• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

Неважные предметы?

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов неоднократно отмечал, что в современной российской школе недопустимо мало внимания уделяют творческим предметам, развивающим в ребенке креативность. Педагогические подходы чаще основаны на заучивании и воспроизведении

На уроках изобразительного искусства в большей степени учат технике исполнения и в меньшей степени позволяют ребенку самовыражаться

По мнению ректора, в части преподавания творческих предметов российская школа «застряла» в середине XX века.

Образовательные стандарты второго поколения, принятые в 2009-2012 годах, мало изменили ситуацию, так как декларировали лишь общие требования к выпускникам, но не предлагали механизмов их выполнения. Программы преподавания ИЗО и технологии в большинстве школ остались прежними.

Лишь в 2018 году об этих предметах вспомнили снова. Министерство просвещения РФ утвердило концепции преподавания искусства и технологии. Кроме того, технология стала единственным школьным предметом, упомянутым в майском указе президента России: правительству поручено обновить его содержание и усовершенствовать методы его преподавания.

Новое содержание

«Российской школе нужны новые модели обучения творческим предметам, адекватно отвечающие на вызовы времени, — говорит руководитель магистерской программы «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе», профессор Школы дизайна Ульяна Аристова. — Прежде всего, это касается изучения новых технологий и их применения в учебном процессе, знакомства детей с современными дизайнерскими практиками».

Например, на уроках ИЗО и технологии школьников нужно учить работать с данными, с визуальной и текстовой информацией, осваивать 3D-печать, разрабатывать интерфейсы для коммуникации. Есть возможности для моделирования и конструирования с использованием цифровых технологий, создания макетов книг и журналов, занятий художественной фотографией, изучения основ искусства телевидения и многого другого. Меняя содержание, акцент нужно делать на развитии творческих способностей каждого ученика.

При этом элементы старого-доброго рисования и трудового обучения в тех школах, где в них есть потребность, могут оставаться. В конце концов, принцип learning by doing (обучение через действие), о важности которого часто говорят применительно к школьному образованию, в преподавании эти предметов используется и сегодня. Да и нет ничего плохого в обучении домоводству или слесарному и столярному делу, как это было традиционно в школе. Но для достижения результатов, заданных в новых стандартах, этого уже недостаточно.

Профессора Школы дизайна ВШЭ Ульяна Аристова и Татьяна Ривчун занимаются исследованием истории художественного образования в области изобразительного искусства и дизайна, истории методов обучения творческим предметам на всех уровнях образования. В феврале 2019 года в Международной энциклопедии художественного и дизайнерского образования, опубликованной издательством Wiley, вышли статьи этих ученых, представляющие богатую историю развития художественного образования в России и его перспективы. В материалах также отражено место Школы дизайна НИУ ВШЭ в процессе: на ее площадке реализуется актуальная модель дизайн-образования и арт-образования, отвечающая на вызовы индустрии.

Чему будут учить?

Программа «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» была разработана совместно преподавателями Школы дизайна и Института образования НИУ ВШЭ, где уже есть опыт магистерской подготовки учителей разных предметов (словесников, историков, обществоведов).

Учебный план состоит из трех ключевых направлений:

 теория, история и методология художественного образования;

 возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции;

 методы и приемы преподавания дизайна и технологии.

Учителя любых предметов должны освоить базовые педагогические дисциплины: в программе подготовки будущих преподавателей ИЗО и технологии есть те же курсы, что и у будущих учителей-словесников, историков и обществоведов. Например, это история образования и педагогической мысли, современная теория обучения.

Новые программы

Преподаватели Школы дизайна берутся не только за подготовку будущих учителей ИЗО и технологии, но и за разработку инновационных базовых образовательных программ этих предметов. Их сможет использовать любая российская школа.

Речь идет о программах по изобразительному искусству и технологии для основного звена, по профилям «Креативное проектирование» и «Дизайн» — для старших классов. В этой работе преподавателям Вышки помогут методисты издательства «Просвещение» — партнера Школы дизайна. Первоначальные версии программ будут готовы к началу нового учебного года, так что студенты смогут с ними работать и участвовать в их совершенствовании.

Совместно с «Просвещением» также планируется разработать новые учебно-методические комплексы по изобразительному искусству и технологии — как бумажные, так и цифровые.

Кого здесь ждут?

Основной потенциальный контингент магистерской программы — выпускники бакалавриатов по дизайну и искусству, которым интересна педагогическая деятельность. Те, кто имеет творческое образование и хотел бы заняться преподаванием, смогут получить в Вышке и необходимые навыки, и официальную квалификацию, без которой к работе в школе попросту не допустят.

При этом программа открыта для выпускников бакалавриатов любых других направлений подготовки.

Основной критерий отбора абитуриентов — качественное портфолио, где отражено наличие навыков в области дизайна и изобразительного искусства. Собственно, конкурс портфолио и является вступительным испытанием, где каждый может себя проявить. Преподаватель креативных практик сам должен быть хорошим художником и дизайнером.

На программе предусмотрено 15 квазибюджетных (за счет Высшей школы экономики) и 10 коммерческих мест. Учиться студенты будут очно в Школе дизайна на Малой Пионерской улице, где есть необходимая технологическая база, программное обеспечение и креативная среда. Реализовывается программа совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, что позволит привлечь к подготовке магистров профессорско-преподавательский состав, работающий в авангарде современной педагогической науки.

Где проходить практику?

Практика студентов программы будет организована в московских школах — Лицее НИУ ВШЭ, школе «Покровский квартал» и других школах-участниках проекта «Распределенный лицей». Их могут привлекать к работе и другие школы, готовые воспринять инновационные образовательные программы. Студенты посетят уроки опытных коллег и начнут сами вести занятия.

Важно, что студенты попробуют себя в роли не только школьных учителей, но и педагогов дополнительного образования, организаторов проектной деятельности учеников в области художественного творчества, дизайна. Также планируется задействовать их в проведении факультетских дней для лицеистов и учеников школ распределенного лицея.

Для тех, кто решит не посвящать жизнь работе в школе, возможен выбор специализации по обучению студентов и взрослых людей. В учебном плане есть курсы по выбору «Обучение обучающих» и «Преподавание дизайна в высшей школе», предусмотрена практика в Школе дизайна.

Каждый студент за время учебы должен спроектировать свою авторскую рабочую программу по изобразительному искусству или технологии, которая станет его выпускной квалификационной работой. Рабочая программа — обычный инструмент любого учителя-предметника, без нее он, по большому счету, не имеет права войти в класс. За основу своих программ студенты смогут взять базовые программы, разработанные старшими коллегами в Школе дизайна.

Что изменит программа?

Прежде всего, программа улучшит имидж учителей ИЗО и технологии, поскольку в школу придут преподавать современные художники и дизайнеры. Пока что такой трек для них фактически закрыт — художественно-графические факультеты педвузов, как правило, учат по старинке, и новации туда проникают с трудом. Кроме того, современные поколения школьников требуют появления нового содержания и новых подходов к его преподаванию с учетом изменений в российском образовании.

«Появление магистерской программы создаст предпосылки для изменения эстетической концепции, программы и методов преподавания изобразительного искусства и технологии в российских школах, — считает Ульяна Аристова. — Кроме того, мы хотим, чтобы наша программа стала моделью инновационной подготовки учителей этих предметов, и эту модель в дальнейшем смогут использовать школы и вузы страны».

Иконки: Freepikwww.flaticon.com

Вам также может быть интересно:

Химия, биология, городское планирование: первый набор в Вышке в этом году

В 2019 году Высшая школа экономики открывает прием на три новые бакалаврские программы — по химии, биологии и городскому планированию — на трех новых факультетах. Рассказываем, чему и как на них будут учить и какая карьера ожидает их выпускников.

Выпускной фестиваль Школы дизайна пройдет в Музее Москвы

С 20 по 27 июня Школа дизайна НИУ ВШЭ и Музей Москвы проведут выпускное шоу HSE ART AND DESIGN Festival 2019. Авторами и кураторами проектов выступят студенты, выпускники и преподаватели Школы. Студенческий фестиваль и одновременно праздник для всего города завершится вручением дипломов выпускникам этого года.

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Краудвестинг, криптовалюты, блокчейн: что еще изучают на магистерской программе «ЮМФР»

В 2019 году состоится второй прием на магистерскую программу «Юрист мирового финансового рынка». Ее студенты получают междисциплинарные знания на стыке права, финансов, менеджмента и информационных технологий, а занятия для них ведут специалисты-практики.

5-летний бакалавриат по истории, целевой прием, социальные льготы: новости приемной кампании Вышки

Состоялась пресс-конференция, посвященная началу приема в вузы. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о том, что ждет абитуриентов в этом году, какие новые возможности и программы им предлагает Вышка и почему она открывает пятилетний бакалавриат по истории.

Как поступить в магистратуру по результатам олимпиад и конкурсов

Ученый совет ВШЭ утвердил порядок приема в магистратуру победителей и призеров олимпиад и конкурсов для студентов и выпускников. Для них установлены льготы при поступлении на бюджетные места, а также размеры скидок на платное обучение.

«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»

Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.

«Материалы. Приборы. Нанотехнологии»: как поступить и чему учиться

Магистерская программа, готовящая специалистов по новым материалам и самым современным приборам, начинает набор 20 июня. Рассказываем, как организовано поступление, как обучение здесь связано с практикой и почему сюда едут учиться даже студенты из дальнего зарубежья.

«Успех будет, если вы серьезно отнесетесь к возможностям программы»

Диана Кабисова в 2015 году окончила магистерскую программу «Финансовый инжиниринг», а сейчас работает вице-президентом «УРАЛСИБ Private Bank», управляя инвестициями на сумму более 100 млн долларов. О том, как обучение на программе помогло ей построить карьеру, Диана рассказала порталу Вышки.

В рамках выставки в Музее Москвы видеокомикс десятиклассницы Лицея увидели десятки тысяч человек

Ролик Полины Сотниковой, учащейся направления «Дизайн» Лицея НИУ ВШЭ, можно посмотреть на интерактивной выставке «Гоголь в Москве» до 2 июня. Работа в стиле моушен дизайн транслируется на экране в выставочном зале. Во время акции «Ночь в музее» экспозицию посетили десятки тысяч человек.