• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Школе дизайна научат превращать фотографию из хобби в профессию

Иван Скориков

Фэшн-фотограф, автор фотопроектов для Google, Porsche, Sony, Audi и куратор нового профиля «Дизайн и фотография» Иван Скориков — о том, чем отличается обладатель популярного Инстаграма от профессионального фотографа, как создать впечатляющее портфолио и познакомиться с будущим работодателем прямо на зачете.

В новом учебном году в Школе дизайна открываются три новых профиля бакалавриата — «Дизайн и современное искусство», «Дизайн и программирование», «Дизайн и фотография». Они нацелены на освоение самых прогрессивных профессий под началом опытных кураторов — Протея Темена, Захара Дня и Ивана Скорикова. Мы расскажем о том, как и чему будут учить на новых профилях, а также порассуждаем о воспитании синтетического мышления — ключевого компонента успеха в современном мире.

Современность 

Фотография всегда изучается в контексте современности, но никогда нельзя сказать, потеряет нынешний формат фотографии актуальность через 10 лет или нет. Как и в моде, и в других искусствах, в фотографии всегда присутствует цикличность. Тенденции могут перестать быть актуальными, но вернутся снова через 50, 100 или 200 лет — и так до бесконечности. А задача фотографа — обладая техникой, продюсерским мышлением и определенными навыками, адаптироваться к девиациям этого вида искусства. Мы уверены, что для настоящего профессионала важно получить и навыки работы с компьютерными программами и развиваться в среде дизайна. Быть современным фотографом и не ориентироваться в дизайне, например, работая в журнале, не знать, как верстается разворот с фото и полоса — попросту недопустимо.

Цифра vs. аналог

Наша программа построена на основе освоения самых современных технологий. У нас есть одна фотостудия и строится вторая, где будет куча замечательного света и последние модели фотоаппаратов.

Основной упор в обучении мы будем делать на «цифру», но я уверен, что найдутся студенты, которые любят пленку — это допускается, но скорее всего вне программы. Человека, снимающего на пленку, мы поддержим, обучим, объясним, если он что-то не понимает. Но в условиях коммерческой работы пленка совершенно не актуальна. Возьмем журнал — 15 лет назад, когда все снимали на пленку, за три недели до выхода статьи фотограф делал съемку, три дня проявлял фотографии, потом приносил в редакцию, фотографии утверждали, и дизайнеры работали с ними дальше. Появление цифры невероятно сократило сроки работы фотографа и упростило работу издания — теперь фотографии можно сдать за один день до выхода материала. Современные издания не готовы ждать. Так же как и рекламщики, с которыми фотограф чаще всего работает.

Сейчас фотография — очень массовое увлечение, и случайные люди, бывает, делают шедевры, но, выстрелив раз, не могут этого повторить. Профессионал же точно знает, как добиться высокого качества каждый раз

Ребята обязательно будут обучаться программам фоторедактуры — без них сейчас нельзя. Технически ты можешь экспериментировать, снимать на пленку, что очень романтично, но владение цифровой обработкой всегда пойдет в плюс, это значительно ускоряет работу. Но опять-таки фотоиндустрия меняется, и через несколько лет у нее могут появиться «винтажные» предпочтения — так что нужно быть во всеоружии.

Глянец vs. Инстаграм

Вообще, профессиональный фотограф — это тот, кто зарабатывает фотографией. С другой стороны, его характеризует постоянный и  предсказуемый результат — то есть он всегда может справиться с поставленной задачей, у него есть определенная система работы и некая осознанность. Сейчас фотография — очень массовое увлечение, и случайные люди, бывает, делают шедевры, но, выстрелив раз, не могут этого повторить. Профессионал же точно знает, как добиться высокого качества каждый раз.

Сам себе продюсер

Я преподаю в паре с Кристиной Медведевой, она продюсер и, соответственно, будет учить фотографов продюсированию. Иногда фотограф работает в большой команде, иногда — самостоятельно, а значит, должен выступать и продюсером, и стилистом, поэтому отдельный блок учебной программы будет посвящен подготовке съемки: переложению идеи в сценарий, сбору референсов и реализации собственного проекта. Сейчас в работе с референсами и образами дизайнеры сравнялись с фотографами — они собирают мудборд под определенную задачу и создают прототип реального кейса, которым в фотографии, как правило, является реклама. Кстати, скоро у нас заработает собственная выставочная площадка, где студенты смогут делать инсталляции, быть постоянно открытыми для внешних просмотров и работать в качестве кураторов выставок.

Фотограф на рынке

Рынок фотографии, с одной стороны, переполнен. Но с другой стороны, действительно крепких профессионалов относительно немного в соотношении с огромным количеством любителей, которые все равно в какой-то момент конкуренции «отваливаются». Умение уверенно конкурировать — это тоже профессионализм, который приобретается по мере получения знаний и опыта.

Фотограф — такая профессия, где очень важна коммуникабельность , нужно уметь работать в команде и грамотно общаться с заказчиком. Во многом трудоустройство зависит от вашей общительности и правильного выбора специализации. Навыки коммуникации мы тоже прививаем — у нас в Школе над проектами ребята с разных профилей часто работают вместе: графические дизайнеры, фэшн-дизайнеры, фотографы, иллюстраторы. Это не только дает представление о том, как все устроено во «взрослом» мире», но уже в университете формирует команды, которые могут развиться в крепкие творческие комьюнити. Например, так происходит во ВГИКе — ребята разных специализаций делают кино сообща, и уже из института выходят готовой командой.

Свадьба+

Сейчас очень много фотографов, которые снимают весь спектр фотографий, какой только может быть: свадьбы, рекламу, корпоративы, что, конечно, не сказывается положительно на профессионализме. Снимать круто все на свете невозможно, поэтому важно выбрать определенную специализацию, в которой ты развиваешься, или привязаться к своей индивидуальной стилистике, которую можно выработать за четыре года. Это может быть даже видео, а не фотосъемка. Наша программа, особенно кураторская часть, хороша интерактивной работой —  я и Кристина занимаемся тем, что вместе с ребятами ищем то, что они действительно полюбят, в чем смогут раскрыться, очень мягко подталкиваем их к правильному выбору стилистики. За время учебы студенты смогут сформироваться как профессионалы со своим уникальным художественным почерком.

Экскурсия в реальность

Первый год ребята проходят историю искусств, графический дизайн, скетчинг, арт-практику, очень большое внимание уделяется развитию дизайн-навыков. На втором курсе они будут сами себе ставить задачи и становиться все более самостоятельными. С третьего курса студенты будут работать с реальными кейсами и заказчиками: например, фэшн-журналами, рекламными студиями, также проекты им будет поставлять наша «Лаборатория дизайна». Кроме того, мы всегда «за», если студент самостоятельно найдет проект «на стороне» — мы поможем его реализовать. Важная часть обучения — создание сети профессиональных контактов, это будет происходить на зачетах-просмотрах. Мы будем приглашать на экзамены известных фотографов, редакторов журналов, людей из арт-индустрии, чтобы они не только помогали в оценке работ, но и знакомились со своими будущими кадрами.

Портфолио прилагаю

Портфолио — лицо фотографа. Его можно собрать правильно только тогда, когда человек выбрал свою специализацию и нашел почерк. Если ты владеешь профессией, то можешь снять все — человека, натюрморт, одежду, репортаж — это будет профессионально, но не что-то выдающееся. Поэтому так важно найти собственную стилистику, которая раскроет вас как уникального специалиста на рынке, также важно за время учебы вырастить себя для рынка как бренд. Кстати, все портфолио студенты Школы дизайна формируют на сайте школы, и при желании могут открыть к ним доступ работодателю.

Как поступить на профиль

Как и для других профилей, для «Дизайна и фотографии» абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а на экзамен в Школу дизайна принести свой творческий проект, состоящий из двух частей. Во-первых, необходимо сделать серию фотографий, фотоколлажей или рекламных полос, содержащих собственные фотографии, на свободную тему. В дополнение к этому нужно представить фотовыставку: сделать подборку 6-12 фотографий (не менее шести различных авторов), объединенных стилистическим или концептуальным содержанием. Здесь важна кураторская работа, то есть сама концепция. По этому критерию мы будем оценивать творческий потенциал и видение абитуриента. Это не менее важно, чем собственные фотоработы поступающего, потому что так можно увидеть его склонности, интересы и потенциал. Если человек принесет фотографии авторов с мировой известностью как беспроигрышный вариант, то жюри будет зевать, а за Аведона и Ньютона придется отвечать втройне.

Вам также может быть интересно:

ВШЭ открыла на Хитровской площади экспозицию, посвященную истории этого места

Выставка стала частью проекта «Университет, открытый городу» и приурочена к антиюбилею ВШЭ. Она расскажет москвичам об истории Хитровки и ее окрестностей, а также покажет, как выглядел каждый объект в прошлом.

В Гостином дворе покажут стереоскопический фильм о дореволюционной России

Слайд-фильм создан учебной лабораторией 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ совместно с Фондом Сергея Челнокова на основе стереоскопических фотографий российских фотографов, работавших на рубеже XIX–XX веков. Показ состоится 18 октября в рамках выставки «От Belle Époque к революции — история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D».

Студенты Школы дизайна ВШЭ стали победителям и призерами ADCR Awards

На этой неделе состоялась церемония вручения наград арт-директорского клуба России. Студентки Школы дизайна заняли первое и второе места в номинации Young&Students со своими проектами Genders и Save Frisian. Куратор Школы дизайна Оксана Палей заняла третье место в номинации Design&Craft.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Помимо непосредственно дизайна надо обязательно учиться вести бизнес»

Fashion-команда Школы дизайна НИУ ВШЭ усилилась дизайнером Леонидом Алексеевым. Он основал свой бренд одежды, руководил дизайн-бюро Министерства обороны, работал над костюмами для московских театров, выпустил коллекцию одежды для футбольных фанатов. С нового учебного года Леонид начнет преподавать на программах бакалавриата и магистратуры.

Школа дизайна ВШЭ открывает аспирантскую программу. Она будет очень необычной

В 2017 году в Школе дизайна ВШЭ открывается аспирантская программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура». Уникальность программы в том, что кроме традиционного написания диссертации аспиранту предстоит разработать и осуществить связанный с ней прикладной проект. О том, что еще ждет будущего аспиранта Школы дизайна, рассказала академический руководитель аспирантуры Людмила Алябьева.

Студенты Школы дизайна ВШЭ стали победителями международного конкурса D&AD New Blood

Студентки третьего курса Анна Дмитриева и Софья Верлина вошли в число победителей международного конкурса дизайна D&AD New Blood. Для конкурсной работы они выбрали бриф компании Monotype, в рамках которого нужно было создать типографическую кампанию о непонятых, недооцененных, непредставленных культурах, сообществах или странах.

Три проекта студентов Школы дизайна вышли в финал международного студенческого конкурса

Они будут представлены на биеннале графического дизайна в Шомоне (Франция) с 13 мая по 24 сентября 2017 года. Задачей конкурса было средствами графического дизайна создать инструмент или продукт, который являлся бы носителем и/или передатчиком новых знаний.

Школа дизайна ВШЭ в третий раз представила свою коллекцию на Merсedes–Benz Fashion Week

Коллекция студентов Школы дизайна ВШЭ — это результат работы дизайнеров разных курсов бакалавриата и магистратуры, объединенной общей темой «Клуб Завтра». Дизайнерами, моделями и организаторами показа выступили студенты.

Работы студенток Школы дизайна ВШЭ вошли в шорт-лист на конкурсе Рейксмузеума

Работы третьекурсниц Виктории Касатовой и Екатерины Другаченок попали в число 75 лучших на конкурсе Rijkstudio Award 2017, организованном Рейксмузеумом (Амстердам). По условиям конкурса, любой желающий мог скачать понравившуюся ему картину с сайта музея и на ее основе создать собственное произведение. Всего в конкурсе приняли участие 2600 участников со всего мира.