• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психолог в помощь бизнесмену

Магистерская программа «Психология в бизнесе» в Высшей школе экономики была открыта первой в России. Недавно появилось и научно-учебная группа «Психология бизнеса». Заместитель заведующего этой группой и руководитель магистерской программы Наталья Иванова уверена, что на факультете психологии НИУ ВШЭ формируется отечественная школа психологии бизнеса.

Психология бизнеса (Business psychology) — новое направление, сформировавшееся на Западе. Оно возникло, прежде всего, в ответ на вызовы, связанные с применением психологических знаний на практике. Не секрет, что во многих ситуациях психолог долгие годы воспринимался как врач, или человек, работающий с какими-то личностными нарушениями. В последние годы ситуация изменилась. Специалисты-психологи работают в компаниях, помогая решать задачи по повышению эффективности и конкурентоспособности бизнеса.

Бизнес выступает не просто как экономический институт, а реальность, которая может исследоваться психологами. Новое направление изучает бизнес как деятельность и среду развития личности. А в психологическом аспекте любая деятельность — это целенаправленная активность, которой можно управлять. Люди стремятся к чему-то, пытаются развивать себя, строят планы, решают проблемы. Таким образом, в сферу психологии бизнеса входят, например, принятие решений и мотивация, эффективность деятельности, психологические факторы успеха, профессиональное развитие и самоопределение, профессиональные компетенции и прочее.

Кроме того, в фокусе внимания психологии бизнеса — сообщества людей, которые занимаются предпринимательством. Их можно рассматривать на уровне рабочих групп, можно и шире — на уровне организаций и объединений профессионалов. Здесь речь идет об организационно- и социально-психологической проблематике и соответствующем круге вопросов: в чем специфика бизнес-организаций, как организационная культура и развитие влияют на личность человека, реализацию целей и задач организации и так далее.

В этом году НУГ «Психология бизнеса» сосредоточилась на теме самоопределения личности в бизнесе. «Нас интересует, как выстраивается профессиональная идентичность, как человек строит планы, реализует их, преодолевает трудности, как повышается эффективность деятельности за счет сознательной целенаправленной активности», — поясняет Наталья Иванова.

У НУГ уже есть иностранный партнер — London Metropolitan University. Великобритания — один из центров бизнес-психологии. И когда в Вышке появилась группа единомышленников, которые заинтересовались новым научным направлением, возникла потребность в налаживании связей с опытными зарубежными коллегами.

«London Metropolitan University — это один из практико-ориентированных вузов, — говорит заместитель руководителя НУГ «Психология бизнеса». В то же время там есть костяк молодых бизнес-психологов, которые пришли из очень сильной научной школы — Университета Эксетера, одного из ведущих в Великобритании центров подготовки психологов. Мы стараемся использовать современные научные подходы к решению практически задач. Кроме того, London Metropolitan University нацелен на активное международное сотрудничество, что помогает развитию научных контактов с коллегами из Лондона.

Кстати, возникает естественный вопрос: насколько универсальна бизнес-психология, могут ли британские специалисты быть полезными российским бизнесменам? «Конечно, каждый народ имеет свои особенности, — отвечает Наталья Иванова. — И мы пытаемся учесть этот кросскультурный контекст, но, как показало наше четырехлетнее сотрудничество с Лондоном, есть много общего в понимании психологии бизнеса, базовых установках по отношению к бизнесу как к деятельности, к организации, социальному институту. И мы, и они исходим из реальностей бизнеса как интернационального сообщества, ведь бизнесмены из разных стран постоянно взаимодействуют».

В то же время нашим бизнес-психологам есть чему поучиться у зарубежных коллег. Например, английские программы очень динамичны, они быстро корректируются с учетом новых запросов рынка. Кроме того, сами психологи активны в создании сообществ, которые помогают конкурировать на рынке услуг, развивать практические навыки, обмениваться информацией о новых методах работы, проблемах бизнес-психологов и так далее. Благодаря этому удается привлекать к подготовке студентов и научной работе не только университетских ученых, но и представителей аналитических, консалтинговых организаций. Так можно обогатить исследовательскую деятельность. В вышкинской группе это тоже учитывается. На обсуждение проектов приглашаются и теоретики, и практики, ведь связи с действующими психологами-консультантами позволяют проверить полученные в ходе исследований данные, увидеть их практическую значимость.

И конечно, теоретические изыскания — одна из главных составляющих работы научно-учебной группы. Уже опубликованы три научные работы в журнале «Психология. Журнал ВШЭ». Сейчас часть сотрудников планирует поехать в Лондон для участия в научно-практической конференции. Есть идея провести там выездное заседание лаборатории, в котором будут участвовать известные британские специалисты по психологии бизнеса, занимающиеся исследованиями профессиональной идентичности, бренд-идентичности, профессиональных кризисов. По итогам мероприятия планируется выпустить совместный сборник работ. Кроме того, сотрудники группы участвуют и в российских психологических конференциях, где представляют результаты исследований в рамках нового направления.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.