• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы инвестируем в качество, а не в количество студентов»

4 октября руководство и ведущие ученые ВШЭ принимали делегацию Университета Тилбурга (Нидерланды) во главе с ректором Филипом Эйландером. Каковы, по его мнению, возможные направления межвузовского сотрудничества?

— Расскажите, пожалуйста, об основной цели вашего визита в ВШЭ.

— Университет Тилбурга специализируется в области экономики, управления, гуманитарных и социальных наук и развивает самые разные проекты по сотрудничеству со многими университетами мира, но пока не с российскими. Единственный проект, который нас связывает с Россией — программа студенческого обмена с Московским государственным университетом. Поэтому группа деканов нашего университета и я приехали посмотреть, что можно сделать здесь, на месте, для развития образовательных и научных связей с вашей страной. Мы побывали в некоторых университетах Москвы, в том числе и в НИУ ВШЭ.

— Готовясь к этой командировке, вы, вероятно, анализировали образовательную систему России и выбирали учреждения, которые могли бы вас заинтересовать. Почему вы выбрали Высшую школу экономики?

— Да, я тщательно готовился к поездке и прочитал много материалов о российских вузах. У меня сложилось впечатление, что ВШЭ — еще очень молодой, современный университет, а его руководство заинтересовано в международном сотрудничестве и развитии партнерских связей и планирует инвестировать в научные исследования. Это — наиболее важные причины, которые привели нас в ваш университет. Наше сотрудничество может начаться с обмена студентами и постепенно развиться до совместных исследовательских проектов и интенсивной работы с аспирантами под руководством ученых из обоих учреждений.

— Во время встречи сотрудники ВШЭ сделали несколько презентаций о специфике университета, образовательной и исследовательской политике. Что показалось вам наиболее интересным для развития сотрудничества?

— Все презентации российских коллег были информативными и полезными. Особенно меня заинтересовали две темы. Одна из них — об активной поддержке и участии в международных проектах, о предлагаемых курсах на английском языке для зарубежных студентов и о том, что руководство университета поощряет российских студентов к обучению за границей. Другая важная тема — о том, что университет прилагает серьезные усилия в продвижении перспективных исследований и публикаций о них в международных изданиях.

— Кто, помимо вас, представляет Университет Тилбурга в России?

— Среди членов делегации декан нашей Школы экономики и управления, декан Юридической школы, заместитель декана Школы социальных и поведенческих наук и руководитель отдела информатизации и коммуникаций Школы гуманитарных наук.
Деканы университета Тилбурга могли напрямую пообщаться с деканами ВШЭ. Такое непосредственное общение является наиболее важной частью нашего визита, поскольку можно подготовить и подписать любое соглашение о сотрудничестве, но документы должны быть основаны на реальных, практических возможностях обоих вузов, чтобы можно было и работать вместе, и учиться друг у друга.

Делегация Университета Тилбурга
Делегация Университета Тилбурга
— Вы не могли бы рассказать немного об истории и особенностях университета Тилбурга?

— Университет был основан в 1927 году и сначала был Школой экономики. Позднее были открыты отделения менеджмента, права, социальных и гуманитарных наук. Однако университет остается специализированным учреждением, мы не обучаем ни точным наукам, ни медицине. По сравнению с другими университетами Нидерландов, наш университет — сравнительно небольшой. У нас — около 13 тысяч студентов, и основа нашей философии — «мал золотник, да дорог». Мы не планируем разрастаться, но хотели бы привлечь в университет больше иностранных студентов. Сейчас 10% из 13000 наших студентов — иностранцы. Мы считаем, что лучший способ для личного и научного развития — работа в международной среде, когда студенты из разных государств обучаются вместе. Мы также верим в высокую продуктивность совмещения учебного процесса с научно-исследовательскими работами, начиная с бакалаврской образовательной ступени.

— Вы, вероятно, знаете о растущей конкуренции между российскими университетами при наборе студентов. А какова ситуация в Нидерландах? Насколько я поняла, вы не участвуете в «борьбе за студента»?

— Нет, мы инвестируем в качество, а не количество студентов. Очевидно, что чем больше аудитория, тем хуже качество образования. Кроме того, мы хотим сэкономить время преподавателей для научной работы. Когда количество студентов растет, вы слишком заняты их обучением, чтобы иметь достаточно времени для исследований. Мы считаем, что нынешнее количество студентов для нас является оптимальным, поэтому наша основная цель — в повышении образовательного уровня и привлечении талантливых студентов из стран, в которых мы заинтересованы.

— Вышка также заботится о качестве студентов. Но в России от количества зачисленных в университет студентов зависит вопрос выживания университета. Каким образом финансируется университет Тилбурга?

— Половину нашего бюджета составляет государственное финансирование. Примерно 20 процентов мы получаем на исследовательские проекты из Европейского союза, и около 30-ти — из частного сектора, то есть от компаний, сотрудничающих с нами, от наших партнеров и выпускников.

— А ваши студенты платят за обучение?

— Да, голландцы и студенты из стран Евросоюза платят 2000 евро в год. Студенты из других государств платят 6000 евро в год для получения степени бакалавра и 10000 евро в год за магистерскую программу.

— Поскольку вы давно развиваете партнерские связи со многими университетами мира, возможно, у вас уже сложилась определенная модель успешного сотрудничества?

— Прежде всего мы должны были выбрать страны, в которых мы больше всего заинтересованы. Нельзя «завоевать весь мир», и наш университет слишком мал для этой задачи. После обсуждения всех «за» и «против», мы выбрали Китай, Россию, Бразилию, Турцию и Германию. Затем мы составили список самых сильных и перспективных вузов в этих странах и добавили к этому списку университеты с образовательным профилем, близким к нашему — с сильным акцентом на экономику и менеджмент. Наша стратегия заключается в разработке наиболее продуктивных партнерских отношений с этими университетами.

— Каковы ваши самые общие впечатления о встречах и дискуссиях с администрацией и сотрудниками ВШЭ?

— У меня была очень содержательная беседа с ректором Ярославом Кузьминовым. Мы обменялись конкретными, практичными вопросами и предложениями. По моим впечатлениям, ВШЭ может быть лучшим университетом в России для сотрудничества с университетом Тилбурга, потому что Вышка — специализированное учреждение, имеющее очень близкий нам профиль, потому что Вышка —исследовательский университет, потому что Вышка активна в поиске новых партнеров и заинтересована в международном сотрудничестве.

 

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и Университет Бергена подписали соглашение о сотрудничестве

Соглашение предусматривает развитие академического и культурного сотрудничества между вузами, возможность студенческих обменов и проведения совместных исследований.

Международная партнерская неделя в ВШЭ: открылось представительство Университета Ка’ Фоскари в Венеции

В Вышке проходит Международная партнерская неделя. В ней принимают участие более 30 зарубежных университетов, сотрудничающих с НИУ ВШЭ. Одним из событий недели стало открытие в Вышке информационного стенда Университета Ка’ Фоскари в Венеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.