• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

«Сетевой анализ отличается от обычной статистики тем, что не предполагает независимости между наблюдениями. Как раз наоборот, он позволяет найти взаимоотношения там, где обычная статистика бессильна — между как минимум парами взаимосвязанных наблюдений, — говорит заведующая Международной лабораторией прикладного сетевого анализа Валентина Кускова. — Мы не только анализируем единицы, на которых собраны данные, но и находим связи между ними. Именно поэтому сетевые методы сильнее, чем простая аналитика: они в себя включают возможность реляционного (то есть отношенческого) подхода к анализу данных и позволяют формировать более глубокую картину происходящего, будь то анализ влияния блогеров на своих подписчиков или восприятие в обществе новой инициативы государства».

В программу летней школы были включены три компонента: теоретический (сетевая теория и теория сетей), методологический (методы анализа и программное обеспечение для анализа сетевых данных) и прикладной. Знания теории и методологии тут же использовались для разработки исследовательских проектов в зависимости от научных интересов участников. Например, старший преподаватель факультета экономики Нижегородского кампуса ВШЭ Татьяна Николаева собирается применять сетевой анализ в исследованиях сферы туризма, аспирант того же факультета Анастасия Еремина — в исследованиях государственных и муниципальных закупок.

Стэнли Вассерман, научный руководитель Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ

«Участники школы работали над различными проектами, связанными с сетевыми измерениями, — рассказывает Стэнли Вассерман. — Например, один проект был посвящен анализу рынка труда и проблеме поиска работы с точки зрения сетевого влияния — проще говоря, знаете ли вы людей, которые могут помочь вам получить работу. Другой рассматривал сетевое влияние на беременных женщин в Африке и их пищевое поведение. Будут ли женщины правильно питаться и принимать витамины, чтобы иметь здоровых детей, из-за социального влияния, которое их друзья оказывают на них, или нет? Сетевая информация — это все про отношения».

«Это уже четвертая школа по сетевому анализу, в которой я участвую, — говорит доцент факультета социальных наук ВШЭ Дмитрий Зайцев. — Методы, о которых здесь шла речь, я применяю в политических исследованиях. В отличие от традиционных статистических методов, которые применяются в политологии, — регрессии, корреляции и других, — сетевой анализ не редуцирует сложность социальных явлений. В ряде случае для политологов, социологов и других исследователей это единственная возможность подтвердить или опровергнуть те или иные гипотезы».

«Сейчас я провожу исследование, посвященное медиа-эффектам, и возникла идея использовать в нем сетевой анализ, которым я раньше вообще не занималась, — рассказывает заместитель декана факультета социальных наук ВШЭ Айгуль Мавлетова. — Благодаря летней школе я поняла, как это можно сделать. Идея исследования в том, чтобы выявить влияние медиа на политические аттитюды и политическое поведение студентов, и не только напрямую, но и через социальные сети индивида, через его круг общения. Без сетевого анализа здесь не обойтись».

В этом году Международная лаборатория прикладного сетевого анализа впервые набирает студентов на англоязычную магистерскую программу «Прикладная статистика с методами сетевого анализа», созданную по подобию образовательной программы по прикладной статистике в Университете Индианы. Слушатели программы смогут получить комплексные знания в области статического анализа данных и сетевого анализа. Программа подходит для специалистов из разных областей знаний: социологии, менеджмента, политологии и многих других социальных областей, где специалисты хотели бы научиться применять анализ данных, в том числе сетевых, для решения актуальных задач.

«Часто бакалаврские программы по нематематическим дисциплинам не дают достаточного инструментария — только общее понимание статистики, которого в практической деятельности оказывается недостаточно, — говорит Валентина Кускова. — Программа подойдет и математикам, но не всем — тем, кто хочет углубить свои навыки в области машинного обучения, например, нужно идти на ФКН, тем есть отличные программы. Но математики, которые хотели бы научиться ставить правильно задачи для решения в области консалтинга, например, будут у нас очень успешны: математические программы подготовки не учат ставить исследовательский вопрос, и этот пробел мы поможем восполнить».

«Наша новая магистерская программа шире, чем просто сетевой анализ, и включает в том числе и традиционную статистику, — говорит Стэнли Вассерман. — Программа подойдет людям, которые хотели бы углубиться в статистический анализ для решения реальных проблем. Она позволит им выйти на качественно новый профессиональный уровень и откроет новые карьерные возможности. Спрос на специалистов по работе с количественными данными в современном мире продолжает расти».

Подать документы на программу можно по 16 августа включительно. Условия поступления можно найти на сайте программы.   

Вам также может быть интересно:

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.

На факультете компьютерных наук ВШЭ прошла летняя школа по разработке мобильных приложений для старшеклассников

За пять дней участники школы побывали на тренингах и мастер-классах, познакомились с процессом разработки мобильных приложений и сервисов для различных платформ, а в финале презентовали собственные проекты, подготовленные за время обучения. Партнером школы в этом году стала компания Samsung.

«Здесь можно прочувствовать всю атмосферу Вышки»

26 июня по 3 июля Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ проводит в учебном центре «Вороново» Летнюю многопрофильную школу. На нее съехались одаренные школьники не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья.

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»

С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).

«Именно эти люди будут формировать повестку гуманитарной науки»

В музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне прошла первая московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам. Целью школы было создание общей междисциплинарной научной среды для исследования текстов с помощью современных компьютерных методов. Организаторы школы — Школа лингвистики НИУ ВШЭ, музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна» и лаборатория «СПЖК» при кафедре русской литературы Тартуского университета.