• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На каких языках говорили древние народы Ближнего Востока?

Какие тайны хранят в себе древние языки и о чем говорят современные полевые исследования, рассказал главный научный сотрудник Института классического Востока и античности ВШЭ Леонид Коган на третьей лекции цикла «Путешествие на Восток: языки и литература» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка на ВДНХ».

Семитская семья языков 

Семитская языковая семья состоит из 30–35 крупных языков, значительная часть которых давно вышли из употребления. Ныне вымершие семитские языки ранее были распространены по всей территории Ближнего Востока, однако большая часть их была впоследствии вытеснена арабским языком.  

Ученые полагают, что около 4500–5000 лет до н.э. существовал прасемитский язык — гипотетический язык-предок, из которого произошли все живые и мертвые семитские языки. Далее принято выделять две крупные языковые ветви — восточную (представлена одним языком — аккадским) и западную (все остальные семитские языки). Западносемитские языки, в свою очередь, которые подразделяются еще на несколько крупных языковых групп. Прародиной семитских языков долгое время считали Аравию, однако современные представления о прасемитской лексической реконструкции не согласуются с аравийской гипотезой. Так, в прасемитском лексическом инвентаре отсутствуют названия таких обычных для Аравийского полуострова животных, как «верблюд», «гепард», «страус», при этом имеются надежно реконструируемые термины для «медведя» и «тура». Кроме того, реконструируется высокоразвитая прасемитская лексика земледелия, что не согласуется с климатическими особенностями Аравийского полуострова. На сегодняшний день наиболее привлекательной выглядит палестинская (ханаанская) версия о прародине семитов.

Древняя Месопотамия

Самая восточная и древнейшая письменно засвидетельствованная область распространения семитских языков — Месопотамия (Двуречье, Междуречье), ныне территория Ирака. Язык, который в древности там был распространен, ученые называют аккадским, более ранние названия — ассиро-вавилонский или вавилоно-ассирийский. Это древнейший письменно засвидетельствованный язык в семитской языковой семье. Первые письменные памятники на аккадском языке ученые относят к 23 столетию до н.э. (империя Саргонидов). Письменный аккадский язык существовал непрерывно не менее 24 столетий. Впечатляет не только продолжительность его письменной истории, но и количество памятников. На сегодняшний день известны сотни тысяч глиняных табличек, с текстами, записанными аккадской клинописью (лишь греческий и латинский превосходят аккадский по объему текстового корпуса). Важное отличие аккадского от классических и других древнеписьменных семитских языков — открытость его текстового корпуса: клинописные памятники ученые находят каждый год, зачастую речь идет о крупных архивах (к примеру, когда мы говорим о древнееврейском языке, на котором написана большая часть Ветхого Завета, мы имеем дело с закрытым текстовым корпусом: новую Библию уже не найдут).  

Письменный аккадский язык существовал непрерывно не менее 24 столетий

Широкому читателю хорошо известны выдающиеся памятники месопотамской словесности, такие как «Эпос о Гильгамеше» или Законы Хаммурапи (один из древнейших в истории человечества сводов уголовного и административного права). Тем не менее, огромное большинство аккадоязычных глиняных табличек — это частные письма и хозяйственные, экономические документы. Вот почему большинство современных ассириологов — это вовсе не специалисты по истории, литературе и религии, но экономисты и правоведы, которые обнаруживают множество интересных параллелей  между хозяйственным и общественным укладом древней Месопотамии и последующими цивилизациями вплоть до настоящего времени.

Сиро-палестинский регион

В терминах современной политической географии это в первую очередь Сирия, Ливан, часть Иордании, Израиль и территория Палестинского государства. Важнейшие древние языки этого региона разделяют на две подгруппы — ханаанейскиеи арамейскиеязыки.

Два главных представителя ханаанейской подгруппы — древнееврейский и финикийский. Древнееврейский язык был распространен во внутренних районах Палестины (Иудея, Самария). На финикийском языке разговаривали в городах-государствах на ливанском побережье (Библ, Тир, Сидон). Культурно-историческое значение ханаанейских языков трудно переоценить уже потому, что большинство существующих в наши дни алфавитов либо напрямую восходят к финикийскому алфавиту (например, латинский и греческий), либо были созданы под его влиянием. К сожалению, письменных памятников на финикийском языке сохранилось довольно мало, поэтому о литературе, религии и истории финикийцев мы имеем лишь сравнительно ограниченный объем сведений.

Арамейские языки появляются на исторической сцене в 9-8 веке до н.э. на территории северной Сирии. Далее арамейский быстро распространяется сначала в новоассирийской, а затем нововавилонской и персидской державах. В ахеменидском (древнеперсидском) царстве арамейский становится одним из основных письменных языков. В качестве родных языков местного населения арамейские языки бытуют практически во всем сиро-палестинском регионе, а также в значительной части Месопотамии. Вполне вероятно, что на арамейском языке в повседневной жизни разговаривал Иисус — во всяком случае, именно по-арамейски дошли до нас его последние слова, произнесенные на кресте. Лишь с арабским завоеванием арамейский уступает свое место арабскому языку и постепенно становится языком национальных и религиозных меньшинства этого региона — евреев и христиан.

Аравийский полуостров

Здесь были распространены три языковые подгруппы, которые географически друг с другом не пересекались. Это арабский язык,южноаравийские эпиграфическиеязыки и современные южноаравийские языки.

Арабский язык хорошо известен большинству аудитории, поэтому не будем говорить о нем подробно. Ареал распространения южноаравийских эпиграфических языков — Йемен, отчасти Оман. В этом регионе говорили на 4 языках — сабейском, минейском, катабанском и хадрамаутском. Первые письменные памятники на древних южноаравийских языках датируются 8 веком до н.э.

Вполне вероятно, что на арамейском языке в повседневной жизни разговаривал Иисус — во всяком случае, именно по-арамейски дошли до нас его последние слова, произнесенные на кресте

Вопреки распространенному мнению, современные южноаравийские языки не являются потомками древних южноаравийских языков. Ареал их распространения — территория современного Йемена, Омана, остров Сокотра. Наибольшее значение имеют языки мехри, сокотри и джиббали.

Эритрея и Эфиопия

Этот ареал (эфиосемитская ветвь) интересен тем, что выходит за пределы Азии. Мы переносимся в Африку, где находятся современные государства Эритрея и Эфиопия. В древности здесь говорили на классическом эфиопском языке (геэзе). Первые письменные памятники на этом языке датируются 3 веком н.э.  — сначала языческие, а затем христианские надписи, связанные с бытованием первого христианского государства на Востоке Африки (Аксум). Позднее на смену классическому эфиопскому (вымершему) языку приходят живые современные языки Эфиопии, которые делятся на две подгруппы — северную и южную. Самый известный из них — амхарский язык, основной рабочий язык эфиопского государства.

О чем говорят современные полевые исследования? 

Сегодня силами российских учёных — сотрудников НИУ ВШЭ осуществляются два крупных проекта по изучению живых языков семитской языковой семьи: новоарамейский и сокотрийский.

Полевые работы по изучению языка сокотри (современные южноаравийские языки) проводятся на острове Сокотри, расположенном примерно в 350 километрах к югу от Аравийского полуострова. Большая часть местных жителей (около 120 тысяч человек) говорят на сокотри. Из-за своего островного положения этот язык сохранил свою архаичность и меньше, чем его континентальные родственники (мехри и джиббали) подвергся арабскому влиянию. Местный фольклор, с одной стороны, очень архаичен, с другой — имеет интереснейшие параллели с фольклорными традициями других стран и народов мира. При детальном изучении типологии сокотрийского фольклора мы, к своему удивлению, обнаруживаем здесь и Золушку, и вещего Олега, и венецианского купца и даже Гамлета. Огромное количество мотивов общих как для европейского, так и для ближневосточного фольклора, обнаруженных на Сокотре, говорит об интенсивных контактах между древними сокотрийцами и представителями различных континентальных народов. В частности, мы обнаружили в местном фольклоре уникальные мотивы, присущие только Индии.

До недавнего времени язык сокотри не имел письменности, но нашей исследовательской группе вместе с информантами из числа местных жителей удалось разработать оригинальную письменность на арабской графической основе. Теперь жители получили возможность письменно фиксировать традиционные произведения и создавать новые. Возможно, недалек тот день, когда мы прочитаем первый сокотрийский роман.

Что еще почитать?

«Языки мира: Семитские языки. Аккадский язык. Северозападносемитские языки»

«Языки мира: Семитские языки. Эфиосемитские языки»

«Corpus of Soqotri Oral Literature»

«Soqotri Texts in the Phonogrammarchiv of the Austrian Academy of Sciences»

Вам также может быть интересно:

Преподаватели Вышки прочтут цикл лекций о Востоке

10 апреля в  рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу» стартует новый цикл открытых лекций «Люди Востока в их материальной и духовной культуре». Он пройдет в Музее Рерихов, а лекторами станут преподаватели Института классического Востока и античности ВШЭ.

Вышка будет готовить специалистов по языкам, словесности и истории Востока и античности

В 2018 году состоится первый набор на три программы бакалавриата Института классического Востока и античности, который открылся в Вышке. О том, чему будут учить на программах, какие открытия совершают востоковеды ИКВИА прямо сейчас и почему античники и восточники так ценятся, рассказал новостной службе директор института Илья Смирнов.

Тест: панда-дипломатия или золотой лотос

Что вы знаете о современном Китае.

«Программа дает студентам возможность погрузиться в реалии Востока»

20 июля завершается прием документов на магистерскую программу «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии». О том, каких профессионалов она готовит и почему они востребованы на рынке труда, рассказывают руководитель программы Ольга Волосюк и ее выпускники.

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Этим ребятам говорят, что они необычные, да это и неудивительно: все-таки восточные языки изучают в школах пока редко. А в лицее ВШЭ есть не просто языки, но и настоящее востоковедение. Что, собственно, это значит?

Востоковеды будут учиться в бакалавриате пять лет

В 2017 году на образовательной программе «Востоковедение» произошли изменения: студентам, которые поступят в сентябре, предстоит учиться уже не четыре года, а пять лет. С чем связано такое решение и что нового появится на программе, рассказывает руководитель Школы востоковедения ВШЭ, профессор Алексей Маслов.

Почему Китай думает по-другому

За современным, модернизированным Китаем стоит совсем иной тип мышления, чем тот, к которому привыкли европейцы. О том, как понять Китай, на открытой лекции в Парке Горького рассказал руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

«Поворот на Восток» нуждается в специалистах

Если вы работаете с восточными партнерами по тем же схемам, что и с западными, ваши отношения рискуют зайти в тупик. Какие нужны специалисты, чтобы построить эффективные связи со странами Азии?  Об этом рассказывает Алексей Маслов, руководитель Школы востоковедения ВШЭ.

Студенты-арабисты ВШЭ стали победителями и призерами межвузовской олимпиады

На Х межвузовской олимпиаде по арабскому языку трое студентов образовательной программы ВШЭ «Востоковедение» вошли в число призеров и победителей.

Посетителям мастер-класса по каллиграфии показали доступную машину времени

«Каллиграфия и живопись — два искусства, которые имеют разные названия, но суть — одно», — писал китайский историк живописи Чжан Яньюань (Тан). Убедиться в этом смогли посетители лекции и мастер-класса Школы востоковедения НИУ ВШЭ «Магия китайского иероглифа и таинство каллиграфии», которые состоялись  в Музее Востока в рамках проекта «Университет, открытый городу».