• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психолог в помощь бизнесмену

Магистерская программа «Психология в бизнесе» в Высшей школе экономики была открыта первой в России. Недавно появилось и научно-учебная группа «Психология бизнеса». Заместитель заведующего этой группой и руководитель магистерской программы Наталья Иванова уверена, что на факультете психологии НИУ ВШЭ формируется отечественная школа психологии бизнеса.

Психология бизнеса (Business psychology) — новое направление, сформировавшееся на Западе. Оно возникло, прежде всего, в ответ на вызовы, связанные с применением психологических знаний на практике. Не секрет, что во многих ситуациях психолог долгие годы воспринимался как врач, или человек, работающий с какими-то личностными нарушениями. В последние годы ситуация изменилась. Специалисты-психологи работают в компаниях, помогая решать задачи по повышению эффективности и конкурентоспособности бизнеса.

Бизнес выступает не просто как экономический институт, а реальность, которая может исследоваться психологами. Новое направление изучает бизнес как деятельность и среду развития личности. А в психологическом аспекте любая деятельность — это целенаправленная активность, которой можно управлять. Люди стремятся к чему-то, пытаются развивать себя, строят планы, решают проблемы. Таким образом, в сферу психологии бизнеса входят, например, принятие решений и мотивация, эффективность деятельности, психологические факторы успеха, профессиональное развитие и самоопределение, профессиональные компетенции и прочее.

Кроме того, в фокусе внимания психологии бизнеса — сообщества людей, которые занимаются предпринимательством. Их можно рассматривать на уровне рабочих групп, можно и шире — на уровне организаций и объединений профессионалов. Здесь речь идет об организационно- и социально-психологической проблематике и соответствующем круге вопросов: в чем специфика бизнес-организаций, как организационная культура и развитие влияют на личность человека, реализацию целей и задач организации и так далее.

В этом году НУГ «Психология бизнеса» сосредоточилась на теме самоопределения личности в бизнесе. «Нас интересует, как выстраивается профессиональная идентичность, как человек строит планы, реализует их, преодолевает трудности, как повышается эффективность деятельности за счет сознательной целенаправленной активности», — поясняет Наталья Иванова.

У НУГ уже есть иностранный партнер — London Metropolitan University. Великобритания — один из центров бизнес-психологии. И когда в Вышке появилась группа единомышленников, которые заинтересовались новым научным направлением, возникла потребность в налаживании связей с опытными зарубежными коллегами.

«London Metropolitan University — это один из практико-ориентированных вузов, — говорит заместитель руководителя НУГ «Психология бизнеса». В то же время там есть костяк молодых бизнес-психологов, которые пришли из очень сильной научной школы — Университета Эксетера, одного из ведущих в Великобритании центров подготовки психологов. Мы стараемся использовать современные научные подходы к решению практически задач. Кроме того, London Metropolitan University нацелен на активное международное сотрудничество, что помогает развитию научных контактов с коллегами из Лондона.

Кстати, возникает естественный вопрос: насколько универсальна бизнес-психология, могут ли британские специалисты быть полезными российским бизнесменам? «Конечно, каждый народ имеет свои особенности, — отвечает Наталья Иванова. — И мы пытаемся учесть этот кросскультурный контекст, но, как показало наше четырехлетнее сотрудничество с Лондоном, есть много общего в понимании психологии бизнеса, базовых установках по отношению к бизнесу как к деятельности, к организации, социальному институту. И мы, и они исходим из реальностей бизнеса как интернационального сообщества, ведь бизнесмены из разных стран постоянно взаимодействуют».

В то же время нашим бизнес-психологам есть чему поучиться у зарубежных коллег. Например, английские программы очень динамичны, они быстро корректируются с учетом новых запросов рынка. Кроме того, сами психологи активны в создании сообществ, которые помогают конкурировать на рынке услуг, развивать практические навыки, обмениваться информацией о новых методах работы, проблемах бизнес-психологов и так далее. Благодаря этому удается привлекать к подготовке студентов и научной работе не только университетских ученых, но и представителей аналитических, консалтинговых организаций. Так можно обогатить исследовательскую деятельность. В вышкинской группе это тоже учитывается. На обсуждение проектов приглашаются и теоретики, и практики, ведь связи с действующими психологами-консультантами позволяют проверить полученные в ходе исследований данные, увидеть их практическую значимость.

И конечно, теоретические изыскания — одна из главных составляющих работы научно-учебной группы. Уже опубликованы три научные работы в журнале «Психология. Журнал ВШЭ». Сейчас часть сотрудников планирует поехать в Лондон для участия в научно-практической конференции. Есть идея провести там выездное заседание лаборатории, в котором будут участвовать известные британские специалисты по психологии бизнеса, занимающиеся исследованиями профессиональной идентичности, бренд-идентичности, профессиональных кризисов. По итогам мероприятия планируется выпустить совместный сборник работ. Кроме того, сотрудники группы участвуют и в российских психологических конференциях, где представляют результаты исследований в рамках нового направления.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.