились внутренне?

— Сложный вопрос. Для меня весь прошлый год был насыщенным: я пошла учиться, стала мамой… Когда ты погружен в программу, то начинаешь анализировать себя, свою жизнь. У меня появилось много моих собственных воспоминаний, мыслей, переживаний. Ты замечаешь, что какие-то паттерны постоянно повторяются, но теперь уже понимаешь, что с этим можно разбираться, а не продолжать ходить по кругу. Недавно я вернулась в терапию — как раз для того, чтобы доработать те моменты, которые остались непроработанными во время первой.

Конечно, не обошлось и без «дикого психоанализа», когда анализируешь не только себя, но и мужа, людей вокруг — этот процесс трудно остановить. Иногда он очень болезненный и мучительный. А еще бывает тяжело слушать на супервизиях какие-то истории.

Ты понимаешь, что боли в мире гораздо больше, чем было видно до этого.

С другой стороны, в нашей профессии есть надежда — она ведь помогающая! Мы все пришли в нее, в том числе, для того, чтобы помочь другим людям сделать их жизнь хотя бы немного счастливее, легче, проще. Это наполняет и дает ресурс.

— Когда вы начали практику? Помните вашего первого пациента?

— Практиковать я начала в конце второго семестра — ждала, когда малыш немного подрастет. Первый клиент, девушка, оказался сложным — во время сессии она почти всё время молчала, ничего о себе не рассказывала, и молчание это было не психотерапевтически полезным, а достаточно тяжелым, непродуктивным. Но такое начало практики не отбило у меня желания работать дальше.

Я очень благодарна нашему руководителю Андрею Владимировичу Россохину за слова: «Разрешите себе потерять первых 100 клиентов!». Всё время держу их у себя в голове, хотя очень надеюсь, что «потерянных» клиентов будет меньше.

— В конце этого учебного года вам предстоит защита магистерской диссертации. Тему уже выбрали?

— Пока нет, думаю. Есть несколько направлений, которые мне интересны. Хочу также воспользоваться возможностью написать работу в группе. На мой взгляд, это интересный опыт, который позволит объединить несколько практических кейсов и сделать исследование более насыщенным и целостным. Теория — это одно, ее можно прочитать в книгах. А вот практические кейсы — как раз то, что действительно уникально. Личной практики у многих из нас пока немного. Объединившись, мы могли бы помочь друг другу, да и работа в группе сама по себе должна быть очень интересной.

Будьте заметными

— Что бы вы посоветовали первокурсникам?

— Я бы повторила слова директора нашей МП Екатерины Владимировны Фёдоровой, которые она говорила много раз: быть бережнее к себе и не пугаться того, что сначала будет много информации. В какой-то момент может даже показаться, что тебя просто заваливает лавиной, и ты никак не можешь управлять этим процессом.

В такие моменты нужно просто расслабиться и не переживать.

Это нормально, что много непонятного — особенно если нет базового психологического образования. Просто наблюдайте, присматривайтесь, активнее участвуйте во всех мероприятиях. Это уже второй совет от меня.

Старайтесь стать частью сообщества, не выпадайте из него. Не бойтесь задавать вопросы, комментировать, проявлять себя. Я с самого начала старалась быть активной, чтобы меня заметили и запомнили.

Советую также, по возможности, быть в своей терапии — это помогает в учебе. А еще рекомендую посещать занятия и в офлайне: живое общение — это ценно, особенно сейчас.

Профессия-путь

— Вы сказали, что у вас долгое время было ощущение, что вы не на своем месте. Сейчас появилось чувство, что вы там, где нужно быть?

— Сложно сказать, на своем ли я месте. Для этого, наверное, нужно быть уже состоявшимся специалистом.

Но у меня точно есть ощущение, что я на правильном пути. Он безумно мне интересен, и я знаю, что он приведет меня туда, куда надо.

С другой стороны, профессия психоаналитика, на мой взгляд, не предполагает какую-то завершенность, конечность. Даже самые опытные специалисты испытывают это ощущение — как мало я, на самом деле, знаю! И чем больше узнаешь, тем больше осознаешь, как много в этом мире есть того, чему еще предстоит научиться. По сути, это профессия-путь, а не цель.

— Кем видите себя лет через пять?

— Заглядывать так далеко трудно, особенно сейчас, когда мир вокруг меняется настолько стремительно и кардинально. Я хотела бы развиваться в психотерапевтическом поле. Сначала настраивалась только на работу онлайн, но сейчас разрешила себе мечтать, что однажды у меня появится свой собственный кабинет в Италии, и теперь визуализирую мечту! Пока совершенно не представляю, как это сделать, какие у меня здесь могут быть клиенты. Но я надеюсь и верю, что когда-нибудь эта мечта сбудется.

 

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ