• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекторы ВШЭ рассказали о тенденциях в искусстве и дизайне

 Видеозапись

3 октября в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», в Мультимедиа Арт музее преподаватели факультета дизайна НИУ ВШЭ Александр Острогорский и Егор Ларичев рассказали, как современное искусство и дизайн изменяют действительность.

Современное искусство, сформировавшись на рубеже 1960-1970-х годов, сегодня интегрировано во многие социальные процессы в жизни общества, отметил Егор Ларичев. Большая часть современного искусства ориентируется на запросы рынка, в этом смысле «галерейный бизнес» по-своему устройству очень похож на все другие бизнесы. Степень свободы художника, заключившего контракт с галереей, зависит от ее политики. Более свободная форма сотрудничества и менее финансируемая, полагает Ларичев, существует, когда в лице заказчика художественного произведения выступают государственные культурные учреждения, различные фонды и биеннале. Например, в павильоне Великобритании на Венецианской биеннале 2013 года британский художник Джереми Деллер изобразил во всю стену «портрет» редкой птицы лунь с Range Rover (машина королевской семьи) в лапах. Охотится на эту птицу в Англии категорически запрещено, но в 2007 году принц Гарри с приятелем якобы подстрелили редкую особь и остались безнаказанными. Таким образом, птица с картины Деллера мстит королевской семье. Другое творение британского художника — известный социалистический деятель поздневикторианской Англии Уильям Моррис встает из воды, подобно колоссу, и швыряет яхту Романа Абрамовича. Предыстория картины в следующем: на одной из прошлых биеннале пресловутая яхта загородила простым смертным вид на лагуну и лишила их части набережной. Джереми Деллер разместил Морриса на фоне российских ваучеров и денежных знаков 1990-х годов.

Большая часть современного искусства ориентируется на запросы рынка, в этом смысле «галерейный бизнес» по-своему устройству очень похож на все другие бизнесы. Степень свободы художника, заключившего контракт с галереей, зависит от ее политики.

Свободное искусство, отрицающее всякие институции, сегодня получило широкое распространение на улицах городов. Скандально известный английский андеграундный художник граффити Бэнкси начал рисовать еще в 1990-е годы. Очень скоро его остросоциальные рисунки стали популярны не только в Англии, но и во всем мире. Творчество Бенкси — протест против военных действий и разлиных проявлений капитализма и империализма. Художник до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции. Руку Харольда Негели, творившего на улицах Цюриха в конце 1970-х, знает каждый швейцарский искусствовед. Оружием художника против насилия, мещанства и обезличенности города был пульверизатор с черной краской. Бежав от преследования городских властей, Харольд Негели продолжает свое творчество в Германии. Интересно, что в 1995 году нарисованную художником на стене Цюрихского университета «Ундину» отреставрировали на деньги из городского бюджета, признав ее художественную ценность. «Современное искусство — это индикатор процессов, происходящих в жизни общества, через восприятие художника мы можем увидеть будущее», — считает Егор Ларичев.

Александр Острогорский продемонстрировал дипломные проекты студентов зарубежных университетов и рассказал о мировых тенденциях в области дизайна. Некоторое время назад главным заказчиком дизайна было производство, сегодня в роли заказчика все чаще выступает общество. Именно оно создает те ниши, которые дизайнер может заполнить, полагаясь на свой вкус. Иная тенденция заключается в переносе главного внимания дизайнеров от объектов к среде, к осмыслению среды, в которой помещен объект. Современные дизайнеры все чаще сосредотачиваются на удобстве использования их работ. Примером может служить проект путеводителя по системе здравоохранения США. С точки зрения использованных материалов здесь нет ничего нового, главный вопрос заключается в том, будет ли путеводитель понятен и удобен. Таким образом, для дизайнера становится важным не столько навык работы с какими-то инструментами и материалами, сколько знания в области психологии, социологии и истории.

Открытым остался вопрос о том, какие тенденции в области дизайна наблюдаются в России. Ответ на него, считает Александр Острогорский, дадут своим творчеством студенты факультета дизайна НИУ ВШЭ, а также все начинающие дизайнеры России.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«О замене человека как создателя искусства речь пока не идет»

В конце апреля в Гостином дворе на Ильинке прошла ярмарка современного искусства «АРТ МОСКВА». В рамках мероприятия Школа дизайна НИУ ВШЭ представила несколько своих стендов с работами студентов и преподавателей.

«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе

24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.

Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»

В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№

С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.

Выставка студентов Школы дизайна ВШЭ открылась в ЦТИ «Фабрика»

В Центре творческих индустрий «Фабрика» проходит дипломная выставка студентов 4-го курса Школы дизайна ВШЭ направления «Современное искусство» — кураторов Анастасии Шабашовой и Романа Миронова — под названием «Свобода абсурда». В своих работах художники предлагают современное прочтение меланхолии. Экспозиция доступна для посещения по 24 апреля 2024.

Студенты Школы дизайна ВШЭ представят перформанс в театре «Практика»

26 марта факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ покажет новую работу в рамках сотрудничества с театром «Практика». Студенты 1-го курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна подготовили перформативную программу к спектаклю «Кровоизлияние в МОСХ», поставленному «Практикой» по пьесе Алексея Житковского.

«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»

Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.

Выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в «Рекорде» откроется 12 марта

Бакалавры 1-го курса профиля «Коммуникационный дизайн» нижегородской Школы дизайна ВШЭ представят свои работы 12 марта в Центре культуры «Рекорд». Креативные проекты студенты разрабатывали в течение второго модуля обучения, который предполагает создание двух и более серий шрифтовых и графических плакатов. Кроме того, каждому обучающемуся необходимо было придумать персонажа, который смог бы стать олицетворением их концепта.

«Наша выставка — попытка ответить на вызов концептуализма в самой радикальной форме»

С 18 января по 4 февраля в галерее «На Песчаной» объединения «Выставочные залы Москвы» прошла выставка «Упражнения в концептуализме» на стыке философии и современного искусства. Выставка была посвящена философской постановке вопроса о феномене концептуализма через изучение художественного, институционального, эпистемологического (познавательного) и онтологического (бытийного) статуса такого важного и малоисследованного элемента современного искусства, как экспликация.