• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Школе дизайна научат превращать фотографию из хобби в профессию

Иван Скориков

Фэшн-фотограф, автор фотопроектов для Google, Porsche, Sony, Audi и куратор нового профиля «Дизайн и фотография» Иван Скориков — о том, чем отличается обладатель популярного Инстаграма от профессионального фотографа, как создать впечатляющее портфолио и познакомиться с будущим работодателем прямо на зачете.

В новом учебном году в Школе дизайна открываются три новых профиля бакалавриата — «Дизайн и современное искусство», «Дизайн и программирование», «Дизайн и фотография». Они нацелены на освоение самых прогрессивных профессий под началом опытных кураторов — Протея Темена, Захара Дня и Ивана Скорикова. Мы расскажем о том, как и чему будут учить на новых профилях, а также порассуждаем о воспитании синтетического мышления — ключевого компонента успеха в современном мире.

Современность 

Фотография всегда изучается в контексте современности, но никогда нельзя сказать, потеряет нынешний формат фотографии актуальность через 10 лет или нет. Как и в моде, и в других искусствах, в фотографии всегда присутствует цикличность. Тенденции могут перестать быть актуальными, но вернутся снова через 50, 100 или 200 лет — и так до бесконечности. А задача фотографа — обладая техникой, продюсерским мышлением и определенными навыками, адаптироваться к девиациям этого вида искусства. Мы уверены, что для настоящего профессионала важно получить и навыки работы с компьютерными программами и развиваться в среде дизайна. Быть современным фотографом и не ориентироваться в дизайне, например, работая в журнале, не знать, как верстается разворот с фото и полоса — попросту недопустимо.

Цифра vs. аналог

Наша программа построена на основе освоения самых современных технологий. У нас есть одна фотостудия и строится вторая, где будет куча замечательного света и последние модели фотоаппаратов.

Основной упор в обучении мы будем делать на «цифру», но я уверен, что найдутся студенты, которые любят пленку — это допускается, но скорее всего вне программы. Человека, снимающего на пленку, мы поддержим, обучим, объясним, если он что-то не понимает. Но в условиях коммерческой работы пленка совершенно не актуальна. Возьмем журнал — 15 лет назад, когда все снимали на пленку, за три недели до выхода статьи фотограф делал съемку, три дня проявлял фотографии, потом приносил в редакцию, фотографии утверждали, и дизайнеры работали с ними дальше. Появление цифры невероятно сократило сроки работы фотографа и упростило работу издания — теперь фотографии можно сдать за один день до выхода материала. Современные издания не готовы ждать. Так же как и рекламщики, с которыми фотограф чаще всего работает.

Сейчас фотография — очень массовое увлечение, и случайные люди, бывает, делают шедевры, но, выстрелив раз, не могут этого повторить. Профессионал же точно знает, как добиться высокого качества каждый раз

Ребята обязательно будут обучаться программам фоторедактуры — без них сейчас нельзя. Технически ты можешь экспериментировать, снимать на пленку, что очень романтично, но владение цифровой обработкой всегда пойдет в плюс, это значительно ускоряет работу. Но опять-таки фотоиндустрия меняется, и через несколько лет у нее могут появиться «винтажные» предпочтения — так что нужно быть во всеоружии.

Глянец vs. Инстаграм

Вообще, профессиональный фотограф — это тот, кто зарабатывает фотографией. С другой стороны, его характеризует постоянный и  предсказуемый результат — то есть он всегда может справиться с поставленной задачей, у него есть определенная система работы и некая осознанность. Сейчас фотография — очень массовое увлечение, и случайные люди, бывает, делают шедевры, но, выстрелив раз, не могут этого повторить. Профессионал же точно знает, как добиться высокого качества каждый раз.

Сам себе продюсер

Я преподаю в паре с Кристиной Медведевой, она продюсер и, соответственно, будет учить фотографов продюсированию. Иногда фотограф работает в большой команде, иногда — самостоятельно, а значит, должен выступать и продюсером, и стилистом, поэтому отдельный блок учебной программы будет посвящен подготовке съемки: переложению идеи в сценарий, сбору референсов и реализации собственного проекта. Сейчас в работе с референсами и образами дизайнеры сравнялись с фотографами — они собирают мудборд под определенную задачу и создают прототип реального кейса, которым в фотографии, как правило, является реклама. Кстати, скоро у нас заработает собственная выставочная площадка, где студенты смогут делать инсталляции, быть постоянно открытыми для внешних просмотров и работать в качестве кураторов выставок.

Фотограф на рынке

Рынок фотографии, с одной стороны, переполнен. Но с другой стороны, действительно крепких профессионалов относительно немного в соотношении с огромным количеством любителей, которые все равно в какой-то момент конкуренции «отваливаются». Умение уверенно конкурировать — это тоже профессионализм, который приобретается по мере получения знаний и опыта.

Фотограф — такая профессия, где очень важна коммуникабельность , нужно уметь работать в команде и грамотно общаться с заказчиком. Во многом трудоустройство зависит от вашей общительности и правильного выбора специализации. Навыки коммуникации мы тоже прививаем — у нас в Школе над проектами ребята с разных профилей часто работают вместе: графические дизайнеры, фэшн-дизайнеры, фотографы, иллюстраторы. Это не только дает представление о том, как все устроено во «взрослом» мире», но уже в университете формирует команды, которые могут развиться в крепкие творческие комьюнити. Например, так происходит во ВГИКе — ребята разных специализаций делают кино сообща, и уже из института выходят готовой командой.

Свадьба+

Сейчас очень много фотографов, которые снимают весь спектр фотографий, какой только может быть: свадьбы, рекламу, корпоративы, что, конечно, не сказывается положительно на профессионализме. Снимать круто все на свете невозможно, поэтому важно выбрать определенную специализацию, в которой ты развиваешься, или привязаться к своей индивидуальной стилистике, которую можно выработать за четыре года. Это может быть даже видео, а не фотосъемка. Наша программа, особенно кураторская часть, хороша интерактивной работой —  я и Кристина занимаемся тем, что вместе с ребятами ищем то, что они действительно полюбят, в чем смогут раскрыться, очень мягко подталкиваем их к правильному выбору стилистики. За время учебы студенты смогут сформироваться как профессионалы со своим уникальным художественным почерком.

Экскурсия в реальность

Первый год ребята проходят историю искусств, графический дизайн, скетчинг, арт-практику, очень большое внимание уделяется развитию дизайн-навыков. На втором курсе они будут сами себе ставить задачи и становиться все более самостоятельными. С третьего курса студенты будут работать с реальными кейсами и заказчиками: например, фэшн-журналами, рекламными студиями, также проекты им будет поставлять наша «Лаборатория дизайна». Кроме того, мы всегда «за», если студент самостоятельно найдет проект «на стороне» — мы поможем его реализовать. Важная часть обучения — создание сети профессиональных контактов, это будет происходить на зачетах-просмотрах. Мы будем приглашать на экзамены известных фотографов, редакторов журналов, людей из арт-индустрии, чтобы они не только помогали в оценке работ, но и знакомились со своими будущими кадрами.

Портфолио прилагаю

Портфолио — лицо фотографа. Его можно собрать правильно только тогда, когда человек выбрал свою специализацию и нашел почерк. Если ты владеешь профессией, то можешь снять все — человека, натюрморт, одежду, репортаж — это будет профессионально, но не что-то выдающееся. Поэтому так важно найти собственную стилистику, которая раскроет вас как уникального специалиста на рынке, также важно за время учебы вырастить себя для рынка как бренд. Кстати, все портфолио студенты Школы дизайна формируют на сайте школы, и при желании могут открыть к ним доступ работодателю.

Как поступить на профиль

Как и для других профилей, для «Дизайна и фотографии» абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а на экзамен в Школу дизайна принести свой творческий проект, состоящий из двух частей. Во-первых, необходимо сделать серию фотографий, фотоколлажей или рекламных полос, содержащих собственные фотографии, на свободную тему. В дополнение к этому нужно представить фотовыставку: сделать подборку 6-12 фотографий (не менее шести различных авторов), объединенных стилистическим или концептуальным содержанием. Здесь важна кураторская работа, то есть сама концепция. По этому критерию мы будем оценивать творческий потенциал и видение абитуриента. Это не менее важно, чем собственные фотоработы поступающего, потому что так можно увидеть его склонности, интересы и потенциал. Если человек принесет фотографии авторов с мировой известностью как беспроигрышный вариант, то жюри будет зевать, а за Аведона и Ньютона придется отвечать втройне.

Вам также может быть интересно:

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.

Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»

В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№

С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.

Студенты Школы дизайна ВШЭ представят перформанс в театре «Практика»

26 марта факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ покажет новую работу в рамках сотрудничества с театром «Практика». Студенты 1-го курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна подготовили перформативную программу к спектаклю «Кровоизлияние в МОСХ», поставленному «Практикой» по пьесе Алексея Житковского.

«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»

Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.

Выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в «Рекорде» откроется 12 марта

Бакалавры 1-го курса профиля «Коммуникационный дизайн» нижегородской Школы дизайна ВШЭ представят свои работы 12 марта в Центре культуры «Рекорд». Креативные проекты студенты разрабатывали в течение второго модуля обучения, который предполагает создание двух и более серий шрифтовых и графических плакатов. Кроме того, каждому обучающемуся необходимо было придумать персонажа, который смог бы стать олицетворением их концепта.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

«На языке дизайна»: открытые лекции Школы дизайна Вышки

Зимний сезон лекций посвящен главной и базовой теме, с которой началась Школа дизайна ВШЭ 11 лет назад — коммуникационный дизайн. Также слушатели смогут узнать больше об онлайн-бакалавриате школы. Лекции с кураторами профилей — топовыми представителями индустрии — будут выходить каждую среду февраля в 18:00 на Youtube-канале Школы дизайна.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.

Семинары по созданию авторских книг пройдут в MMOMA при участии Школы дизайна ВШЭ

С 31 января по 27 марта в Образовательном центре Московского музея современного искусства (ММОМА) пройдет цикл встреч, посвященных экспериментальным форматам печатных изданий. Каждая лекция будет дополнена мастер-классом, где все желающие смогут попробовать разные техники, задать вопросы, получить навыки создания книжного произведения. Среди ведущих практических занятий — преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ Юлия Блюхер и Ксения Плотникова, а также студенты Вышки.