• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Горацио Этчегоен: даруя свет и побеждая тьму невежества

13 января исполнится 105 лет со дня рождения Горацио Этчегоена — выдающегося аргентинского психоаналитика, автора книги «Основы психоаналитической техники», которая считается классическим руководством для психоаналитиков и психоаналитических психотерапевтов. В этом масштабном труде отразилась одна из главных черт Этчегоена — широта взглядов и умение сочетать различные точки зрения. О том, как убежденный фрейдист, которым Горацио Этчегоен был в начале своего профессионального пути, стал ученым, ценившим и распространявшим различные психоаналитические теории, читайте в нашей новой статье.

Горацио Этчегоен: даруя свет и побеждая тьму невежества

Первая потеря

Горацио Этчегоен родился в городе Бурсако, провинция Буэнос-Айрес, недалеко от столицы Аргентины. Он был младшим ребенком в семье. Кроме него, у родителей подрастали еще двое сыновей. Отец Горацио работал врачом. Это был порядочный, честный человек, глубоко преданный жене и детям. Горацио так и не довелось узнать его — мальчику было всего пять месяцев, когда отец умер. Но благодаря матери, а также дяде и тете, Горацио всегда чувствовал связь с отцом. Осознать это в полной мере он смог много позже, когда проходил личный анализ. Работа с аналитиком также помогла Горацио Этчегоену восстановить образ отца во многих аспектах. Впоследствии этот опыт особенно повлиял на совершенствование его техники работы с пациентами.  

Ла-Плата — Буэнос-Айрес

После окончания школы Горацио размышлял о том, чтобы стать юристом, как его крестный отец. Но благодаря одному из братьев, получившему образование врача, он заинтересовался медициной. В 1938 году будущий психоаналитик поступил на медицинский факультет Университета Ла-Платы, недалеко от Буэнос-Айреса. 

Диплом врача Этчегоен получил через 10 лет: спешка не была его сильной стороной. Взявшись за изучение какой-либо темы, он стремился исследовать ее досконально. Среди других причин, которые затянули образовательный процесс, стал его брак со студенткой литературного факультета Элидой и связанная с этим необходимость работать в университетской библиотеке. Брак Горацио и Элиды оказался счастливым: супруги прожили вместе до глубокой старости и поддерживали друг друга во всем.

У них родилось трое детей — дочери Алисия и Лаура и сын Альберто. Дочери пошли по стопам отца — стали психотерапевтами. Сын выбрал профессию физика-ядерщика.  

Во время учебы Этчегоен увлекся психиатрией. Он решил специализироваться в этой области. Психоанализ Горацио открыл для себя именно благодаря этому интересу. Как раз в тот период он прочитал один из номеров «Аргентинского журнала психоанализа», после чего захотел получить психоаналитическое образование. Этчегоен поступил в Институт психоанализа Аргентинской психоаналитической ассоциации.

На тот момент ей руководил Энрике Пишон-Ривьер — один из пионеров психоанализа в Аргентине. Он был первым учителем Горацио Этчегоена. 

Первым аналитиком Этчегоена стал Лучо Расковски, но эта работа оказалась не особенно плодотворной и прекратилась через год. Зато второй анализ, который Этчегоен проходил у польско-аргентинского психоаналитика Генриха Ракера, продлился семь лет, с 1950-го по 1957-й. Он оказывал ключевое влияние на работу и идеи Этчегоена на протяжении всей его жизни.

«Ракер был центральной фигурой в моем психоаналитическом обучении», — говорил психоаналитик. И шутя добавлял, что свою теорию контрпереноса Ракер построил благодаря аналитической работе с ним.  

Психоаналитическое обучение Этчегоена продолжалось три года. Всё это время он продолжал жить и работать в Ла-Плате. Утром уходил на службу в психиатрическую больницу Мельчора Ромеро, а после работы ехал в Буэнос-Айрес. Домой возвращался около часа ночи. 

10 лет в Мендосе

Вскоре после того, как Этчегоен закончил Институт психоанализа, Энрике Пишон-Ривьер предложил ему возглавить кафедру психиатрии Национального университета Куйо в Мендосе — крупнейшего в Аргентине вуза. В 1957 году психоаналитик переехал туда. Этот этап его жизни продлился 10 лет. Этчегоену в ту пору пришлось совмещать несколько видов деятельности — как преподавателя, психиатра и психоаналитика. Многие его идеи и разработки получили признание Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Одним из значительных достижений Этчегоена стало открытие в Центральной больнице Мендосы, имевшей статус лечебного учреждения общего профиля, отделения неотложной психиатрической помощи. Выдающееся событие для того времени!

«Он учил нас с уважением относиться к страданиям больных, понимать психопатологию психотических пациентов, — вспоминают ученики психоаналитика. — Именно тогда зародилась будущая психоаналитическая философия Мендосы».

Будучи в то время единственным в городе аналитиком, Этчегоен начинает личный анализ нескольких врачей, которые впоследствии создадут Психоаналитическую ассоциацию Мендосы. В одном из интервью он говорит: «Нехорошо, когда контакт между аналитиком и пациентом происходит вне аналитической ситуации». Но на тот момент другого выхода у него не было. Позже к Этчегоену присоединился Бернардо Аренсбург — выпускник Французской психоаналитической ассоциации. Он стал тем человеком, который пробудил в Этчегоене интерес к работам Мелани Кляйн и Жака Лакана. 

Впрочем, аналитику удалось найти общий язык не со всеми коллегами по кафедре. Многие из них, будучи ярыми консерваторами, были агрессивно настроены по отношению к психоаналитикам, видя в них угрозу привычным и понятным устоям. «Этчегоен был для них чумой», — пишет один из учеников аналитика. Его коллеги-«доброжелатели» сделали всё возможное, чтобы в 1966 году тот лишился всех постов, несмотря на успешно сданный университетский экзамен. 

После этого Этчегоен навсегда уехал из Мендосы. Из учебной поездки в Лондон, которая стала возможной благодаря стипендии ВОЗ, он вернулся уже в Буэнос-Айрес. 

В Лондон!

Год, проведенный аналитиком в столице Англии, был ярким и насыщенным. Личный анализ у Дональда Мельтцера, посещение семинаров Бетти Джозеф, Эстер Бик, Герберта Розенфельда, Ханны Сигал и других выдающихся британских психоаналитиков; работа с пациентами Тавистокской клиники — всё это стало той почвой, которая сформировала  его широкий и глубокий взгляд на психоанализ, способность гармонично сочетать и интегрировать различные психоаналитические подходы. 

Помочь другим открыть в себе аналитика

В 1967 году Горацио Этчегоен вернулся в Аргентину и вступил в Аргентинскую психоаналитическую ассоциацию (АРА). С 1970 года он начал читать лекции по психоаналитической технике — сначала слушателям Института психоанализа АРА, затем в Психоаналитической ассоциации Буэнос-Айреса. 

Психоаналитическая техника — это та тема, которая интересовала Этчегоена с самого начала его профессиональной карьеры в 1950 году. По его собственным словам, чем больше он читал, чем больше наблюдал за своими анализантами, тем больше старался держаться подальше от жесткой защиты схоластических позиций. «Полная защита идей проистекает, скорее, из невежества, чем из энтузиазма», — писал психоаналитик. 

Преподавательская деятельность побудила его сесть за написание фундаментальной работы «Основы психоаналитической техники», в которой он обобщил свой практический опыт. Эту книгу Этчегоен писал на протяжении пяти лет. 

Сложность аналитической ситуации такова, что в ней редко могут существовать фиксированные правила. В аналитической практике единственно верный рецепт состоит в том, чтобы проверить и сопоставить все доступные элементы суждения, а затем выбрать путь, который кажется нам наиболее верным, осознавая, что каждый момент неповторим, — размышляет Горацио Этчегоен в предисловии ко второму изданию книги. — Конечно, не может быть практики, не основанной на теории, и ни один психоаналитик не сомневается в том, что между теорией и практикой существует улица с двусторонним движением; что одно питает и обогащает другое. Но, на мой взгляд, если мы начнем с практики, то сможем подойти к теоретическим проблемам лучше, чем когда мы изучаем и сравниваем теории друг с другом. 

Эта работа стала классическим руководством по психоаналитической технике. Она переведена на английский, итальянский, русский, французский и румынский языки. Надежды Этчегоена на то, что его труд станет хорошим подспорьем для коллег и поможет им «открыть в себе тех аналитиков, которыми они на самом деле являются», полностью оправдались. 

«Со свободой и вдумчивостью»

Горацио Этчегоен вел активную профессиональную и общественную жизнь до глубокой старости. Он стал первым латиноамериканским аналитиком, избранным на должность президента IPA. Этчегоен руководил ей с 1993-го по 1997-й годы. Комментируя свое избрание, психоаналитик подчеркнул, что это доказательство того, что «латиноамериканский психоанализ показал себя способным ассимилировать различные теории и точки зрения со свободой и вдумчивостью».

Его интернациональный менталитет позволил ему развить эффективные контакты и отношения с психоаналитиками в Северной Америке и Европе, выстроив с ними чрезвычайно плодотворный диалог, — пишет экс-президент IPA Стефано Болоньини. — Он сыграл важную роль в распространении идей IPA в местных психоаналитических обществах в то время, когда международные контакты были всё ещё исключением.

В 1996-м Этчегоен получил премию Фонда Konex в номинации «Психоанализ», а три года спустя — премию Мэри Сигурни. В том же 1999-м Национальный университет Сан-Луиса присвоил психоаналитику звание почетного доктора, а в 2009 году он стал обладателем звания почетного профессора Университета Буэнос-Айреса. Вплоть до 2008 года Этчегоен активно участвовал в международных психоаналитических конференциях. 

Великий мастер психоанализа, тонкий клиницист. Любящий, заботливый отец и дедушка. Невероятно увлеченный человек. Каким-то образом ему удавалось быть твердым, но в то же время теплым и сострадательным, — вспоминает его коллега Вирджиния Унгар. 

Горацио Этчегоен умер 2 июля 2016 года в возрасте 97 лет в окружении детей, внуков и близких друзей. «Старение и смерть — часть жизни, но это не уменьшает нашу боль от этой утраты», — пишет в некрологе, посвященном психоаналитику, его ученица Джулия Лозон М.

Психоаналитик Ванда Мария де Карвальо Пимента, вспоминая встречу с 89-летним Этчегоеном на 27-м Латиноамериканском психоаналитическом конгрессе в 2008 году, рассказывает, что лучше всего ее ощущения от знакомства с Горацио могли бы передать строки из стихотворения поэта Фернандо Пессоа: «Чтобы быть великими, будьте цельными: не преувеличивайте и не исключайте ничего о себе. Будьте всем во всём. Вкладывайте столько, сколько у вас есть, в самое малое, что вы делаете. Луна сияет своим великолепием в каждом озере, потому что она живет высоко».

«Такие люди, как Горацио Этчегоен, подобны луне, символизирующей знания и мудрость, — пишет Ванда Мария. — Окутанная тайной, она величественно сияет, даруя свет, побеждая ночь и тьму невежества. Так же и Этчегоен своим присутствием внушал уверенность, спокойствие, освещая нашу жизнь и показывая нам путь».

__________

В разделе ПСИАНТРОПОЛОГИЯ вы можете прочитать еще больше историй о жизни и профессиональном пути известных психоаналитиков прошлого и современности.

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.