• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологи займутся нейроэкономикой

Деканом факультета психологии ВШЭ назначен Василий Ключарёв. О том, что предстоит сделать на факультете, о новых исследовательских проектах, взаимодействии с другими подразделениями университета и собственных научных интересах новый декан рассказал в интервью новостной службе портала ВШЭ.


Василий Ключарёв (род. в 1972 году) окончил биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), аспирантуру Института мозга человека Российской академии наук (РАН), защитил PhD под руководством академика РАН Натальи Бехтеревой. С 2000 года занимается исследованиями в области нейробиологии и нейроэкономики и преподаванием в научных центрах и университетах Финляндии, Нидерландов и Швейцарии.


 

— Василий Андреевич, расскажите, пожалуйста, как вы начинали заниматься наукой? Что предопределило сферу ваших научных интересов?

— Кандидатскую диссертацию я защищал в Санкт-Петербурге под руководством Натальи Петровны Бехтеревой, и исследовал я механизмы эмоций, в том числе нейробиологические. Исследования, которые мы тогда там проводили на очень хорошем оборудовании, позволили мне в дальнейшем пройти стажировки в различных европейских центрах. Основным университетом, который в наибольшей степени повлиял на мои научные интересы, я бы назвал Школу менеджмента в Erasmus University в Роттердаме. Там в сотрудничестве с Donders Institute, ведущим институтом, исследующим механизмы работы мозга, мы начали проекты в области нейроэкономики.

— Чем занимаются нейроэкономисты?

Поскольку я занимаюсь нейроэкономикой, возможность сотрудничества с Высшей школой экономики меня очень привлекла. А уже во время более обстоятельных переговоров с руководством университета выяснилось, что ВШЭ готова сделать междисциплинарные исследования на стыке психологии, экономики, менеджмента и других наук одним из своих приоритетов.

— Нейроэкономика возникла как область изучения нейробиологических механизмов, влияющих на принятие человеком решений. Здесь множество интереснейших вопросов. Можно ли по активности мозга предсказать наши решения? Можно ли повлиять на них? Можно ли определить индивидуальный стиль принятия решений? Можно ли объяснить нелогичность в поведении эволюционными особенностями развития человеческого мозга? Я сконцентрировался на изучении социального влияния, манипуляций нашими решениями и их механизмов, пытаясь понять, какие области мозга оказываются задействованы, когда нами пытаются манипулировать. Последние четыре года я работаю в группе Экономической психологии в Базельском университете (Швейцария), где продолжаю свои исследования с помощью магнитно-резонансных сканеров.

— Что побудило вас вернуться в Россию и почему именно в Высшую школу экономики?

— Хотя я четырнадцать лет живу за границей, с Россией я не порывал. У меня было несколько совместных с российскими коллегами исследовательских и образовательных проектов. Последний из них — многонациональная аспирантура по нейробиотехнологиям (БиоН), в ней участвовали МГУ, СПбГУ, Нижегородский государственный университет, Южный федеральный университет и ряд других научных центров. Связи с Россией я не терял, и именно через эти контакты на меня вышла ВШЭ.

Поскольку я занимаюсь нейроэкономикой, возможность сотрудничества с Высшей школой экономики меня очень привлекла. А уже во время более обстоятельных переговоров с руководством университета выяснилось, что ВШЭ готова сделать междисциплинарные исследования на стыке психологии, экономики, менеджмента и других наук одним из своих приоритетов. На эти цели, в частности для создания новых лабораторий, будут выделены дополнительные средства, в Вышку будут привлечены иностранные специалисты. Многие европейские коллеги выразили заинтересованность в сотрудничестве с математическими факультетами ВШЭ, поскольку в наших исследованиях математические модели (принятия решений, работы мозга, социального взаимодействия групп) — это передний край науки, а ученые-математики в ВШЭ невероятно высокого уровня.

Если добавить к этому создание новых образовательных программ, в том числе англоязычных, на которые мы могли бы привлекать не только российских, но и иностранных студентов, то получится очень современное и интересное направление развития университета. ВШЭ — это такое уникальное в России место, где добиться этих целей, на мой взгляд, реально.

— Декан факультета — должность во многом административная. Как вы планируете сочетать управленческую, научную и образовательную деятельность?

— Я думаю, что главная идея моего приглашения на должность декана состояла как раз в том, чтобы задать новый вектор научных исследований на факультете. Если ты не понимаешь, что происходит в науке, очень легко потерять нить управления, поэтому я не заброшу научную деятельность и при этом попытаюсь создать дополнительные ресурсы в управлении факультетом. А поскольку я много занимался международными образовательными проектами, то организационная и преподавательская работа для меня также не новость.

Нейроэкономика — новая область науки, и я не скрываю, что я еще многому учусь. Я сам бы с удовольствием посетил несколько учебных курсов, которые мы планируем подготовить и начать преподавать. Вообще в мире по пальцам можно пересчитать вузы, которые нейроэкономические исследования и курсы воплотили в полноценные, устойчивые образовательные программы. Если мы реализуем свои замыслы, то Вышка станет уникальным для Европы, да и не только, университетом.

— Чего ждать абитуриентам, поступающим на факультет психологии ВШЭ в нынешнем, 2013 году?

В мире по пальцам можно пересчитать вузы, которые нейроэкономические исследования и курсы воплотили в полноценные, устойчивые образовательные программы. Если мы реализуем свои замыслы, то Вышка станет уникальным для Европы, да и не только, университетом.

— Мы не собираемся сразу обрушить на студентов новые учебные курсы и дисциплины — их введение в образовательный процесс будет постепенным и начнется через академический год, то есть осенью 2014 года. А вот что мы надеемся сделать в наступающем учебном году, так это открыть новые лаборатории и пригласить с лекциями в Вышку целый ряд зарубежных ученых. Так что студенты, которые заинтересуются нейроэкономикой, уже скоро смогут попробовать себя в новой научной сфере и поучаствовать в необычных для России исследовательских проектах. ВШЭ согласилась купить новое исследовательское оборудование, например, транскраниальный магнитный стимулятор — думаю, что не только состоявшимся исследователям, но и студентам будет очень интересно его испытать.

— Какие изменения ждут факультет в организационном и кадровом плане?

— Факультет был создан «с нуля», завоевал хорошую репутацию, и это, безусловно, большое достижение того коллектива, который на нем сложился. К этому сильному коллективу мы планируем добавить сильные международные лаборатории с приглашенными исследователями и лекторами. В то же время задача повышения публикационной активности стоит перед всем университетом, и факультет психологии не должен оставаться в стороне. Мы постараемся усилить поток стажировок наших преподавателей и научных сотрудников за границу и будем существенно увеличивать число учебных курсов на английском языке. Постараемся таким образом интегрировать факультет в европейское академическое пространство. Потенциал для этого и я, и мои коллеги по факультету видим.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.

Провал коммуникации

Родителям учеников и школьному истеблишменту не хватает конструктивного общения, выяснили исследователи ВШЭ. Директора и педагоги избегают тесного контакта с семьями, хотя и переживают, что те мало вовлечены в школьную жизнь. Учителя и администрация не готовы к диалогу, говорят родители и теряют интерес к школе.

Объяснение счастья

Существует распространенное мнение, что источник счастья находится внутри самого человека и не надо его искать где-то еще. Насколько это верно, проверили ученые-психологи, опросив порядка 600 респондентов. Результаты их исследования опубликованы в статье: Why do I feel this way? Attributional assessment of happiness and unhappiness.

Стартовый капитал

Уже на старте школьной жизни можно определить, как сложится учеба у ребенка. Его достижения во многом зависят от социально-эмоционального развития. Самостоятельные, собранные, уверенные в себе и общительные первоклассники имеют больше шансов на успех, показали исследователи ВШЭ.

Когда вокруг никого

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении.

Открываются три программы повышения квалификации для семейных психологов и психотерапевтов

Факультет социальных наук на базе магистерской программы «Системная семейная психотерапия» запускает серию коротких программ дополнительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов.

Управлять звездой

Россия богата талантливыми людьми, но плохо умеет привлекать их в бизнес. По этому показателю у нее 107 место из 118 в Глобальном индексе конкурентоспособности талантов (GTCI). Причины парадокса кроются как в самих организациях, так и в состоянии рынка труда. Исследователи ВШЭ изучили вопрос на примере отрасли информационных технологий.

Инфантилизм как норма

Представления о возрастах человека нуждаются в ревизии. Ценность взрослости как периода определенности для многих уже не та, что раньше, поэтому он откладывается. Процессы становления личности тоже идут вразнобой, у взрослых людей остаются признаки инфантилизма. 

В ВШЭ открылся Институт когнитивных нейронаук

Новый институт возглавил профессор ВШЭ Василий Ключарев, который до этого занимал пост руководителя департамента психологии Вышки. О том, что удалось сделать команде департамента за четыре года, чем займется новый институт и как на наших глазах меняется отношение к психологии и нейронаукам, Василий Ключарев рассказал новостной службе ВШЭ.

Сила отрицательного примера

При всей значимости друзей, семья остается для подростков главной ценностью, показали исследователи НИУ ВШЭ. При этом молодые люди часто не хотят следовать примеру своих родителей.