• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

Неважные предметы?

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов неоднократно отмечал, что в современной российской школе недопустимо мало внимания уделяют творческим предметам, развивающим в ребенке креативность. Педагогические подходы чаще основаны на заучивании и воспроизведении

На уроках изобразительного искусства в большей степени учат технике исполнения и в меньшей степени позволяют ребенку самовыражаться

По мнению ректора, в части преподавания творческих предметов российская школа «застряла» в середине XX века.

Образовательные стандарты второго поколения, принятые в 2009-2012 годах, мало изменили ситуацию, так как декларировали лишь общие требования к выпускникам, но не предлагали механизмов их выполнения. Программы преподавания ИЗО и технологии в большинстве школ остались прежними.

Лишь в 2018 году об этих предметах вспомнили снова. Министерство просвещения РФ утвердило концепции преподавания искусства и технологии. Кроме того, технология стала единственным школьным предметом, упомянутым в майском указе президента России: правительству поручено обновить его содержание и усовершенствовать методы его преподавания.

Новое содержание

«Российской школе нужны новые модели обучения творческим предметам, адекватно отвечающие на вызовы времени, — говорит руководитель магистерской программы «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе», профессор Школы дизайна Ульяна Аристова. — Прежде всего, это касается изучения новых технологий и их применения в учебном процессе, знакомства детей с современными дизайнерскими практиками».

Например, на уроках ИЗО и технологии школьников нужно учить работать с данными, с визуальной и текстовой информацией, осваивать 3D-печать, разрабатывать интерфейсы для коммуникации. Есть возможности для моделирования и конструирования с использованием цифровых технологий, создания макетов книг и журналов, занятий художественной фотографией, изучения основ искусства телевидения и многого другого. Меняя содержание, акцент нужно делать на развитии творческих способностей каждого ученика.

При этом элементы старого-доброго рисования и трудового обучения в тех школах, где в них есть потребность, могут оставаться. В конце концов, принцип learning by doing (обучение через действие), о важности которого часто говорят применительно к школьному образованию, в преподавании эти предметов используется и сегодня. Да и нет ничего плохого в обучении домоводству или слесарному и столярному делу, как это было традиционно в школе. Но для достижения результатов, заданных в новых стандартах, этого уже недостаточно.

Профессора Школы дизайна ВШЭ Ульяна Аристова и Татьяна Ривчун занимаются исследованием истории художественного образования в области изобразительного искусства и дизайна, истории методов обучения творческим предметам на всех уровнях образования. В феврале 2019 года в Международной энциклопедии художественного и дизайнерского образования, опубликованной издательством Wiley, вышли статьи этих ученых, представляющие богатую историю развития художественного образования в России и его перспективы. В материалах также отражено место Школы дизайна НИУ ВШЭ в процессе: на ее площадке реализуется актуальная модель дизайн-образования и арт-образования, отвечающая на вызовы индустрии.

Чему будут учить?

Программа «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» была разработана совместно преподавателями Школы дизайна и Института образования НИУ ВШЭ, где уже есть опыт магистерской подготовки учителей разных предметов (словесников, историков, обществоведов).

Учебный план состоит из трех ключевых направлений:

 теория, история и методология художественного образования;

 возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции;

 методы и приемы преподавания дизайна и технологии.

Учителя любых предметов должны освоить базовые педагогические дисциплины: в программе подготовки будущих преподавателей ИЗО и технологии есть те же курсы, что и у будущих учителей-словесников, историков и обществоведов. Например, это история образования и педагогической мысли, современная теория обучения.

Новые программы

Преподаватели Школы дизайна берутся не только за подготовку будущих учителей ИЗО и технологии, но и за разработку инновационных базовых образовательных программ этих предметов. Их сможет использовать любая российская школа.

Речь идет о программах по изобразительному искусству и технологии для основного звена, по профилям «Креативное проектирование» и «Дизайн» — для старших классов. В этой работе преподавателям Вышки помогут методисты издательства «Просвещение» — партнера Школы дизайна. Первоначальные версии программ будут готовы к началу нового учебного года, так что студенты смогут с ними работать и участвовать в их совершенствовании.

Совместно с «Просвещением» также планируется разработать новые учебно-методические комплексы по изобразительному искусству и технологии — как бумажные, так и цифровые.

Кого здесь ждут?

Основной потенциальный контингент магистерской программы — выпускники бакалавриатов по дизайну и искусству, которым интересна педагогическая деятельность. Те, кто имеет творческое образование и хотел бы заняться преподаванием, смогут получить в Вышке и необходимые навыки, и официальную квалификацию, без которой к работе в школе попросту не допустят.

При этом программа открыта для выпускников бакалавриатов любых других направлений подготовки.

Основной критерий отбора абитуриентов — качественное портфолио, где отражено наличие навыков в области дизайна и изобразительного искусства. Собственно, конкурс портфолио и является вступительным испытанием, где каждый может себя проявить. Преподаватель креативных практик сам должен быть хорошим художником и дизайнером.

На программе предусмотрено 15 квазибюджетных (за счет Высшей школы экономики) и 10 коммерческих мест. Учиться студенты будут очно в Школе дизайна на Малой Пионерской улице, где есть необходимая технологическая база, программное обеспечение и креативная среда. Реализовывается программа совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, что позволит привлечь к подготовке магистров профессорско-преподавательский состав, работающий в авангарде современной педагогической науки.

Где проходить практику?

Практика студентов программы будет организована в московских школах — Лицее НИУ ВШЭ, школе «Покровский квартал» и других школах-участниках проекта «Распределенный лицей». Их могут привлекать к работе и другие школы, готовые воспринять инновационные образовательные программы. Студенты посетят уроки опытных коллег и начнут сами вести занятия.

Важно, что студенты попробуют себя в роли не только школьных учителей, но и педагогов дополнительного образования, организаторов проектной деятельности учеников в области художественного творчества, дизайна. Также планируется задействовать их в проведении факультетских дней для лицеистов и учеников школ распределенного лицея.

Для тех, кто решит не посвящать жизнь работе в школе, возможен выбор специализации по обучению студентов и взрослых людей. В учебном плане есть курсы по выбору «Обучение обучающих» и «Преподавание дизайна в высшей школе», предусмотрена практика в Школе дизайна.

Каждый студент за время учебы должен спроектировать свою авторскую рабочую программу по изобразительному искусству или технологии, которая станет его выпускной квалификационной работой. Рабочая программа — обычный инструмент любого учителя-предметника, без нее он, по большому счету, не имеет права войти в класс. За основу своих программ студенты смогут взять базовые программы, разработанные старшими коллегами в Школе дизайна.

Что изменит программа?

Прежде всего, программа улучшит имидж учителей ИЗО и технологии, поскольку в школу придут преподавать современные художники и дизайнеры. Пока что такой трек для них фактически закрыт — художественно-графические факультеты педвузов, как правило, учат по старинке, и новации туда проникают с трудом. Кроме того, современные поколения школьников требуют появления нового содержания и новых подходов к его преподаванию с учетом изменений в российском образовании.

«Появление магистерской программы создаст предпосылки для изменения эстетической концепции, программы и методов преподавания изобразительного искусства и технологии в российских школах, — считает Ульяна Аристова. — Кроме того, мы хотим, чтобы наша программа стала моделью инновационной подготовки учителей этих предметов, и эту модель в дальнейшем смогут использовать школы и вузы страны».

Иконки: Freepikwww.flaticon.com

Вам также может быть интересно:

Абитуриентов привлекает цифра

Лучшие вузы России отмечают рост среднего балла абитуриентов и неослабевающий спрос на направления, связанные с информационными технологиями и цифровизацией экономики. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной итогам приема в вузы, которая состоялась 16 августа в пресс-центре «Известий».

5 главных фактов об итогах приема в бакалавриат

Вышка завершает прием на бакалаврские программы. Уже определены все зачисленные на бюджетные места, но еще продолжается заключение платных договоров. Основные итоги приемной кампании 2019 года подводит проректор ВШЭ Вячеслав Башев.

«Мы гордимся проектами наших студентов магистратуры и не упускаем случая ими похвастаться»

Ежегодно студенты магистерской программы «Мода» Школы дизайна ВШЭ принимают участие в самых разных проектах, среди которых фэшн-показы, фестивали, выставки и коллаборации с крупными брендами. О главных событиях, в которых поучаствовали студенты в 2018-2019 учебном году, рассказали руководители программы «Мода» Екатерина Павелко и Анзор Канкулов. Прием документов на программу продлится до 16 августа.

Пять магистерских программ для будущих ученых, на которые можно поступить прямо сейчас

В Вышке существует множество магистерских программ на любой вкус. Некоторые из них более практикоориентированные, как «Транспортное планирование», другие — творческие, как, например, «Мода», а есть те, которые открывают студентам возможности для академической карьеры и будущего в науке. Рассказываем о пяти программах, документы на которые еще можно успеть подать до 31 июля. Подача документов для иностранных граждан возможна до 20 августа.

«В Вышку пришли более 1000 победителей и призеров олимпиад школьников»

До окончания приема документов в бакалавриат Высшей школы экономики остается десять дней. О ходе приемной кампании рассказал новостной службе портала проректор Вячеслав Башев.

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Открытие галереи, новые направления и выставка в Музее Москвы: в Школе дизайна ВШЭ завершился учебный год

Главным выпускным экзаменом всех образовательных направлений Школы дизайна стал HSE ART AND DESIGN Festival, прошедший в Музее Москвы. В последний день фестиваля состоялся модный показ: более сотни самых актуальных образов создали студенты бакалавриата и магистратуры программы «Мода». Как это было — в нашем фоторепортаже.

Открыта регистрация на программу второго диплома по праву Лондонского университета в ВШЭ

Абитуриенты, поступающие на бакалаврские программы «Юриспруденция» и «Юриспруденция: частное право», могут одновременно выбрать лондонскую программу как дополнительную опцию к своей основной подготовке. Программа второго диплома открыта также для внешних студентов и работающих специалистов.

Начинается заключение договоров для абитуриентов бакалавриата

1 июля в Вышке начинается заключение договоров на большинство программ бакалавриата (специалитета). Напоминаем, что такое критерии заключения договоров, каковы сроки для разных программ и почему стоит заключить договор, даже если вы рассчитываете попасть на бюджетное место.

«Научим студентов критиковать друг друга самыми изощренными способами»

Школа дизайна ВШЭ во второй раз ведет набор на бакалаврскую программу «Современное искусство». Одной из главных дисциплин учебного плана является арт-критика. В новом учебном году студенты смогут изучать ее под руководством главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой.