Новый факультет — новые формы обучения
В следующем году в Высшей школе экономики откроется факультет дизайна, и студенты ныне действующего отделения «Дизайн» МИЭМ ВШЭ продолжат обучение на новом факультете. О том, чем будет отличаться программа обучения на этом факультете от аналогичных программ в других вузах страны, рассказывает советник ректора, организатор направления «Дизайн» ВШЭ Татьяна Ривчун.
— Татьяна Евгеньевна, прежде всего, давайте уточним, что ожидает преподавателей и студентов отделения «Дизайн» МИЭМ ВШЭ в связи с организацией нового факультета? Можно не сомневаться, что этот вопрос сейчас живо интересует не только их, но и абитуриентов бакалавриата, которые подали документы на это отделение.
— На отделении «Дизайн» МИЭМ ВШЭ очень сильный преподавательский состав, который, конечно, продолжит работу в составе нового подразделения. То же касается и студентов — они будут обучаться и дальше, но уже в рамках факультета. Так что переживать ни преподавателям, ни студентам, ни тем более абитуриентам по этому поводу не нужно. Наоборот, надо радоваться, потому что новый факультет мы планируем создать по самым современным международным «лекалам». Во всяком случае мы приложим максимум усилий для того, чтобы он отвечал всем требованиям сегодняшнего рынка труда (причем именно мирового, а не только отечественного) и чтобы новый факультет соответствовал самым передовым трендам собственно высшего образования в области дизайна. Мы предложим программы обучения бакалавриата, магистратуры, а также «короткие» программы дополнительного образования.
— Напрашивается вопрос о том, каковы будут отличительные особенности факультета дизайна, но прежде этого — по каким конкретно направлениям будет идти обучение?
— На нашем факультете будут готовиться специалисты в таких сферах, как графический дизайн, веб-дизайн, теле- и кинодизайн, издательские технологии, дизайн среды (включая архитектуру, дизайн интерьера, мебели), далее — дизайн костюма, реклама, анимация и другие. Словом, все направления, кроме того, что принято называть промышленным дизайном, хотя тут следует оговориться, что четкие границы между узкими направлениями современного дизайна иногда бывает трудно прочертить.
Теперь о самом образовательном процессе. Мы планируем внедрить на факультете новые формы обучения. Под этим, прежде всего, подразумевается введение системы мастерских (или проектных групп). В этих мастерских студенты под руководством арт-директоров смогут выполнять конкретные работы, применяя на практике получаемые знания. Это важный момент: студенты будут выполнять не только и даже не столько «отвлеченно» учебные, сколько именно коммерческие работы. Хотя наряду с учебными и коммерческими проектами, мастерские могут выполнять и работы в социально-ориентированной сфере (например, государственные заказы на социальную рекламу), а также обслуживать в соответствии со своим профилем нужды самого университета. Так или иначе, студенты будут работать с реальными заказами и тем самым полученные в аудитории теоретические знания смогут сразу применять в мастерских.
Мастерские могут быть как универсальными, так и специализированными. Это зависит от конъюнктуры рынка, то есть от наличия тех или иных заказов, или — от предпочтений арт-директора, руководителя мастерской.
Таким образом, система мастерских создаст на факультете модель настоящего рынка труда, и благодаря этому учащиеся смогут приобрести не только чисто профессиональные навыки, но и определенный опыт в современном бизнесе в области дизайна.
— Арт-директорами будут те же преподаватели? Это одно и то же?
— Не совсем. Наставниками в мастерских будут не преподаватели в классическом понимании этого слова. Роль этих экспертов — не преподавать какую-либо дисциплину, а учить студентов работать, выполняя, повторюсь, реальные проекты реальных заказчиков. Кстати, в перспективе на роль арт-директоров мастерских нашего факультета могут приглашаться студенты старших курсов или выпускники нашего факультета.
— А собственно преподавателями факультета дизайна станут нынешние преподаватели отделения «Дизайн» МИЭМ ВШЭ?
— Не только. Во-первых, мы собираемся привлекать сотрудников уже существующих в Вышке образовательных подразделений по направлениям различных искусств. «Как и полагается», на факультете будут созданы несколько кафедр, к примеру, кафедра истории искусств, так что дополнительные кадры понадобятся. А во-вторых, обязательно будут привлечены к обучению преподаватели из-за рубежа.
Планируется, что иностранными партнерами нашего факультета станут The Pratt University, США, и The University of the Arts, Великобритания, которые входят в десятку лидеров по ряду программ по дизайну в мире. Сотрудничество с этими вузами поможет привлечь иностранных специалистов как для преподавательской деятельности, так и для руководства мастерскими, а главное — это позволит создать совместные программы обучения различных уровней, наладить обмен студентами и прочие виды межвузовской кооперации.
Понятно, что учеба на таком факультете потребует от студентов и соответствующего уровня знания иностранных языков, прежде всего английского. Поэтому мы будем развивать также и программы профильной языковой подготовки.
— Кто будет руководить факультетом, уже известно?
— Сейчас формируется команда дизайнеров, которые составят костяк новой части коллектива, связанной с практическим дизайном. В основном это молодые люди. Среди них, например, известный графический дизайнер Арсений Мещеряков. Он еще в начале 1990-х создал дизайн-бюро «АГЕЙ ТОМЕШ», которое в короткий срок заняло лидирующие позиции на рынке российского дизайна. Могу назвать еще Юрия Кузина, не менее известного в этой сфере преподавателя, руководителя мастерской в знаменитом МАРХИ — Московском архитектурном институте. Также планируется, что в команду нового факультета войдут Алексей Самохин, эксперт в компьютерной графике и концепт-арте, Ольга Оснач, художник, дизайнер интерьеров, и другие.
Пока за формирование этого направления в Вышке отвечаю я, но не как дизайнер, а как организатор, поскольку моя работа на протяжении 20 лет связана с образованием и в моей докторской диссертации рассматривались проблемы повышения эффективности деятельности высших учебных заведений. Через несколько месяцев, когда у нас наберется «критическая масса» новых коллег, мы определимся с академическим руководством нового факультета.
— Любой полноценный факультет немыслим без библиотеки…
— Да, в Высшей школе экономики уже полным ходом создается библиотека по искусству и дизайну. Закупаются дорогие альбомы, книги, журналы. Планируется, что библиотека факультета будет открытой, то есть студентам и преподавателям не понадобится заказывать нужные материалы заранее, а можно будет просто прийти и взять книгу с полки.
Таким образом, от идей университет уже перешел непосредственно к процессу создания факультета. И, возвращаясь к началу беседы, для того, чтобы абитуриенты отделения «Дизайн» МИЭМ ВШЭ могли задать интересующие их вопросы о будущем факультете, мы ждем их на встрече, которая состоится 18 июля в 17.00 в аудитории 311 корпуса ВШЭ по адресу: улица Мясницкая, дом 20.
Сергей Нагаев, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»
С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.
Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB
15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.
Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс
Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».
Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды
В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.
Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»
В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».
Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№
С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.
Студенты Школы дизайна ВШЭ представят перформанс в театре «Практика»
26 марта факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ покажет новую работу в рамках сотрудничества с театром «Практика». Студенты 1-го курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна подготовили перформативную программу к спектаклю «Кровоизлияние в МОСХ», поставленному «Практикой» по пьесе Алексея Житковского.
«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»
Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.