• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На Балтику за кредитами

10-я «Практика на Балтике», проходившая в этом году в Осло, стала первой летней школой ГУ-ВШЭ, участие в которой вознаграждалось учебными кредитами ECTS. О том, как можно интегрировать летние школы в общий формат учебной деятельности, речь шла на состоявшемся в конце октября круглом столе, организованном кафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ.

Идею приравнивания «Практики на Балтике» к полноценному учебному курсу, успешное освоение которого оценивается в определенное количество кредитов, организаторы школы лелеяли почти пять лет. Академический директор «Практики», заведующая кафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ Нина Беляева вспоминает, что начать «борьбу» за кредиты заставила «Практика»-2006, с которой ее немецкие участники увезли по три кредита — для европейских студентов летние школы давно стали легитимным способом пополнения «кредитного счета», а также отличным стимулом заняться исследованиями. А вот студенты Вышки, по несколько месяцев готовившие исследовательские работы и защищавшие их, в том числе перед зарубежными профессорами, формально оставались ни с чем.

Поворотной стала «Практика»-2009 в Брюгге: рецензентами работ, представленных для публикации в итоговом сборнике, стали двенадцать зарубежных профессоров. После этого руководством ГУ-ВШЭ было принято принципиальное решение о «кредитовании» следующей школы. «Но для начала нам нужно было рассчитать учебную нагрузку: получилось семьдесят часов. Это выполнение самых что ни на есть жестких требований, без соблюдения которых государственный университет не может начислять кредиты, — поясняет Нина Беляева. — Мы должны были очень подробно описать, за что полагается три кредита, а за что — шесть. Нагрузка должна была быть сопоставима с тем, сколько "весит" реальный курс. Причем подготовить этот расчет нужно было также на английском языке, поскольку сертификат выдается англоязычный, единого образца для всех участников школы. В сертификате, например, указывается, сколько часов какому виду работы было посвящено и какую оценку за эту работу человек получил».

Опыт организации «Практики на Балтике» и других летних школ обсуждался на аналитическом круглом столе, прошедшем в Высшей школе экономики 27 октября. Проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин, сам являющийся руководителем Летней школы по экономике труда (RSSLE), для начала отметил, что в научном сообществе, как и в России вообще, нужно жить и работать долго: только в этом случае результат твоей работы не просто «дозревает до определенного качества», но и начинает замечаться и признаваться коллегами. Отдавая должное «Практике», концепцию развития летних школ Вышки он все же сформулировал как «отказ от единой концепции».

Разнообразие форматов школ позволяет избежать «рутины» учебного процесса, придать новую динамику научной и учебной работе, а также нарастить социальные связи между студентами, преподавателями и международными экспертами. Критерии качества летних школ формально нигде не зафиксированы. Сергей Рощин полагает, что принятие «образцовых» форматов может поставить крест на развитии «нестандартных», но перспективных идей школ. Критерии успеха вырабатываются скорее практикой (в том числе финансовой поддержки летних школ) по мере того, как эти школы развиваются и обрастают традициями.

Нина Беляева и Сергей Рощин
Нина Беляева и Сергей Рощин
Особо Сергей Рощин остановился на механизме зачета кредитов, получаемых с нынешнего года на «Практике на Балтике». Получив приложения к сертификатам с подписями руководителей школы и проректора, а также печатью университета, студенты могут обращаться в свои учебные части — и полученные ими кредиты должны будут внесены в рейтинги и диплом. Подобные процедуры предусмотрены положением об академической мобильности, в том числе краткосрочной. «Всякие инновации приживаются трудно, — заметил проректор, — но, если возникнут проблемы с учебными частями факультетов, информируйте меня лично».

Впрочем, Нина Беляева полагает, что на многих факультетах, которые активно участвуют в организации летних школ проблем с зачетами «школьных» кредитов не будет: «На факультетах права, социологии, экономики, государственного и муниципального управления, у журналистов такая практика не только не вызывает сомнения — она всячески приветствуется и поддерживается финансово. Нас поддерживали многие деканы, которые сами тратят огромные силы на организацию своих школ. И я думаю, что у факультетских и межфакультетских летних школ — огромные перспективы». На сайте «Практики на Балтике» в разделе «Рабочие документы и ведомости» есть все документы, которые могут пригодится тем, кто также хочет разработать программу летней школы под возможность получения участниками учебных кредитов.

Часть обсуждения на круглом столе была посвящена вопросам публикации результатов исследований, представляемых на летних школах. Директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич (также руководитель Летней школы институционального анализа RSSIA) считает, что от простых сборников по итогам школ нужно двигаться к тому, чтобы научное сообщество принимало  эти работы без скидок: необходимо публиковать их в научных журналах. «Практика на Балтике» в этом плане также является «прорывной»: в ближайшее время статья участников школы появится в одном из испанских научных изданий.

Большинство собравшихся на круглом столе экспертов согласилось с тем, что для повышения научного уровня летних школ, их необходимо встраивать в Программу развития ГУ-ВШЭ, например, в рамках проектов «Учитель — Ученики». Среди других возможных инструментов развития летних школ назывались программа комплексных междисциплинарных проектов, программы Фонда образовательных инноваций, приглашение «гостевых» профессоров. Эксперты также согласились, что при структурировании летней школы, превращении ее в своего рода аналитический центр, который занимается постоянными научными исследованиями, важно сохранять «сетевой» принцип работы школы и оставлять возможности для вхождения в нее новых участников.

Тем более открытыми должны быть летние школы для иностранных участников. Краткосрочный приезд в другую страну для европейских студентов является гораздо менее сложным и затратным шагом, чем планирование долгосрочной поездки сразу в Россию. В то же время участие в летней школе дает иностранцам возможность познакомиться с преподавателями и студентами университета и особенностями учебного процесса в Вышке. В связи с этим ординарный профессор, заведующий кафедрой экономического анализа организаций и рынков ГУ-ВШЭ Рустем Нуреев упомянул о проекте привлечения студентов из стран СНГ как о другом перспективном направлении развития летних школ Высшей школы экономики. Кстати, среди тех, кто получил кредиты по «Практике на Балтике»-2010 были два «внешних» студента: Лаура Петроне из Болонского университета и Денис Юрченко из Воронежского государственного университета.

Мария Юдкевич, в свою очередь, предложила выстраивать связи и обмениваться опытом между различными летними школами Вышки, а также подумать над проведением совместных мероприятий. Вероятно, позднее в этом учебном году будет организовано специальное совещание руководителей школ, которые, как и «Практика на Балтике», становятся «легитимной частью» учебно-научного процесса в ГУ-ВШЭ.

Лишним подтверждением международного признания «Практики на Балтике» стало специально присланное к круглому столу письмо от одного из партнеров школы в Осло — European Wergeland Center (EWC), центра, созданного правительством Норвегии и Советом Европы для образования и просвещения в сфере прав человека и межкультурного диалога. Директор центра Ана Перона-Фьелдстад предложила школе продолжить взаимодействие в будущем: «EWC был рад принять у себя участников летнего семинара «Практика на Балтике». Это было очень вдохновляющее сотрудничество, и особенно нам были интересны презентации студентов по вопросам прав человека». Совместная работа была продолжена в формате видеолекции по курсу Human Rights in Globalizing World, который читается студентам магистратуры ГУ-ВШЭ первого года обучения на программе «Политический анализ и публичная политика». В рамках лекции эксперты EWC Каролин Гебара и Гуннар Мандт рассказали вышкинским студентам о работе центра и обсудили с ними вопросы защиты прав человека.

Мария Шабанова, Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Шоты Какабадзе и Никиты Бензорука

Образец сертификата

Образец приложения к сертификату

Образец приложения к сертификату

Вам также может быть интересно:

«Практика на Балтике» разворачивается на Восток

Международная летняя школа «Практика на Балтике», организуемая кафедрой публичной политики ВШЭ, отметила свое 15-летие. Ее организаторы и участники рассказывают о главном, что нужно знать о «Практике», и о том, почему спустя 15 лет школа сменит направление развития.

Завершилась Летняя школа «Практика на Балтике – 2014»

Школа организуется кафедрой публичной политики ВШЭ для студентов, аспирантов и молодых ученых уже четырнадцатый год, а партнерами в ее проведении становятся ведущие вузы, региональные администрации, академические институты, структуры бизнеса и гражданского общества стран и регионов Балтии.

Летняя школа найдет место России в Европе

С 28 июня по 5 июля в Зеленогорске под Санкт-Петербургом состоится международная летняя школа «Практика на Балтике-2014», организованная кафедрой публичной политики ВШЭ совместно с Российско-европейским центром междисциплинарных исследований «Практика на Балтике». Среди участников и экспертов в этом году — представители России, Украины, Германии, Италии, Нидерландов, Индонезии и Киргизии.

Практика на Балтике — 2012

В Клайпеде и Каунасе завершилась летняя школа ВШЭ «Практика на Балтике», в организации которой партнером Вышки уже не первый год выступает Университет Витовта Великого (Литва).

Россия и Совет Европы: вопросы единой политической повестки дня / под ред. Н.Ю.Беляевой. INTELCORP, M.: 2011

Книга «Россия и Совет Европы: вопросы единой политической повестки дня» является собранием аналитических материалов, подготовленных по итогам 10-й выездной сессии Международного центра российско-европейских исследований «Практика на Балтике», которая проходила в Осло (Норвегия) на базе Университета Осло при поддержке Вергеленд центра (центра обучения демократической культуре и демократическому гражданству).

Практика на Балтике–2011: новый исследовательский уровень

1 августа в Каунасе, на базе Университета имени Витаутаса Великого, открылась XI Международная летняя исследовательская школа «Практика на Балтике», традиционно организуемая кафедрой публичной политики ВШЭ. О программе школы и новых направлениях исследований, проводимых на ней, рассказывает ее научный руководитель, заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ Нина Беляева.

На уровне европейских вузов

2 августа в Осло состоялось торжественное открытие десятой международной летней школы ВШЭ «Практика на Балтике». Об особенностях школы этого года рассказывает ее научный руководитель Нина Беляева.

Russia and the EU: Uneasy Relations. A Look from Belgium. Academic Papers of the 9th International Session of the HSE Russian — European Center for Multidisciplinary Research, Brugge, 2–9 August, 2009. Vytautas Magnus University Press, Kaunas, Lithuania, 2010

Издание содержит научные доклады участников Девятой Международной летней сессии российско-европейского центра междисциплинарных исследований ГУ-ВШЭ «Практика на Балтике».

Выходя на европейский уровень

1 июля в Высшей школе экономики состоялась презентация сборника научных статей по итогам работы проекта российско-европейских исследований «Практика на Балтике» в 2009 году. Следующий выездной семинар проекта пройдет с 1 по 8 августа в Осло.

«Лучше поторопиться»

В адрес оргкомитета Летней школы ГУ-ВШЭ «Практика на Балтике» этого года поступило около 70 заявок на участие. До 25 апреля претенденты должны прислать эссе по заявленным темам исследований на английском языке. Комментирует представитель оргкомитета Школы Мария Шабанова.