• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Прыжок вперед и вверх»: студенты обновленной магистерской программы будут изучать психометрику и науки о развитии

«Прыжок вперед и вверх»: студенты обновленной магистерской программы будут изучать психометрику и науки о развитии

© iStock

Стартовал набор на обновленную магистерскую программу Института образования ВШЭ «Обучение и оценивание как наука», разработанную на стыке наук о развитии и работе мозга и теории и практики тестирования и измерений. Ее студенты научатся оценивать развитие человека и корректировать его обучение, опираясь на доказательные подходы нейронаук и актуальные концепции измерений навыков, характеристик личности, компетенций и других сложных конструктов.

«Обучение и оценивание как наука» — одна из 14 магистерских программ ВШЭ, содержание которых было модернизировано в этом году. Ее предшественница — магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» — с 2010 года готовила специалистов по разработке тестов и опросников, инструментов отбора и систем оценивания в таких сферах, как образование, включая EdTech, HR и психологию. За это время она приобрела широкую известность в профессиональном сообществе.

«Поначалу приходилось разъяснять, чем занимаются специалисты по измерениям в образовании и психологии, кто такие психометрики, — вспоминает выпускница первого набора, ныне академический руководитель магистерской программы «Обучение и оценивание как наука» Инна Антипкина. — И даже сегодня далеко не каждый понимает, что тесты, которые они разрабатывают, — это не примитивные «угадайки», а очень сложные инструменты, часто адаптивные, с игровым дизайном. У одного из первых наших приглашенных преподавателей была присказка, что для разработки хорошего теста необходимо три года и три миллиона долларов».

В России рынок труда для выпускников программы формировался параллельно с учебным процессом, психометрика вошла в перечень перспективных профессий, и сегодня выпускники работают не только в системе образования, но и в компаниях EdTech, в HR-сфере, создавая тесты для отбора и развития персонала. Учеба на программе всегда считалась довольно сложной, причем выпускникам гуманитарных направлений приходилось особенно постараться, чтобы освоить статистику и математические методы. Однако все эти усилия окупаются востребованностью на рынке труда.

В этом году программа в очередной раз, по словам Инны Антипкиной, «совершила прыжок вперед и вверх». Наряду с измерительным направлением, в ней появилось новое направление — науки о развитии, которое реализуется полностью на английском языке.

К реализации программы подключилась научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, а ее ведущий научный сотрудник Мари Арсалиду стала еще одним академическим руководителем. Мари Арсалиду получила PhD в Университете Йорка, является специалистом по когнитивным наукам и развитию детей. Так что теперь студенты магистерской программы будут оперировать данными ЭЭГ и МРТ, учитывать нейробиологические законы при оценивании, исследовать когнитивные характеристики, например, при чтении, выявлять нарушения когнитивного развития, препятствующие обучению.

Мари Арсалиду, академический руководитель магистерской программы «Обучение и оценивание как наука»

Мари Арсалиду, академический руководитель магистерской программы «Обучение и оценивание как наука»

В ВШЭ мы ценим научные данные. Исследования экономистов показывают, что рентабельность инвестиций в образование высока, и чем раньше они начинается, тем отдача выше. Образование — это процесс преподавания и обучения, а обучение, несомненно, связано с познанием, которое, в свою очередь, связано с мозгом, с нашей биологией. Следовательно, для улучшения практики преподавания и обучения необходимо использовать передовые технологии и научные методы, которые помогут ответить на сложные вопросы о взаимосвязи обучения, мозга, познания и биологии.

Магистерская программа «Обучение и оценивание как наука» (Science of Learning and Assessment — SOLA) предлагает уникальный взгляд на психологию, образование, психометрику, нейробиологию, технологии и биологию. Например, студенты могут создавать и проверять образовательные технологии, определять маркеры развития мозга, связанные с когнитивными способностями, с помощью МРТ; изучать стратегии обучения с использованием датчиков движения глаз и ЭЭГ, разрабатывать модели, которые связывают мозг и поведение, используя подходы к машинному обучению. Есть много вопросов, на которые нужно ответить, и сейчас интересное время для проведения исследований. По этой причине мы создали программу SOLA и приглашаем мотивированных людей присоединиться к нам в поисках знаний для улучшения человеческого потенциала и развития образования.

Таким образом, в основе магистерской программы «Обучение и оценивание как наука» лежит сочетание психометрики и наук о развитии (developmental studies) — два пересекающихся круга, причем на месте их пересечения возникает область когнитивной психометрики, где методы исследователей образования и специалистов по нейронаукам дополняют друг друга. Соответственно расширен набор курсов, из которых студенты смогут выбирать, исходя из своих предпочтений и углубляясь или в науки о развитии, или в измерения в образовании — разработку тестов, экзаменов, мониторингов и так далее. В соответствии с тематическими предпочтениями студентов для них будут организованы стажировки и практики.

Также в числе особенностей обновленной программы — увеличение количества кредитов на проектную работу (она будет осуществляться в том числе совместно с компаниями EdTech и крупнейшими провайдерами HR-методик), рост числа проектов, где студенты смогут работать стажерами-исследователями (к традиционным проектам Института образования добавляются проекты департамента психологии), расширение числа курсов по формированию цифровых компетенций (программирование на Python, машинное обучение и другие инструменты, актуальные для аналитиков).

Для поступления на программу необходимо пройти конкурс портфолио и представить свидетельства, подтверждающие уровень владения английским языком. Также абитуриентам предлагается освоить бесплатный короткий англоязычный курс об этике исследований на живых существах. В портфолио предусмотрен творческий конкурс: одноминутное видео по теме на выбор: «Как я бы объяснил пятилетнему ребенку одну из сложных концепций (психометрика, МРТ)?» или «Как я бы объяснил своей бабушке свои перспективы на программе?».

К конкурсу допускаются выпускники бакалавриата (специалитета) с любым бэкграундом. Тем, кто изучал математические методы и статистику и имеет представления о психологии, учиться будет проще, у остальных же будет возможность освоить соответствующие курсы с нуля.

Инна Антипкина, академический руководитель магистерской программы «Обучение и оценивание как наука»

Инна Антипкина, академический руководитель магистерской программы «Обучение и оценивание как наука»

Мы хотели бы видеть среди наших абитуриентов тех, кто испытывает явный интерес к вопросам обучения и оценивания, но еще не определился со своей профессиональной идентичностью. Если человек, например, работает учителем английского языка, считает это делом всей жизни и просто хочет где-то поучиться для души, то на нашей программе он будет чувствовать себя некомфортно. Если же, напротив, он готов поменять свою образовательную и профессиональную траекторию, активно развиваться в новой области, влиться в пока небольшое, но очень дружное коммьюнити специалистов по оцениванию, а теперь еще и обучению, то к нам стоит поступать.

Наша программа предусматривает участие в научных исследованиях, потому что это ценный опыт, но, конечно, выбор карьерных треков по ее окончании гораздо шире, чем наука и исследования. Большой спрос на наших выпускников уже сегодня предъявляют компании, работающие в сфере EdTech и онлайн-обучения, а также компании из области HR и обучения / развития персонала.