• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смог Фрейд, смогу и я?

«Самоанализ — это попытка быть и пациентом, и аналитиком одновременно», — считает американский психоаналитик Карен Хорни. Приглашаем вас поговорить о том, можно ли погрузиться в исследование внутренних конфликтов и проработать травматичный опыт самостоятельно?

Promising, 2018

Promising, 2018
Kiki Smith

В попытке понять себя

Вероятно, каждый человек хотя бы раз в жизни делал попытку разобраться в себе, своих мыслях, чувствах, отношениях. Например, заметив свою злость, мы можем мысленно «перемотать назад» недавние события нашей жизни и понять, на что именно мы злимся, что стало отправной точкой. Это такой эпизодический самоанализ. Чаще всего к нему обращаются в несложных повседневных ситуациях.

Другое дело — более серьезные проблемы. Регулярные приступы тревоги, навязчивые мысли, ухудшение здоровья: список может быть бесконечным... В этом случае нужна длительная и систематическая работа над собой. Цель которой — не просто выяснить причину, но и по возможности устранить ее, стать более подготовленным к преодолению жизненных трудностей.

Два в одном

Помочь в этом может психотерапевт. А что, если обратиться за помощью к специалисту нет возможности? Можно ли проанализировать себя самому? Американский психоаналитик Карен Хорни считает:

Мнение о том, что познать себя довольно легко — иллюзорно. Люди, которые ступят на обещанную им легкую дорогу, либо приобретут ложное чувство самодовольства, полагая, что они всё о себе знают, либо разочаруются, столкнувшись с первыми серьезными трудностями, и решат оставить поиск истины как неблагодарную работу.

В психоаналитическом пространстве у пациента есть аналитик, его знания, опыт, помощь и поддержка. И роли пациента и аналитика разделены. Один получает возможность свободно выражать свои мысли — всё, что приходит в голову, а другой использует свою квалификацию, чтобы понять — как устроена психика пациента, какое действие разворачивается на сцене его внутреннего театра и как ему можно помочь.

В случае самоанализа эти роли слиты. И возникает вопрос: может ли человек, не обладающий нужной подготовкой, знаниями и опытом, провести эффективный самоанализ?

Карен Хорни приводит истории своих пациентов, успешно практикующих самоанализ. Но все они — люди, имеющие опыт личного психоанализа, знакомые с техникой и обладающие знанием о себе.

Ограничения самоанализа

Психоанализ — постепенный процесс, временами тяжелый, болезненный и неприятный. В особенно сложные периоды помощь аналитика необходима. Появление вытесненного материала из личной истории пациента вызывает у него тревогу и выводит на первый план чувства, до этого скрытые в бессознательном.

Психика человека устроена так, что она выстраивает отличные защиты против открытий, которые не готова принять. Тем более, если это открытия о самом себе...

Человек, пытающийся провести самоанализ, просто не сможет сделать таких самонаблюдений, которые бы привели к инсайтам, выдержать которые его психика пока не способна. Или он будет интерпретировать их так, что упустит самое важное.

Другой рядом

А что говорят о возможностях самоанализа психоаналитики?

Как бы ты сам себя не изучал, не исследовал, всегда нужен другой человек, который поможет тебе погрузиться в психоаналитическое путешествие и открывать свой внутренний мир, — уверен руководитель нашей магистерской программы Андрей Владимирович Россохин. — Вытащить себя за волосы как барон Мюнхгаузен может только всемогущий. А состояние нарциссического всемогущества крайне опасно.

В одном из интервью Андрей Владимирович рассказал о том, как спустя три-четыре года личного психоанализа у Юлии Кристевой понял, насколько поверхностными были его представления о себе, накопленные за годы самоанализа...

Легендарный психоаналитик современности, наш приглашенный почетный профессор Рене Руссийон также убежден, что самоанализ не дает главного — не может наделить события смыслом. Для этого и нужно аналитическое пространство и другой человек рядом, способный помочь переработать и интегрировать ранний травматичный опыт.

А как же Фрейд?

В заключении отметим, что, исследуя свои сновидения, Зигмунд Фрейд признавал, что самоанализ возможен.

Его ученик и первый биограф Эрнест Джонс писал, что основатель психоанализа придерживался мнения, что любой человек, который честен, вполне нормален и видит много сновидений, может многого добиться в самоанализе. Но не каждый человек является Фрейдом.


***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.