• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Персей, Медуза и щит Афины

Французский психоаналитик Жан-Пьер Винтер писал, что мифы позволяют осознать то, что иначе осознать невозможно. Он называл их не просто увлекательными историями, а иллюстрациями того, что сложно выразить словами.В нашем спецпроекте «Мифотерапия» продолжаем рассказывать о мифах, которые находят свое отражение в психоаналитической теории. Герои сегодняшней публикации — Персей и Медуза Горгона.

Персей, Медуза и щит Афины

История Персея

В древнегреческой мифологии с Персеем связано несколько историй. Одна из них наиболее интересна для нас — это миф о Медузе Горгоне.

Чтобы избавить свою мать Данаю от любовных посягательств царя Полидекта, Персей должен был совершить подвиг — убить одну из трех сестер Горгон и принести царю ее голову.

Сложность была в том, что оружием Горгонам, перед которым никто не мог устоять, служил их взгляд. Каждый, кто сталкивался с ним, мгновенно обращался в камень.

Однако Персей выполнил задание Полидекта и добыл голову Медузы.

Только ли смелость помогла ему в этом? Вовсе нет.

В распоряжении героя были волшебные артефакты: шлем Аида, дающий невидимость; сандалии с крыльями, позволяющие летать по воздуху. А также волшебная сумка, подстраивающаяся под размер того, что в ней лежит, и медный щит — подарок богини Афины.

Медуза как символ реальности

Французский психоаналитик, психиатр и философ Франсис Паш в своей статье «Щит Персея, или психоз и реальность» пишет о том, что Медуза — это часть внешней реальности. Реальности, которая ужасает.

И действительно, образ мифической Медузы выглядит устрашающе: медные руки со стальными когтями, змеи вместо волос, острые клыки и красные, горящие от ярости глаза.

Человека, не обладающего «щитом», такая реальность повергает в тревогу. В какой-то момент она становится невыносимой и вовсе перестает восприниматься: подобно персонажу древнегреческого мифа, человек «обездвиживается», как если бы его превратили в камень.

Такое состояние оцепенения французские психоаналитики называют «медузаж» (наши коллеги назвали его «замри»). Оно возникает при столкновении с угрозой, травмой или потерей.

«Окаменевшей» жертве внешняя реальность-медуза уже не страшна: человек поглощен ею, свобода его мыслей и действий заблокирована.

Необыкновенный щит

От этого оцепенения может спасти щит. Подарок Афины становится для Персея одновременно и щитом (защитной оболочкой), и зеркалом.

Как пишет Франсис Паш, зеркальная функция помогает узнавать и оценивать внешние силы, а защитная — сопротивляться им.

В символическом плане щит Афины — это, скорее, материнское напутствие, позволяющее противостоять угрозам внешней реальности (то, что каждая мать должна дать своему ребенку).

Не менее важна способность щита отзеркаливать. Благодаря ей вещи отражаются такими, какими есть. Щит «гасит» парализующий взгляд Медузы и дает возможность Персею посмотреть на нее без угрозы быть превращенным в камень.

Использование в психоанализе

Отметим один интересный момент. В мифе Персей использует свой трофей с недоброй целью — подобно убитой им Медузе, с помощью отрубленной головы он превращает своих противников в камень, как если бы, став обладателем столь мощного оружия, стал использовать его ради личной выгоды.

Как тонко заметил Франсис Паш, в этом смысле «психоаналитик должен быть неким раскаявшимся Персеем».

На наш взгляд, важнее уметь использовать не «голову Медузы», а «щит Персея».

Каждый может столкнуться с ужасающей ситуацией, вызывающей оцепенение, в которой единственным желанием становится желание замереть.

Умение взглянуть на происходящее со стороны, с позиции наблюдателя (третьего), разделить внешнее и внутреннее — это и есть символическое использование щита Персея.

***

Другие публикации спецпроекта «Мифотерапия»:

 

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.