Лицей НИУ ВШЭ открывает два новых направления

© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

В этом году Лицей НИУ ВШЭ открывает два новых направления — «Математика» и «Естественные науки». В итоге прием будет проходить по десяти направлениям: «Гуманитарные науки», «Экономика и математика», «Экономика и социальные науки», «Дизайн», «Востоковедение», «Информатика, инженерия и математика», «Юриспруденция», «Психология», «Математика» «Естественные науки». Всего в предуниверсарий планируется принять 710 десятиклассников. Прием заявок начался 1-го февраля и завершится 15-го марта.

В целом, новые направления сохранят традиционные для лицея особенности — факультетский день на базе факультетов НИУ ВШЭ и вариативность обучения. Но будут и новшества. О том, что нового появится в образовательной экосистеме лицея и каких абитуриентов планируют принять на обучение — рассказывают руководители направлений.

Денис Чистяков, руководитель направления Математика Лицея НИУ ВШЭ
Денис Чистяков,
руководитель направления «Математика» Лицея НИУ ВШЭ

До появления направления «Математика» в лицее можно было изучать только математику с экономикой или математику с инженерией. То есть, грубо говоря, если тебе что-то из этого не очень нравится — учиться сложно. Я думаю, новое направление будет востребовано ребятами, которым нравится именно математика.

Помимо этого, у нас будет принципиально другой подход к обучению. Вести алгебру, геометрию и математический анализ в группе будут сразу два преподавателя. Они могут работать в классе одновременно либо разбиваться на подгруппы и работать в разных кабинетах. Кроме того, они будут привлекать к работе учебных ассистентов. Это могут быть студенты Вышки и других университетов с хорошей математической подготовкой — например, МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и др. Это обеспечит индивидуальный подход к обучению математике, который традиционно используется в математических школах, когда в классе находится несколько преподавателей и можно вести содержательный диалог по конкретной задаче.

Работая в лицее не первый год, могу сказать, что лицеисты бывают разные. Есть лицеисты, которым в принципе нравятся олимпиадные задачи, они с детства занимаются олимпиадной математикой. А есть другие учащиеся, не олимпиадники, но им нравится математика в рамках углубленной программы. Мы хотим дать возможность реализовать себя и тем, и тем. Чтобы была возможность заниматься как олимпиадами, так и глубокой школьной математикой. Безусловно, у них есть пересечения, но я хочу сказать, что подготовка к олимпиаде требует решения олимпиадных задач, которые обладают своей спецификой. Они не всегда похожи на ту математику, которую проходят в школе или в вузе. В школьной математике учитель разбирает способы решения, которые подходят для определенного класса задач. А здесь надо подумать, потому что конкретного алгоритма, который можно заучить, как правило, нет. Это очень творческие задачи.

Занятия математикой требуют большого вложения сил.

Поэтому мы используем индивидуальный подход, цель которого — не напичкать учащегося большим количеством знаний, а научить думать, доказывать

Чтобы у него была свобода математического творчества. При таком подходе каждый работает в своем темпе.

Мы ждем увлеченных и мотивированных ребят. Вступительные испытания будут проходить в два этапа: письменный экзамен и собеседование. В первой части будут обычные школьные задачи, где нужно просто подумать и записать решение. А на этапе собеседования мы сможем на основании письменной работы и получившегося диалога подвести какой-то итог.

Выпускник направления «Математика» сможет выбирать из факультетов ВШЭ, где требуется хорошая математическая подготовка: математический факультет, факультет компьютерных наук, факультет экономических наук. Современное состояние экономических наук таково, что если ты хочешь добиться успеха, то должен обладать сильной математической базой. А вообще дороги открыты на все специальности, где требуется математика.

Подробнее о направлении «Математика» Денис Чистяков рассказывает на сайте лицея.

Владимир Алексеев, руководитель направления «Естественные науки» Лицея НИУ ВШЭ
Владимир Алексеев,
руководитель направления «Естественные науки» Лицея НИУ ВШЭ

В основном биологическая часть направления «Естественные науки» ориентирована на факультет биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ. Факультет будет готовить биохимиков, молекулярных биологов и биотехнологов. Но без представления о том, как устроены живые организмы и как они живут, трудно подготовить хорошего специалиста. А эти знания формируются непосредственно на полевых практиках по биологии. Поэтому после того, как мы отшлифуем программу внутри лицея, будем наращивать внешние связи и создавать возможности для полевых практик, работы в лабораториях.

Реальность такова, что если научная лаборатория приглашает школьника, то даже какой-то рутинной технической работе его нужно обучать. Это отличается от того, чем он в жизни занимался, как обычный класс отличается от космического корабля. В первую очередь, мы хотим показать школьникам, как выглядит настоящая научная лаборатория. И дальше, если все будет хорошо, дать возможность что-то поделать руками. Конечно, на направлении будет и своя лаборатория, над ее комплектацией мы будем работать в ближайшее время. Часть лабораторной работы будет проходить в здании лицея на Солянке, другая часть — на базе факультетов Вышки.

Учебный процесс будет построен таким образом, что за 10-й класс дети подтянут общие знания. Узнают, какой разнообразной и увлекательной может быть биология за рамками школьной программы. А в 11-м классе мы займемся систематизацией, повторяя все то, что ребята должны знать для сдачи ЕГЭ.

Нестандартное распределение нагрузки, при котором в 11-м классе легче учиться, чем в 10-м, имеет большой плюс. В результате мы сможем подготовить ребят к экзаменам так, что родителям не надо будет нанимать репетиторов

Например, такая система давно и успешно используется в школе «Интеллектуал». Преподаватели химии не планируют такого сложного учебного плана — у всех учащихся профиля будет 6 часов химии в неделю, без вариативов, и практикум по предмету. Но основные задачи они видят так же: в 10-м классе ликвидировать пробелы и показать, чем реальная химия отличается от школьных учебников. А в 11-м сосредоточиться на подготовке к экзаменам и олимпиадах.

Мы рассчитываем, что наши абитуриенты умеют думать, а не заучили огромный поток материала. Как это понять? Задавать вопросы на формулировку собственных гипотез. Многие дети с начальной школы привыкают, что лучше ничего не сказать, чем ошибиться. Много лет составляя задания для олимпиад и проверяя олимпиадные работы, я столкнулся с тем, что даже если на задании крупными буквами жирным шрифтом написано: «за ошибки оценка не снижается» и «на данный вопрос существует несколько вариантов ответа», все равно 90% работ будет с одним вариантом ответа, в котором дети точно были уверены.

К таким вопросам, в которых нет единственного правильного ответа, большинство школьников не готовы. При этом все люди от природы любознательны, их волнует вопрос «что будет, если?». Мы будем набирать тех, для кого попытка получить ответ на этот вопрос важнее риска ошибиться. Кто способен что-то придумать и предположить. Конечно, будут вопросы и на чистое знание. Потому что набрать кучу фантазеров это весело, но непонятно, что потом с этим делать. Поэтому будем искать тех, кто что-то знает, но главное — умеет соображать.

Подробнее о направлении «Естественные науки» Владимир Алексеев рассказывает на сайте лицея.

Получить больше информации об особенностях обучения в лицее можно будет на общем Дне открытых дверей НИУ ВШЭ 24-го февраля. Для участия в Дне открытых дверей необходимо зарегистрироваться. Видеозаписи выступлений руководителей направлений и администрации будут опубликованы на сайте лицея.

На программе «Дизайн» открывается новый профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн»

В Школе дизайна ВШЭ открывается бакалаврский профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн». Это первая академическая программа в России, посвященная работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства.

Лицей Вышки улучшил свои позиции в ежегодном рейтинге школ России RAEX

В этом году он занял первое место по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны. Исследование проводилось на основе данных о поступлении выпускников школ в 35 ведущих российских вузов. В топ-5 рейтинга попали также Бауманская инженерная школа № 1580, Школа № 1535, СУНЦ МГУ и СУНЦ НГУ. Год назад лицей вошел только в топ-10 этого рейтинга, заняв 6-е место.

1922

заявления поступило от абитуриентов, желающих учиться в 9-м классе Лицея НИУ ВШЭ, что на 25% больше, чем в прошлом году. Планируется набрать 300 человек на специализацию «Универсальная» и 25 человек на специализацию «Математика».

Как в Высшей школе экономики учат управлению наукой и инновациями

17 апреля состоялся день открытых дверей магистерской программы «Управление в сфере науки, технологии и инноваций». Как обучение здесь связано с практикой и какая карьера ждет выпускников, мы попросили рассказать Павла Бахтина, заместителя заведующего отделом информационно-аналитических систем ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, закончившего программу в 2016 году.

«Университетское образование должно быть социальным лифтом в прямом смысле слова»

В этом году Высшая школа экономики поддержит абитуриентов бакалавриата, которые в силу социальных факторов и жизненных обстоятельств не могут конкурировать на равных со сверстниками при поступлении на бюджетные места. 119 человек, не добравших баллы, смогут учиться за счет университета. Об особенностях проекта порталу НИУ ВШЭ рассказал проректор вуза Вячеслав Башев.

Социально незащищенные абитуриенты смогут учиться в НИУ ВШЭ за счет университета

В московском кампусе Высшей школы экономики стартует пилотный проект поддержки абитуриентов бакалавриата, которые в силу социальных факторов и жизненных обстоятельств не могут при поступлении на равных конкурировать со сверстниками. Не более 119 человек, не добравших баллы для поступления на бюджетное место, получат возможность учиться бесплатно. Прием заявлений на участие в проекте продлится до 30 апреля.

11 апреля — последний день подачи заявок на поступление на Футуритет (9-й класс Лицея)

Футуритет ВШЭ задуман как факультет будущего, которое каждый девятиклассник выстраивает самостоятельно. За год лицеист получает все необходимое, чтобы определиться с дальнейшим образованием.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

3169

человек стали дипломантами олимпиады «Высшая проба» в 2019 году.

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.