• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нам важно, чтобы студенты были конкурентоспособны на международном рынке труда»

Бакалавриат факультета социологии ВШЭ оказался одним из самых востребованных у абитуриентов 2011 года — на первый курс было зачислено почти в полтора раза больше студентов, чем предполагалось контрольными цифрами приема. О том, чего ждать первокурсникам, рассказывает декан этого факультета Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, вы предполагали, что на факультет может поступить такое количество абитуриентов? Чем вы объясняете этот всплеск интереса к социологии?

— Честно скажу, что для нас это скорее приятная неожиданность. С чем это явление связано, я не берусь пока судить однозначно — нужно дождаться результатов анализа уже по итогам работы с первокурсниками. Думаю, что здесь комплекс причин. Первая, которую нам приятно было бы считать основной, заключается в том, что профессия социолога и факультет социологии ВШЭ начали обретать у абитуриентов и их родителей определенный кредит доверия. Это связано с тем, что на протяжении многих лет мы сознательно ведем линию на подготовку социальных аналитиков широкого профиля, и такая политика находит отклик у работодателей, о чем мы с удовольствием говорим на своих сайтах, на днях открытых дверей и других мероприятиях. Видимо, эта информация начала восприниматься как показатель того, что факультет социологии готовит людей, адаптированных для дальнейшей профессионализации на целом ряде растущих сегментов рынка труда.

Вторая причина, вероятно, связана с тем, что для ряда абитуриентов социология выступает одной из образовательных «опций» наряду с такими направлениями подготовки в Вышке, как менеджмент, государственное и муниципальное управление или политология. Анализируя результаты прошлогоднего приема, проходные баллы и другую информацию, абитуриенты делали выбор по принципу «не класть все яйца в одну корзину», и одна из таких «корзин», в которую они несли свои дипломы, оказалась «корзиной» факультета социологии.

Наконец, третья возможная причина — это выбор бренда, когда абитуриенты и их родители ориентируются не столько на конкретную специальность, сколько на бренд университета, и выбирают между ВШЭ и другими вузами. Возможно, в других вузах они пробовали поступать на совсем другие специальности, но в итоге сделали выбор в пользу факультета социологии — просто потому, что он «защищен» брендом ВШЭ.

Очевидно, что это три разных группы студентов, с различной мотивацией и намерениями. Понять, какая из них преобладает в нынешнем наборе, пока трудно, но мы понимаем, что и работать с ними нужно будет по-разному. Одних не нужно будет убеждать, что социология — «это хорошо», они уже пришли к нам с этим пониманием, и нам нужно их лишь постараться не «разочаровать». Вторым необходимо показать, что выбор ими социологии для стадии бакалавриата не закрывает перед ними возможности изменения этого выбора при переходе в магистратуру — мы хорошо готовим своих студентов, и часть из них поступает затем в магистратуру других факультетов Вышки или уезжает учиться в престижные университеты за рубежом. А третьим нужно будет показать, что бренд Вышки связан с тем, что здесь много и тяжело придется работать, и что получить брендированный диплом просто так, не потрудившись, на нашем факультете не получится. Этим мы и будем заниматься.

— Насколько «устоялись» учебные планы, которые факультет предлагаем своим первокурсникам?

— Учебные планы достаточно стабильны. Нынешний набор — второй, который будет учиться по оригинальным стандартам Высшей школы экономики, предусматривающим целый ряд новых опций. Во-первых, мы существенно интенсифицируем преподавание английского языка и дисциплин на английском языке, с этой целью на факультете работают уже шесть иностранных преподавателей, которые ведут соответствующие курсы. Нам важно, чтобы студенты были конкурентоспособными на международном академическом и прикладном рынке труда, чтобы они английским владели как языком профессионального общения. Второе новшество — это расширение возможности выбора образовательной траектории уже в бакалавриате, особенно на третьем-четвертом курсах, где у студентов появляется возможность сформировать значительную часть учебного плана с помощью дисциплин из пула элективов и факультативов. Увеличению элементов выбора способствует и переход к системе больших курсов по выбору по смежных дисциплинам — психологии, философии, праву, менеджменту (объем преподавания этих дисциплин серьезно увеличен, но за счет того, что не все они включаются студентом в его образовательный план). Кроме того, усиливается научно-исследовательская компонента. Фактически начиная с первого курса студенты бакалавриата могут попробовать себя в различных видах проектной деятельности, научный элемент которой будет нарастать от курса к курсу. Это, пожалуй, три основные новации, заложенные в базовом учебном плане студентов бакалавриата.

Хотелось бы сказать и еще об одной вещи. Студенты первого курса, особенно те, кого я отнес к первой «категории» абитуриентов, то есть те, кто ориентировался на социологию уже в старшей школе, нередко считают, что они достаточно подготовлены и искушены для того, чтобы сразу перейти к изучению специальных социологических дисциплин. Поэтому они бывают до некоторой степени озадачены тем, что на первом курсе им предлагается большое количество дисциплин математического, экономического, исторического, языкового плана. Не знаю, разочарую я нынешних первокурсников или нет, но и в этом году программа обучения на первом курсе в значительной степени включает именно эти дисциплины. Проводя аналогию со строительством, можно сказать, что это тот фундамент, без которого невозможно построить прочный дом. Отчасти мы компенсируем недостатки подготовки в средней школе, потому что практика показывает, что даже абитуриенты, приходящие с высокими баллами по ЕГЭ, часто «плавают» в азах математической подготовки, плохо владеют родным русским языком, особенно письменным, и очень сильно различаются в уровне владения иностранными языками. Все эти огрехи мы должны исправить. С другой стороны, социология — это широкое предметное поле, которое тесно граничит, а иногда и пересекается с рядом смежных дисциплин, и мы не можем не дать своим студентам начальный уровень знаний в таких областях, как философия, психология, история, право, менеджмент и так далее. Те, кто поступает к нам на факультет, должны быть готовы изучать и такие курсы тоже.

— Как в условиях увеличенного числа первокурсников будет организован учебный процесс? Какие здесь могут возникнуть трудности?

— Конечно, мы будем исходить из стратегической цели — не перегружать учебные группы. Но надо понимать, что если с преподавательским составом и обеспечением студентов учебно-методическими материалами мы проблемы уже практически решили, то такой «прозаический» ресурс, как аудитории, за месяц-другой существенно увеличить невозможно. Поэтому, скорее всего, мы пойдем по компромиссному пути: мы увеличим количество групп до пяти, но группы эти будут достаточно заполненными. Конечно, у нас не будет такого «ужаса», который можно встретить, например, в некоторых университетах Франции и Германии, когда запись на курсы растягивается чуть ли не на годы, а места в аудиториях приходится занимать за несколько часов до начала занятий, иначе придется сидеть в коридоре. Но нужно быть готовым к тому, что первый модуль и для студентов, и для преподавателей может быть до определенной степени напряженным, тем более что и на «соседних» факультетах, которые размещаются в здании на Кочновском, в этом году тоже много первокурсников.

Это не совсем удобно? Возможно. Но вообще-то говоря, если бы все трудности в жизни носили такой характер, она была бы прекрасна. Давайте взглянем на ситуацию с другой стороны: эти временные трудности возникают у абитуриентов потому, что они смогли поступить в один из лучших университетов страны и на весьма востребованный факультет. Учиться в хорошей, пусть и тесной, компании всегда интересно. А ко второму полугодию мы ряд проблем, связанных с лимитирующими нас «основными фондами», решим.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новый цикл лекций в ЗИЛе преподаватели прочтут вместе со студентами

12 февраля в культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых ученых Вышки «Жизнь после мега-события. Экспедиционный дневник». В его основу легли материалы студенческих экспедиций, прошедших по следам наиболее значимых событий последнего десятилетия.

«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»

Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.

Вышка начинает прием заявок на обучение от иностранных абитуриентов

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые хотели бы поступить в бакалавриат или магистратуру НИУ ВШЭ в 2020 году, уже сейчас могут подать онлайн-заявку на обучение в университете.

Утверждены правила и контрольные цифры приема в НИУ ВШЭ в 2020 году

В московском кампусе абитуриентам 2020 года выделено в бакалавриате 2365 бюджетных мест и 64 места за счет собственных средств НИУ ВШЭ, а также в магистратуре 2368 бюджетных мест и 89 мест за счет средств НИУ ВШЭ. При этом Вышка открывает ряд новых образовательных программ.

Тест: что вы знаете о браке и свадебных традициях?

Заключение брака — культурная норма в России. Поход в ЗАГС лидирует среди паттернов совместной жизни, согласно докладам демографов ВШЭ и результатам микропереписи населения 2015 года, которая проводится раз в 10 лет. Редакция IQ.HSE изучила брачные традиции отечества и других стран. Предлагаем проверить — что вы знаете об этих обычаях и институте брака?

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

«В Вышку пришли более 1000 победителей и призеров олимпиад школьников»

До окончания приема документов в бакалавриат Высшей школы экономики остается десять дней. О ходе приемной кампании рассказал новостной службе портала проректор Вячеслав Башев.

Начинается заключение договоров для абитуриентов бакалавриата

1 июля в Вышке начинается заключение договоров на большинство программ бакалавриата (специалитета). Напоминаем, что такое критерии заключения договоров, каковы сроки для разных программ и почему стоит заключить договор, даже если вы рассчитываете попасть на бюджетное место.

«В Вышке главный человек — студент»

20 июня в Вышке стартовала приемная кампания. Мы поговорили с первым подавшим документы абитуриентом. Им стал 17-летний московский школьник Фома Шипилов. Среди его достижений — красный аттестат, второй взрослый разряд по биатлону, а главное, победа на четырех олимпиадах, что позволило ему поступать в ВШЭ без вступительных испытаний.

Почему Вышка?

Огромный конкурс для абитуриентов, трудная учеба для поступивших. Так почему же выбирают наш университет? Сегодня на этот вопрос отвечают руководители, преподаватели и студенты ВШЭ.