• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Туристическая отрасль в Узбекистане: возможности и проблемы

Вчерашние студенты уже стали специалистами и профессионально рассуждают о туристической отрасли. Наша выпускница Екатерина Гонта рассказала о состоянии туристической сферы Узбекистана, о её возможностях и проблемах.

В 2017 году я закончила бакалаврскую программу «Экономика» НИУ ВШЭ, а в 2019 г. – магистерскую программу «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». После окончания магистратуры я решила вернуться в свой родной город – Ташкент - для того, чтобы работать в туристической отрасли именно там.

Туризм в Узбекистане был предметом моего интереса ещё до поступления в магистратуру. Только начав обучаться на нашей магистерской программе, я точно осознавала, что моя магистерская диссертация будет связана с «гостиничными финансами». Будучи уже на втором курсе обучения, я решила, что объектом моей работы должен быть Узбекистан, а зная, какие основные проблемы тормозят развитие туристической отрасли в стране, сформулировать тему своей будущей работы было несложно. В итоге я выполнила магистерскую диссертацию по теме «Разработка финансовой модели как части инвестиционного проекта по открытию отеля в Узбекистане».

Проработав уже несколько месяцев в Ташкенте в туристической компании Dolores Travel Services (в ней же я проходила научно-исследовательскую практику на 2 курсе), которая специализируется на въездном туризме, я могу охарактеризовать туристическую отрасль Узбекистана как привлекательную для инвесторов, а для потенциальных сотрудников – очень интересной.

Туризм и гостеприимство в Узбекистане становятся стратегической отраслью экономического развития республики. С развитием туристического потенциала связывают решение социально-экономических проблем республики – создание дополнительных рабочих мест, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг, повышение благосостояние народа в целом.

Узбекистан, располагая внушительным туристическим потенциалом (прежде всего исторические центры г. Бухара, Самарканд, Хива), по праву может претендовать на роль ключевого туристического хаба в Центральной Азии.

Туристическая отрасль развивается в Узбекистане бурными темпами, о чем свидетельствует тот факт, что за 15 лет (2002-2017 гг.) количество зарубежных туристов выросло в 15,5 раз, при этом в 2018 году поток туристов увеличился в разы (5,35 млн. чел.) по сравнению с предыдущим годом (2,69 млн. чел.).

Среди безусловно позитивных результатов - ослабление визового режима для более, чем 50 стран, открытие в столице таких гостиниц как Hyatt Regency Tashkent, Lotte City Hotel Tashkent Palace (открытие было в октябре 2013 года). Уже совсем скоро состоится открытие отеля Hilton на территории Tashkent City. Для частных предпринимателей предоставлено много возможностей для строительства новых отелей, либо реконструкции старых, что проявляется в предоставлении земель и пустующих зданий на безвозмездной основе, усилению защиты прав собственности.

Однако, конечно, в туристической отрасли есть проблемы. С моей точки зрения ключевой проблемой остается то, что в этих условиях развитие соответствующей инфраструктуры в сферу туризма не поспевает за стремительным увеличением туристического потока в Узбекистан. Это касается, прежде всего, количества средств размещений для туристов, что в свою очередь актуализирует необходимость строительства комфортабельной и отвечающей современным требованиям инфраструктуры (отели, гостиницы, пансионаты, и т.д.). Недостаточное количество квалифицированных кадров продолжает тормозить развитие туристического потенциала. 

Неразвитость инфраструктуры, прежде всего, характеризуется нехваткой средств размещения в таких городах, как Самарканд, Бухара, Хива, которые являются основными туристическими центрами республики. Кроме того, проблема также заключается в несовершенной транспортной системе. Это касается не только внешних авиаперелётов, но и внутренних. Внутренние авиалинии не могут на данный момент обеспечить всех туристов посадочными местами. Та же ситуация с железнодорожными перевозками. К примеру, в высокий туристический сезон (а это 6 месяцев) на скоростной поезд «Afrosiab», эксплуатирующийся на скоростных линиях Ташкент – Самарканд – Карши и Ташкент – Самарканд - Бухара и пользующийся высоким спросом среди иностранных туристов и местного населения, достаточно сложно достать билеты.

Что касается внешних авиаперелетов, то в данном случае стоит отметить высокую стоимость авиабилетов. Это связано, прежде всего, с тем, что национальная авиакомпания «Узбекистан хаво йуллари» является монополистом на рынке Узбекистана.

Но, несмотря на существующие проблемы, туристический поток в страну продолжает расти за счет активной работы правительства и государственного комитета по развитию туризма. Мы в отрасли надеемся, что эти проблемы будут решены благодаря Концепции развития сферы туризма Республики Узбекистан в 2019-2025 годах, которая предусматривает реализацию комплексных мер по развитию туризма и созданию благоприятных условий, в том числе в инвестиционной и налоговой сферах в этом направлении.

То есть для нас, сотрудников туристической отрасли Узбекистана, сейчас наступает очень интересное время. От всей души желаю, чтобы туризм моей страны развивался, давая жителям новые рабочие места, способствовал развитию инфраструктуры, а гости Узбекистана получали удовольствие и приятные впечатлений.