• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практика на Балтике–2011: новый исследовательский уровень

1 августа в Каунасе, на базе Университета имени Витаутаса Великого, открылась XI Международная летняя исследовательская школа «Практика на Балтике», традиционно организуемая кафедрой публичной политики ВШЭ. О программе школы и новых направлениях исследований, проводимых на ней, рассказывает ее научный руководитель, заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ Нина Беляева.

— Нина Юрьевна, в буклете, выпущенном к открытию школы, отмечается, что первая «Практика», состоявшаяся в 2001 году, и ее нынешнее «издание» — это, по сути, две разные школы. В чем эти различия проявляются?

— Я бы выделила два процесса. Во-первых, Вышка — исследовательский университет, и это обстоятельство задает новые рамки нашей деятельности. Увеличивается научная и исследовательская составляющая каждого курса, каждой магистерской программы, предлагаемой университетом. Наша летняя школа также является частью учебного процесса, ее участники получают за свою работу академические кредиты — три кредита за доклад на школе и шесть кредитов за предоставление статьи, которую можно опубликовать. Мы по традиции выпускаем сборники по итогам школы, последний из них, по следам «Практики-2010» в Осло, получился самым объемным, он включает семь глав, так как на школе работали семь исследовательских групп. То есть мы осознанно ориентируемся на научность и повышение качества исследований, проводимых или намечаемых в рамках школы. Во-вторых, продолжает расти уровень преподавателей и экспертов, которых мы приглашаем на школу. Более того, экспертам настолько нравится у нас работать, что они сами начинают предлагать темы для обсуждения на школе.

— Значит ли это, что изменениям подвергается и формат работы школы?

— Конечно. Фокусирование на исследовательской работе влияет на все аспекты нашей деятельности — от поиска партнеров до выбора тем. В каждой рабочей группе на школе у нас теперь, как минимум, два руководителя, один из которых представляет Вышку, а другой является приглашенным экспертом или представляет вуз-партнер по организации «Практики». Объединившись, они могут показать инструментарий и рассказать о тенденциях на их исследовательском поле. Таким образом обеспечивается и междисциплинарный характер школы. Например, в этом году группой «Networked Economy» руководят завсектором Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Ирина Семененко, занимающаяся проблемами идентичности и сетевыми сообществами, и Алексей Белянин, который занимается поведенческой экономикой и экономическими сетями. Принято считать, что политологи и экономисты к понятию «сетей» подходят с разных сторон и используют для их анализа разные механизмы. Но на деле выясняется, что многие механизмы — общие, а главные различия лежат в области терминологии.

— Какие еще исследовательские группы сформированы на «Практике–2011»?

— Продолжит свою работу группа «Local Governance». В прошлом году в Осло она основное внимание уделила сравнению процессов выстраивания отношений между гражданами и муниципалитетами в Норвегии и России. Контраст, конечно, был разительным. В этот раз мы хотим от контрастов перейти к поиску решений, и в этом смысле опыт Литвы с недавним советским прошлым и существенным «куском» общей с Россией истории может оказаться очень полезным. В первый день на школе выступает вице-мэр Каунаса Повилас Мациулис, а затем участники школы посетят ряд муниципалитетов. Руководителями группы стали Оксана Черненко, исследующая проблемы российского муниципального права, и Герхард Эрмишер — эксперт Совета Европы и лидер международной экспертной НГО с центром а Австрии, занимающейся ландшафтным дизайном. Казалось бы, это совсем узкая специализация, но на самом деле Герхард Эрмишер рассматривает ландшафтный дизайн в контексте культурного развития территории, и нам хотелось бы перевернуть привычное для России восприятие местного самоуправления — представить муниципалитет как форму культурного взаимодействия разных групп граждан, а не просто как орган власти.

С этой же темой отчасти «перекликается» работа другой исследовательской группы, «European Cultural Landscape», которую возглавляют известный фотограф и художественный критик Миндаугас Каваляускас и музыковед, философ и политолог Леонидас Донскис. Професор Донскис, кроме того, является одним из ведущих экспертов по европейской интеграции, он был избран от Литвы в Европарламент и сейчас возглавляет там комитет по правам человека. Они расскажут о том, как развивался и менялся культурный ландшафт Литвы в досоветский, советский, постсоветский и европейский период. В этой группе, пожалуй, самый разнообразный состав участников — там и исследователи с факультета философии, и с факультета политологии, и с факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, а один из студентов, обучающийся сейчас на магистерской программе «Политический анализ и публичная политика», является выпускником консерватории и будет рассматривать взаимосвязь музыки и политики.

Группа «Global Democracy» включает в себя «костяк» исследовательской группы «Математические модели демократии», поддержанной исследовательским грантом НИУ ВШЭ, который работает на «Балтике» уже третий год. На сей раз вместе с Дмитрием Зайцевым в качестве соруководителя выступает вице-омбудсмен Роттердама Симон Маттизен. Эта группа тесно сотрудничает с параллельной группой «Human Rights Network», где вместе со мной работает профессор Болонского университета Марко Бальбони. Наконец, Юрий Фогельсон собрал очень сильную группу по проблемам использования «мягкого» права — «Soft Law: Regulation and Self-Regulation».

— В чем будет заключаться работа участников школы?

— От участников мы будем ожидать того, чего раньше не требовали. Дело в том, что руководство Вышки и коллеги по университету, оценивая наш проект, сказали: «Сборники по итогам школы вы делать научились. А «слабо» подготовить еще и статьи для зарубежных реферируемых журналов?». Вызов был брошен, и мы не могли его не принять. И действительно, я думаю, что это будет переломным моментом в истории нашей школы. Конечно, подготовить статью в сборник гораздо легче, и мы не ожидаем, что в каждой группе у нас будет по три статьи, соответствующие уровню англоязычных реферируемых журналов. Но даже если их будет две-три на всю школу, это будет выход на совершенно новый уровень.

— Как эта задача может быть решена?

— Большую роль будут играть руководители групп, им предстоит выявлять перспективные темы и «отсекать» те, которые недостаточно проработаны. Мы не хотим плодить макулатуру — этот этап пройден. Мы также не хотим, чтобы наши исследования были вторичными по отношению к тому, что сейчас имеется в мировой науке. Это не значит, что мы тут же вырвемся вперед — шапками никого закидывать не нужно, — но приблизиться к определенной планке мировых исследований реально. Наши студенты и аспиранты должны сразу подключаться к frontline research.

— Насколько, на ваш взгляд, они готовы к решению подобных задач?

— Мы всячески подчеркиваем, что «Практика на Балтике» — это не студенческая, а исследовательская школа. Качество участников «Практики» и по их квалификации, и по их мотивации существенно выросло. На нее по-прежнему приезжают бакалавры, но, во-первых, их немного, а, во-вторых, они с полным правом могут называть себя исследователями, потому что действительно проводят исследования, и их работы не стыдно представить на обсуждение зарубежных коллег. Большинство участников (всего их 28 человек) из Вышки, но есть и представители Белоруссии и Польши, несколько студентов приехали из Болонского университета, и, конечно, в каждой рабочей группе есть участник из Литвы. Вообще увеличилось количество тех участников, для которых школа — это не просто хорошая компания в хорошем месте, а возможность развить свое исследование, получить консультацию и поддержку со стороны экспертов и обрасти кругом международных контактов, которые затем составят их научную среду. А их потребность в научной среде остро ощущается.

— Одним из новшеств «Практики» стал вечерний «Профессорский клуб». Что это такое?

— На школе собралось так много профессоров, что мы решили, что задействовать их только в рамках рабочих групп, во время пленарных заседаний и студенческих дискуссионных клубов было бы нерационально. Поэтому мы придумали проводить по вечерам после завершения всех занятий «Профессорский клуб» — это нововведение всем пришлось по душе, получился «форум внутри форума». Мы заранее согласовали с коллегами те междисциплинарные темы, которые были бы им наиболее интересны. Одна из них, например, касается того, как нужно изучать государство. Подходов к этой проблеме огромное количество, но общей концепции нет, и нужно признать, что тому, как с государством взаимодействовать, студентов специально никто не учит, в результате они выходят из университета со знаниями, «нарезанными» мелкой лапшой. Другая тема — концепция публичной политики, которую, как выяснилось, «со своей колокольни» изучают почти все эксперты «Практики на Балтике». Это открытие всех нас очень обрадовало, мы решили даже составить компендиум таких понятий, которые все более активно используются в разных общественных науках и постепенно становятся междисциплинарными. Когда мы начали все это обсуждать, то пришли к выводу, что дискуссионных профессорских площадок, особенно междисциплинарных, у нас попросту нет. Все ограничивается встречами на конференциях, где вечно ни на что не хватает времени. Отвечая на этот вызов, «Практика на Балтике» не просто создает академическую площадку, она генерируют ту среду, некий «гений места», где можно несуетливо, обстоятельно обсуждать важные для развития общественных наук вопросы. В определенный момент у профессоров, которые «изголодались» по настоящим профессорским дебатам, появилась идея сделать летнюю школу вообще без студентов, но мы ее отвергли как «экстремистскую».

— Почему местом проведения 11-й «Практики» был выбран Каунас? И надолго ли вы планируете задержаться здесь?

— Прежде всего, Литва привлекает нас своей культурой и традициями, здесь, скажем, со средних веков была огромная тяга к чтению, к знанию, существовала особая категория людей — «книгоношей», разносивших книги по деревням, приобщавших людей к чтению и размышлениям — невероятно интересное явление! Ну и потом нам захотелось бросить якорь после многолетних странствий по Балтике: мы начали с Куршской Косы в Калининградской области, затем останавливались в Латвии, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии, добрались даже до Бельгии — и вот круг замкнулся, и мы вновь оказались недалеко от Куршской косы — с ее Литовской стороны.

Важно еще и то, что за время «путешествий» с «Балтикой» Литва стала полноправным членом Евросоюза, она прошла тот путь из коммунизма в Европу, о котором мы когда-то мечтали, и при этом сохранила свою культурную идентичность, свои традиции, осталась открытой к странам-соседям с «востока». В Каунасе мы нашли замечательных партнеров из Университета Витаутаса Великого — университета с хорошими традициями, с сильным коллективом, с преподаванием на английском, без русофобии, с большим интересом к России и русской культуре. Мы сейчас договариваемся о заключении соглашения, по которому между нашими вузами мог бы проходить студенческий обмен, не исключаются варианты и более глубокого сотрудничества наподобие тех, что у нас сложились с Болонским университетом. В общем, мы рассчитываем, что «Практика» снова поселится поближе в Балтике и обретет в Каунасе свой дом хотя бы на ближайшие два-три года. Переговоры с партнерами из Университета Витаутаса Великого позволяют всерьез рассчитывать на то, что на этой базе может быть создано несколько долгосрочных исследовательских проектов с привлечением исследователей из других ведущих европейских университетов — с возможным финансированием такого консорциума средствами Еврокомиссии.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Шоты Какабадзе

Вам также может быть интересно:

«Практика на Балтике» разворачивается на Восток

Международная летняя школа «Практика на Балтике», организуемая кафедрой публичной политики ВШЭ, отметила свое 15-летие. Ее организаторы и участники рассказывают о главном, что нужно знать о «Практике», и о том, почему спустя 15 лет школа сменит направление развития.

Завершилась Летняя школа «Практика на Балтике – 2014»

Школа организуется кафедрой публичной политики ВШЭ для студентов, аспирантов и молодых ученых уже четырнадцатый год, а партнерами в ее проведении становятся ведущие вузы, региональные администрации, академические институты, структуры бизнеса и гражданского общества стран и регионов Балтии.

Летняя школа найдет место России в Европе

С 28 июня по 5 июля в Зеленогорске под Санкт-Петербургом состоится международная летняя школа «Практика на Балтике-2014», организованная кафедрой публичной политики ВШЭ совместно с Российско-европейским центром междисциплинарных исследований «Практика на Балтике». Среди участников и экспертов в этом году — представители России, Украины, Германии, Италии, Нидерландов, Индонезии и Киргизии.

Практика на Балтике — 2012

В Клайпеде и Каунасе завершилась летняя школа ВШЭ «Практика на Балтике», в организации которой партнером Вышки уже не первый год выступает Университет Витовта Великого (Литва).

Россия и Совет Европы: вопросы единой политической повестки дня / под ред. Н.Ю.Беляевой. INTELCORP, M.: 2011

Книга «Россия и Совет Европы: вопросы единой политической повестки дня» является собранием аналитических материалов, подготовленных по итогам 10-й выездной сессии Международного центра российско-европейских исследований «Практика на Балтике», которая проходила в Осло (Норвегия) на базе Университета Осло при поддержке Вергеленд центра (центра обучения демократической культуре и демократическому гражданству).

На Балтику за кредитами

10-я «Практика на Балтике», проходившая в этом году в Осло, стала первой летней школой ГУ-ВШЭ, участие в которой вознаграждалось учебными кредитами ECTS. О том, как можно интегрировать летние школы в общий формат учебной деятельности, речь шла на состоявшемся в конце октября круглом столе, организованном кафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ.

На уровне европейских вузов

2 августа в Осло состоялось торжественное открытие десятой международной летней школы ВШЭ «Практика на Балтике». Об особенностях школы этого года рассказывает ее научный руководитель Нина Беляева.

Russia and the EU: Uneasy Relations. A Look from Belgium. Academic Papers of the 9th International Session of the HSE Russian — European Center for Multidisciplinary Research, Brugge, 2–9 August, 2009. Vytautas Magnus University Press, Kaunas, Lithuania, 2010

Издание содержит научные доклады участников Девятой Международной летней сессии российско-европейского центра междисциплинарных исследований ГУ-ВШЭ «Практика на Балтике».

Выходя на европейский уровень

1 июля в Высшей школе экономики состоялась презентация сборника научных статей по итогам работы проекта российско-европейских исследований «Практика на Балтике» в 2009 году. Следующий выездной семинар проекта пройдет с 1 по 8 августа в Осло.

«Лучше поторопиться»

В адрес оргкомитета Летней школы ГУ-ВШЭ «Практика на Балтике» этого года поступило около 70 заявок на участие. До 25 апреля претенденты должны прислать эссе по заявленным темам исследований на английском языке. Комментирует представитель оргкомитета Школы Мария Шабанова.