• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Школе дизайна научат превращать фотографию из хобби в профессию

Иван Скориков

Фэшн-фотограф, автор фотопроектов для Google, Porsche, Sony, Audi и куратор нового профиля «Дизайн и фотография» Иван Скориков — о том, чем отличается обладатель популярного Инстаграма от профессионального фотографа, как создать впечатляющее портфолио и познакомиться с будущим работодателем прямо на зачете.

В новом учебном году в Школе дизайна открываются три новых профиля бакалавриата — «Дизайн и современное искусство», «Дизайн и программирование», «Дизайн и фотография». Они нацелены на освоение самых прогрессивных профессий под началом опытных кураторов — Протея Темена, Захара Дня и Ивана Скорикова. Мы расскажем о том, как и чему будут учить на новых профилях, а также порассуждаем о воспитании синтетического мышления — ключевого компонента успеха в современном мире.

Современность 

Фотография всегда изучается в контексте современности, но никогда нельзя сказать, потеряет нынешний формат фотографии актуальность через 10 лет или нет. Как и в моде, и в других искусствах, в фотографии всегда присутствует цикличность. Тенденции могут перестать быть актуальными, но вернутся снова через 50, 100 или 200 лет — и так до бесконечности. А задача фотографа — обладая техникой, продюсерским мышлением и определенными навыками, адаптироваться к девиациям этого вида искусства. Мы уверены, что для настоящего профессионала важно получить и навыки работы с компьютерными программами и развиваться в среде дизайна. Быть современным фотографом и не ориентироваться в дизайне, например, работая в журнале, не знать, как верстается разворот с фото и полоса — попросту недопустимо.

Цифра vs. аналог

Наша программа построена на основе освоения самых современных технологий. У нас есть одна фотостудия и строится вторая, где будет куча замечательного света и последние модели фотоаппаратов.

Основной упор в обучении мы будем делать на «цифру», но я уверен, что найдутся студенты, которые любят пленку — это допускается, но скорее всего вне программы. Человека, снимающего на пленку, мы поддержим, обучим, объясним, если он что-то не понимает. Но в условиях коммерческой работы пленка совершенно не актуальна. Возьмем журнал — 15 лет назад, когда все снимали на пленку, за три недели до выхода статьи фотограф делал съемку, три дня проявлял фотографии, потом приносил в редакцию, фотографии утверждали, и дизайнеры работали с ними дальше. Появление цифры невероятно сократило сроки работы фотографа и упростило работу издания — теперь фотографии можно сдать за один день до выхода материала. Современные издания не готовы ждать. Так же как и рекламщики, с которыми фотограф чаще всего работает.

Сейчас фотография — очень массовое увлечение, и случайные люди, бывает, делают шедевры, но, выстрелив раз, не могут этого повторить. Профессионал же точно знает, как добиться высокого качества каждый раз

Ребята обязательно будут обучаться программам фоторедактуры — без них сейчас нельзя. Технически ты можешь экспериментировать, снимать на пленку, что очень романтично, но владение цифровой обработкой всегда пойдет в плюс, это значительно ускоряет работу. Но опять-таки фотоиндустрия меняется, и через несколько лет у нее могут появиться «винтажные» предпочтения — так что нужно быть во всеоружии.

Глянец vs. Инстаграм

Вообще, профессиональный фотограф — это тот, кто зарабатывает фотографией. С другой стороны, его характеризует постоянный и  предсказуемый результат — то есть он всегда может справиться с поставленной задачей, у него есть определенная система работы и некая осознанность. Сейчас фотография — очень массовое увлечение, и случайные люди, бывает, делают шедевры, но, выстрелив раз, не могут этого повторить. Профессионал же точно знает, как добиться высокого качества каждый раз.

Сам себе продюсер

Я преподаю в паре с Кристиной Медведевой, она продюсер и, соответственно, будет учить фотографов продюсированию. Иногда фотограф работает в большой команде, иногда — самостоятельно, а значит, должен выступать и продюсером, и стилистом, поэтому отдельный блок учебной программы будет посвящен подготовке съемки: переложению идеи в сценарий, сбору референсов и реализации собственного проекта. Сейчас в работе с референсами и образами дизайнеры сравнялись с фотографами — они собирают мудборд под определенную задачу и создают прототип реального кейса, которым в фотографии, как правило, является реклама. Кстати, скоро у нас заработает собственная выставочная площадка, где студенты смогут делать инсталляции, быть постоянно открытыми для внешних просмотров и работать в качестве кураторов выставок.

Фотограф на рынке

Рынок фотографии, с одной стороны, переполнен. Но с другой стороны, действительно крепких профессионалов относительно немного в соотношении с огромным количеством любителей, которые все равно в какой-то момент конкуренции «отваливаются». Умение уверенно конкурировать — это тоже профессионализм, который приобретается по мере получения знаний и опыта.

Фотограф — такая профессия, где очень важна коммуникабельность , нужно уметь работать в команде и грамотно общаться с заказчиком. Во многом трудоустройство зависит от вашей общительности и правильного выбора специализации. Навыки коммуникации мы тоже прививаем — у нас в Школе над проектами ребята с разных профилей часто работают вместе: графические дизайнеры, фэшн-дизайнеры, фотографы, иллюстраторы. Это не только дает представление о том, как все устроено во «взрослом» мире», но уже в университете формирует команды, которые могут развиться в крепкие творческие комьюнити. Например, так происходит во ВГИКе — ребята разных специализаций делают кино сообща, и уже из института выходят готовой командой.

Свадьба+

Сейчас очень много фотографов, которые снимают весь спектр фотографий, какой только может быть: свадьбы, рекламу, корпоративы, что, конечно, не сказывается положительно на профессионализме. Снимать круто все на свете невозможно, поэтому важно выбрать определенную специализацию, в которой ты развиваешься, или привязаться к своей индивидуальной стилистике, которую можно выработать за четыре года. Это может быть даже видео, а не фотосъемка. Наша программа, особенно кураторская часть, хороша интерактивной работой —  я и Кристина занимаемся тем, что вместе с ребятами ищем то, что они действительно полюбят, в чем смогут раскрыться, очень мягко подталкиваем их к правильному выбору стилистики. За время учебы студенты смогут сформироваться как профессионалы со своим уникальным художественным почерком.

Экскурсия в реальность

Первый год ребята проходят историю искусств, графический дизайн, скетчинг, арт-практику, очень большое внимание уделяется развитию дизайн-навыков. На втором курсе они будут сами себе ставить задачи и становиться все более самостоятельными. С третьего курса студенты будут работать с реальными кейсами и заказчиками: например, фэшн-журналами, рекламными студиями, также проекты им будет поставлять наша «Лаборатория дизайна». Кроме того, мы всегда «за», если студент самостоятельно найдет проект «на стороне» — мы поможем его реализовать. Важная часть обучения — создание сети профессиональных контактов, это будет происходить на зачетах-просмотрах. Мы будем приглашать на экзамены известных фотографов, редакторов журналов, людей из арт-индустрии, чтобы они не только помогали в оценке работ, но и знакомились со своими будущими кадрами.

Портфолио прилагаю

Портфолио — лицо фотографа. Его можно собрать правильно только тогда, когда человек выбрал свою специализацию и нашел почерк. Если ты владеешь профессией, то можешь снять все — человека, натюрморт, одежду, репортаж — это будет профессионально, но не что-то выдающееся. Поэтому так важно найти собственную стилистику, которая раскроет вас как уникального специалиста на рынке, также важно за время учебы вырастить себя для рынка как бренд. Кстати, все портфолио студенты Школы дизайна формируют на сайте школы, и при желании могут открыть к ним доступ работодателю.

Как поступить на профиль

Как и для других профилей, для «Дизайна и фотографии» абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а на экзамен в Школу дизайна принести свой творческий проект, состоящий из двух частей. Во-первых, необходимо сделать серию фотографий, фотоколлажей или рекламных полос, содержащих собственные фотографии, на свободную тему. В дополнение к этому нужно представить фотовыставку: сделать подборку 6-12 фотографий (не менее шести различных авторов), объединенных стилистическим или концептуальным содержанием. Здесь важна кураторская работа, то есть сама концепция. По этому критерию мы будем оценивать творческий потенциал и видение абитуриента. Это не менее важно, чем собственные фотоработы поступающего, потому что так можно увидеть его склонности, интересы и потенциал. Если человек принесет фотографии авторов с мировой известностью как беспроигрышный вариант, то жюри будет зевать, а за Аведона и Ньютона придется отвечать втройне.

Вам также может быть интересно:

Школа дизайна ВШЭ в третий раз представила свою коллекцию на Merсedes–Benz Fashion Week

Коллекция студентов Школы дизайна ВШЭ — это результат работы дизайнеров разных курсов бакалавриата и магистратуры, объединенной общей темой «Клуб Завтра». Дизайнерами, моделями и организаторами показа выступили студенты.

Работы студенток Школы дизайна ВШЭ вошли в шорт-лист на конкурсе Рейксмузеума

Работы третьекурсниц Виктории Касатовой и Екатерины Другаченок попали в число 75 лучших на конкурсе Rijkstudio Award 2017, организованном Рейксмузеумом (Амстердам). По условиям конкурса, любой желающий мог скачать понравившуюся ему картину с сайта музея и на ее основе создать собственное произведение. Всего в конкурсе приняли участие 2600 участников со всего мира.

Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»

Если вы увидите среди лицеистов НИУ ВШЭ людей с цветными волосами — можете быть практически уверены, что они учатся на «Дизайне». Но вместе с ними на этом направлении учатся и вполне обычные с виду ребята. Главное, что всех их объединяет тяга к творчеству. С рассказом о «Дизайне» мы продолжаем цикл материалов об образовательных направлениях лицея.

Студенты Школы дизайна второй раз приняли участие в Merсedes–Benz Fashion Week

Студенты разных курсов направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ показали свою новую коллекцию H.A.R.D. 2.0. Коллекция представляет собой микс из работ, стилизованных в единой концепции. В течение года студенты экспериментировали с формой и приемами, деконструировали, создавали новое из старого.

Студентка ВШЭ разработала дизайн упаковки зубной пасты для подростков

Популярный ресурс для дизайнеров и маркетологов Packaging of the World опубликовал проект дизайна упаковки детской зубной пасты Smilex12+, выполненный студенткой третьего курса Школы дизайна НИУ ВШЭ Анны Кошелевой по брифу от компании SPLAT в рамках учебной программы. Руководитель проекта – куратор направления «Коммуникационный дизайн» Александра Кузнецова.

«Я выбрала именно Школу дизайна НИУ ВШЭ из-за нестандартного пути поступления»

Не зацикливаться на академизме, выражать свое художественное видение и очень много работать — на открытом показе #заценившэ, который прошел в галерее ARTBasement в универмаге «Цветной», студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ представили свои работы и рассказали об особенностях обучения дизайну в Вышке.

«Крутой специалист сам определяет себе цену»

Захар День, куратор профиля «Дизайн и программирование» Школы дизайна, основатель компании Hæd Exchange и автор курса-бестселлера в Mоscow Coding School — о том, как программист может зарабатывать, разъезжая на скутере по Азии, как русские специалисты захватывают Кремнивую долину и кто такие «рубисты».

«Художник может соединять все со всем»

Мультимедийный художник, куратор профиля «Дизайн и современное искусство» Протей Темен — о том, есть ли искусство после Пикассо, какая связь между холстом и программированием, как художнику презентовать себя и каких специалистов ждет рынок актуального искусства.

Проекты студентов Школы дизайна ВШЭ представлены на биеннале в Венеции

Студенты третьего и четвертого курсов Школы дизайна НИУ ВШЭ Ксения Ермакова, Софья Пайманова и Наталья Черноброва представили свое видение реконструкции ВДНХ. Работы стали частью экспозиции Павильона России на XV Международной биеннале архитектуры в Венеции.

Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ представили коллекцию одежды на Merсedes–Benz Fashion Week

Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ провели модный показ на Merсedes–Benz Fashion Week.В показе студенты использовали цветовые палитры, принты, разные по плотности ткани, отражающие эстетику web-punk, полигонов и плоского дизайна.