• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Классическое евразийство и «Восток»

Что такое классическое евразийство? Каково его отношение к «Востоку»? Как, с точки зрения евразийцев, выглядит идеальное государство? Об этом в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказал Булат Назмутдинов, доцент кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ. Публикуем фрагмент лекции.

Как появилось евразийство. Вехи истории

Термин «Евразия» впервые появляется в конце XIX века в трудах австрийского геолога Эдуарда Зюсса. Изначально термин обозначал просто некое географическое понятие — северную часть Старого Света, за исключением Афразии — Аравии, Африки и так далее, — и не нес в себе никаких культурных смыслов.

О Евразии как о некой особой общности, т.е. как о России, впервые заговорил в своих письмах Петр Савицкий, после революции эмигрировавший из России. Примерно в это же время выходит брошюра ставшего впоследствии знаменитым филологом Николая Трубецкого под названием «Европа и человечество» (1920). В своем труде Трубецкой еще не употребляет понятие «Евразия», он призывает мир освободиться от плена романо-германской науки: под ней он понимает всю европейскую науку в целом, которая, на его взгляд, успешно дополняет и укрепляет колониальную картину мира. В 1921 году Савицкий публикует рецензию на «Европу и человечество», в ней он очерчивает контуры Евразии: «Евразия» из понятия чисто географического становится в цивилизационным. Евразия — срединная, равнинная часть Старого Света, отличная как от Европы, так и Азии. Границы Евразии совпадают с границами Советской России начала 1920-х годов.

Наконец, в том же 1921 году в Софии выходит первый евразийский сборник «Исход к Востоку». Это коллективный труд, состоящий из статей четырех ключевых авторов — Николая Трубецкого, Петра Савицкого, Петра Сувчинского и Георгия Флоровского. Изгнанные из России большевиками, евразийцы начинают конструировать новое пространство. «Это достаточно характерно для людей, которые уже дистанцировались от того места, где они прежде жили. География их пространства во многом воображаемая, но для них, для людей религиозных (реалистов, не номиналистов), Евразия существовала не только в головах, но и в реальности», — подчеркнул Булат Назмутдинов.

Что такое «Восток» в понимании евразийцев?

Если проанализировать ключевые работы евразийцев, нетрудно заметить, что евразийство уделяло пристальное внимание «Востоку», но «Востоку» как достаточно широко понимаемому, не совсем определенному понятию.

В трудах евразийцев Восток представал в трех ипостасях. Первое — «Восток» как восточное христианство (православный мир). Второе — Восток этнографический, это прежде всего азиатская часть Старого Света. Причем если Восток православный был для евразийцев домом, некоторым основанием, то Восток этнографический, не евразийский, но азиатский, представлялся им иррациональным, магическим пространством. В этом смысле знаковой работой считается труд Трубецкого о религиях Индии и христианстве: автор, с одной стороны, оправдывал отношение Азии к религии, с другой — «дисквалифицировал» индуизм и буддизм, называя их неистинными, демоническими религиями. Исходя из этого, Трубецкой считал, что России не нужно стремиться к «Востоку» как к некоторой цели (культуре), важно сохранить уважительное отношение к азиатской религии, но идти своим, православным путем.

И наконец, «Восток» как периферия. Если Запад считался культурным и цивилизационным центром мира, то «Восток», в представлении евразийцев, представлял собой окраину. Такое понимание было у историка Петра Бицилли, опубликовавшем статью в 1922 году.

Границы Евразии в представлении евразийцев

Однако для евразийцев Евразия была не просто северной частью Старого Света, она была коллективной личностью. Для них некоторое географическое пространство (Евразия) связывает людей друг с другом в специфических отношениях. Они называли эту социальную среду (связанную прежде всего географически) «месторазвития», в каком-то смысле живой землей. С одной стороны, человек влияет на эту среду при помощи средств хозяйствования, с другой — природные ресурсы и очертания местности влияют на способ взаимодействия людей друг с другом. «Месторазвитие» Евразии есть единое геоэкономическое и социальное целое.

Правильное правление, в понимании евразийцев, внешне напоминает советский строй, но все же отличается от него внутренне.

По мнению Петра Савицкого, Евразия представляет собой большую чашу, равнинную территорию, состоящую в основном из низменностей, отделенных от азиатского Востока горными хребтами.

Савицкий полагал, что удаленность территории от морских берегов, от влажности, создает некоторое одномерное расположение климатических зон. По его мнению, большое континентальное пространство, где нет больших горных массивов в центре, создает флагоподобную систему климатических зон: как на многополосном флаге, в Евразии природные зоны тундры, тайги, степи и пустыни равномерно тянутся с Запада на Восток.

Таким образом, евразийцы вслед за Н.Я. Данилевским перестали делить Россию на европейскую (до Уральских гор) и азиатскую часть (после Урала). По мнению евразийцев, Уральские горы не играют ключевой роли в делении Евразии. Савицкий предполагал, что западная граница Евразии проходит через Пулковский меридиан, по линии Мурманск-Санкт-Петербург-Киев-Одесса. Конечно, в представлениях Савицкого есть большие натяжки. Во-первых, нет четкого климатического и геологического разделения между Европой и Евразией. Во-вторых, он конструировал границы Евразии на основании суждений о трех равнинах — Русской (Восточно-Европейской), Западно-Сибирской и Туркестанской, не анализируя подробно Восточно-Сибирское плоскогорье и Дальний Восток. Однако Савицкий считал, что эти территории по своим климатическим и иным характеристикам скорее относятся к России, нежели к Китаю.

Важно отметить, что столь крупное равнинное, не имеющее внутри себя границ пространство, как Евразия, по мнению Петра Савицкого, нуждается в сильном суверене, который должен захватить всю эту большую территорию и установить на ней единые законы. Первый импульс к подобным рассуждениям дала империя Чингисхана, которая в свое время сумела захватить большую часть этого пространства и подчинить себе все остальные народы. По мнению Савицкого, природные условия в Евразии создают условия для коллективистской работы. Люди не могут жить отдельно, как в Европе, просто потому что столь большое континентальное пространство не создает плюрализма (множественности) политических и экономических структур. И если евразийцы сравнивали Европу с мозаикой, где, например, Альпы отграничивают Австрию от Италии, а Пиренеи — Францию от Испании, то в Евразии такой очевидной границы нет. И соответственно, подобной мозаичности здесь быть не может.

Евразия как отдельный мир

Евразия как некоторое географическое пространство, по мнению евразийцев, должно само себя осознавать как самодостаточный специфический мир, не относящийся ни к Европе, ни к Азии. Следовательно, Евразия должна, ни на кого не оглядываясь, следовать собственной внутренней логике. Когда эта логика осознана, Россия-Евразия развивается органически. Когда логика нарушается, начинается то, что евразийцы называли искривлением и удалением от истинного пути.

По мнению евразийцев, Петр I исказил ход русской истории своей идеей европеизировать Россию, позже большевики попытались исправить эту ошибку, однако их идеология — марксизм — имеет европейские корни, следовательно, не может быть подлинной евразийской идеологией. Таким образом, один из главных тезисов евразийцев состоял в том, чтобы построить правильное государство, которое бы понимало свою миссию и установило правильное государственное правление. Правильное правление, в понимании евразийцев, внешне напоминает советский строй, но все же отличается от него внутренне. По мнению евразийцев, государственное правление должно включать в себя два важных элемента. Первый — представительный, выборный, это система советов, избираемых посредством многоступенчатых выборов, она гарантирует связь государственного аппарата и населения. Второй элемент — неизбираемый, его воплощает интеллектуальная элита, состоящая из тех, кто разделяет идеологию евразийства, это некий аналог коммунистической партии, но без партийной идеологии.

Вторая часть лекции

Вам также может быть интересно:

В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала  победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.

Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки

Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.

Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры

Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.

Факты о студентах в науке

Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.

Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых

Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.

Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей

Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.

Молодые ученые ВШЭ расскажут о средневековых табу и обсудят вопросы жизни и смерти

10 октября начинается новый сезон проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ». Слушателей ждут два мини-цикла лекций, в которых речь пойдет о сложных, дискуссионных и даже табуированных темах, причем не только современности, но и Средних веков.

Слушатели открытых лекций ВШЭ узнают о настоящем и будущем игровой индустрии

В Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций «Игровая индустрия от А до Z», в рамках которого молодые ученые Вышки расскажут обо всех аспектах современной индустрии игр начиная с разработки и заканчивая продвижением на рынке. Первая лекция состоится 28 февраля.

Новый цикл лекций в КЦ ЗИЛ будет посвящен технологическим трендам

В апреле в Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых исследователей Высшей школы экономики. Тема — «Глобальные технологические тренды». Ей будут посвящены четыре лекции, их прочтут эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Слушатели, посетившие все лекции курса, получат сертификат.

Что делают СМИ с нашим сознанием

О том, как медиа играют на особенностях человеческого мышления, влияя на мнение и поведение людей, рассказал в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» старший преподаватель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Никита Савин. Это была первая лекция из цикла«Медиа: вчера, сегодня, завтра».