• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шаг в будущее: инновации школьников

В рамках форума «Шаг в будущее» в ВШЭ прошел симпозиум для школьников «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе». Комментируют директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич и заведующая отделением дизайна МИЭМ ВШЭ Ульяна Аристова.

Тамара Протасевич
Тамара Протасевич
— Тамара Анатольевна, как появилась идея проведения симпозиума, почему было выбрано именно такое название — «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе»?

— В 2012 году наш университет установил партнерские отношения с программой «Шаг в будущее». И хотя у нас большой опыт проведения академических интеллектуальных состязаний (2013 год — наш 16-й олимпиадный сезон), мы впервые организовывали научные соревнования для школьников в виде защиты результатов научно-исследовательских работ и инновационных проектов. Поэтому один из четырех научных симпозиумов форума «Шаг в будущее», организацию которого взяла на себя Вышка, и получил название «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе».

— На какую аудиторию ориентирован симпозиум и в целом программа «Шаг в будущее»? Каковы ее основные задачи и цели?

— Для того чтобы стать хорошим специалистом в инженерно-технической сфере, необходимо иметь не только светлую голову, но и золотые руки. И программа «Шаг в будущее» как раз ориентирована на ребят, которые демонстрируют не только академические успехи, но и прикладные навыки и умения, проектное мышление и исследовательский потенциал.

Эта программа, созданная в 1991 году выпускниками Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, на сегодняшний день авторитетное общенациональное движение, в котором участвуют более 150 тысяч школьников и студентов. Она имеет разветвленную сеть региональных представительств, действующих на базе ведущих российских университетов и научных центров, среди которых Московский государственный технический университет радиотехники, электроники, автоматики, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина и многие другие. Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.

— Каким образом осуществлялся отбор участников симпозиума?

— Отбор начался еще осенью на федеральных окружных состязаниях программы «Шаг в будущее». С нашей стороны в регионы выехали эксперты (в основном это работники МИЭМ НИУ ВШЭ), которые выступили в качестве членов жюри отборочных состязаний. В январе экспертные комиссии секций рассмотрели заявки от победителей отборочного этапа и выбрали лучших. Всего на симпозиум поступило 209 работ, а были отобраны и выступили на форуме 109 человек.

Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.

— Как проходила работа симпозиума?

— В Высшей школе экономики проходила работа нескольких секций симпозиума «Шаг в будущее»: социология, языкознание, литературоведение, кибернетика и информационные технологии, прикладная экономика и дизайн. Юные исследователи представляли свои проекты экспертному жюри и участвовали в обсуждении работ других участников. Также в рамках работы форума, под патронажем НИУ ВШЭ прошли олимпиадные состязания по современным информационным технологиям, дизайну, электронике и некоторым другим дисциплинам.

Кроме того для участников и их сопровождающих был организован профессиональный лекторий — выступили эксперты и ученые из разных областей науки. Лекцию под названием «Будем создавать новую космическую технику» прочитал декан факультета информационных технологий и вычислительной техники МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Дмитриевич Пожидаев. Анна Дмитриевна Плисецкая, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, выступила перед школьниками с лекцией на тему «Как зарождалась в России политическая риторика», а доцент кафедры социологии и культурологии МГТУ имени Н.Э. Баумана Александр Аркадьевич Немцов рассказал о психологии характера.

— Каким образом определялись победители симпозиума?

— Победители и призеры выбирались на каждой секции, все участники получили оценку своей работы со стороны экспертов и сертификат об участии в форуме, а лучшие были награждены дипломами I, II и III степени и памятными призами с символикой НИУ ВШЭ. Сразу нескольких наград форума удостоился ученик московской школы Алексей Волков, представлявший свою работу на секции «Кибернетика и информационные технологии». А одним из самых юных победителей стал восьмиклассник Денис Лушин с проектом «Доказательство верности теории креольского происхождения эбоникс». Во время церемонии торжественного закрытия форума на сцене Культурного центра Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана вместе с директором МИЭМ НИУ ВШЭ Александром Николаевичем Тихоновым мы вручили семь наград лауреатам номинации «Лучший в профессии». И я уверена, что это не последняя профессиональная награда в жизни этих школьников.

 

Работу секции «Дизайн» прокомментировала заведующая отделением дизайна МИЭМ НИУ ВШЭ Ульяна Аристова.

Ульяна Аристова
Ульяна Аристова
— Ульяна Викторовна, каковы ваши впечатления от прошедшего симпозиума, как вы оцениваете уровень и качество представленных работ?

— На мой взгляд, на секции демонстрировались интересные, подлинно дизайнерские проекты, обладающие новаторским подходом в решении проектных задач. Мои коллеги, а в экспертную комиссию вошли практикующие дизайнеры, художники Москвы, преподаватели нашего отделения, высказывали схожие мнения. Уровень работ, представленных на секции, говорит о том, что школьники 9-11-х классов вполне способны решать современные дизайнерские задачи, предлагать и обосновывать новые идеи. На суд экспертной комиссии были представлены разноплановые проекты, выполненные в самых разных областях дизайна, среди них: новые технологии изготовления и дизайна ювелирных украшений, перспективные дизайнерские решения по альтернативному проектированию городского района «Иркутск-сити», анимационные обучающие фильмы, проектирование мебели для младших школьников, тактильные книги для слабовидящих детей, коллекции моделей одежды, бионический стиль в интерьере, разработка усовершенствованного электроприбора для новой технологии художественной обработки дерева и еще много оригинальных и интересных проектов. Могу сказать, что меня очень вдохновило то количество талантливых старшеклассников и перспективных проектов, которые мы увидели на секции. Это дает нам всем шанс сделать свой шаг в будущее — в будущее нового технологичного, красивого и экономически обоснованного современного дизайна.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.

«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон

На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.

Объявлены итоги конкурса от HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione

В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для учащихся Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было придумать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. По итогам победителями стали семь студентов, работы которых будут представлены в офлайн-магазинах брендов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».