• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Никогда не прекращайте мечтать. Прекратили — жизнь кончилась»

Владелец и президент группы компаний «Crocus Group» Арас Агаларов

25 мая на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ российский предприниматель, владелец и президент группы компаний «Crocus Group» Арас Агаларов встретился со студентами университета и ответил на их многочисленные вопросы. Публикуем наиболее любопытные вопросы студентов и ответы бизнесмена.

Арас Агаларов окончил Бакинский политехнический институт по специальности «Инженер электронно-вычислительных машин». В 1989 году основал американо-советское совместное коммерческое предприятие «Крокус Интернэшнл» (в дальнейшем ― группа компаний «Crocus Group»). В 1990 году провел первую в России компьютерную выставку «COMTEK». Сегодня «Crocus Group» — одна из ведущих девелоперских компаний России.

Что делать, чтобы проект стал успешным?

Прежде чем затевать какой-либо проект, необходимо его хорошо осмыслить. Не стоит слишком полагаться на мнение консультантов. У больших бизнесменов есть практика: перед началом проекта набирать себе консультантов по всем вопросам. Так вот, я считаю, что нужно самому вникать во все детали. Если вы хотите сделать что-то качественно, вникайте во все тонкости предстоящего процесса. Встречайтесь, разговаривайте с людьми, которые будут выполнять ваш замысел. Пытайтесь понять последовательность работ, смотрите вдаль, просчитайте, что вас может ожидать через шесть месяцев, год, полтора года. Если не уделять должного внимания таким вещам и не готовиться к ним заранее, обязательно возникнут неприятные «неожиданности». И кроме вас, стоящего во главе всего процесса, никто не сможет помочь. Консультанты дают советы по отдельным вопросам, а вы должны видеть всю картину целиком.

Как быть, когда понятно, что результата своего труда придется ждать слишком долго, нужно ли спешить?

Я скажу так: торопиться нужно не спеша. Предвкушая плоды своего успеха, вы можете затеять не один проект, а, скажем, сразу три, более того к этому вас будут подталкивать банки, заманивая хорошей кредитной историей. Не поддавайтесь, взвесьте все риски, помните, что экономика всегда развивается по синусоиде. Несколько проектов одновременно вы можете просто не потянуть финансово, всегда соизмеряйте доходную и расходную части, процентную нагрузку, думайте о кадрах, есть ли необходимое количество людей для реализации всех ваших замыслов. Осторожность никогда не повредит, лететь с шашкой наголо не надо.

Способность рисковать — врожденное качество или этому можно научиться?

Думаю, что если для достижения успеха вам не хватает каких-то врожденных качеств, их нужно тренировать. И способность рисковать, конечно, тоже можно натренировать.

У вас два высших образования, а нужно ли оно бизнесмену?

Образование — сумма знаний, которая вам поможет в будущем, это само собой. Но образование — это еще и череда препятствий, которые вы должны преодолеть, научиться преодолевать, мобилизуя самого себя. За определенный срок вы преодолеваете некоторое количество препятствий (экзамены, контрольные работы) с определенным качеством (уровень оценки). Образование учит трудиться. Например, вы же без особого удовольствия учите предмет, который вы не очень любите, но тем не менее вы себя заставляете сидеть за учебниками. То же самое на работе, где не всегда вы будете делать приятные или интересные для вас вещи.

Когда вы начинали свой бизнес, какова была ваша конечная цель? И если вы ее уже достигли, в чем тогда вы видите свое дальнейшее развитие?

Если человек знает свой потолок, это не очень хорошо. Потому что вы сами себя ограничиваете. Никогда не прекращайте мечтать. Прекратили — жизнь кончилась. Всегда думайте о большем и не важно, чем вы занимаетесь. Достигли какого-то рубежа идите дальше, ищите новые горизонты.

При принятии управленческих решений на что вы полагаетесь прежде всего: на интуицию или четкий анализ фактов?

Интуиция — это и есть четкий анализ фактов. Когда мы говорим про интуицию, это же не значит, что вы сидите в берлоге и принимаете решение на уровне того, что вам показалось. Если про человека говорят: «У него хорошая интуиция», значит, в момент, когда требовалось быстро принять решение, такой человек вспомнил когда-то услышанные факты и принял правильное решение.

По какому критерию вы отбираете сотрудников к себе на работу?

У меня работает более десяти тысяч человек. Конечно, я не могу принять на работу лично каждого, но тех, кого доводилось, брал на работу по первому впечатлению. Вот человек вошел в дверь, и я уже знаю, возьму его на работу или нет. И мне не важно, что он будет говорить на собеседовании, потому что всем людям свойственно приукрашать свои достоинства, а в своем первом впечатлении я, как правило, не ошибаюсь.

Существует мнение, что нельзя вести бизнес с друзьями и родственниками, как вы к этому относитесь?

От друзей и родственников все равно никуда не деться, но на работе не должно быть таких слов как: «доверять», «проверять» и так далее. И не важно друг, родственник или просто сотрудник. Необходимо выработать такую систему принятия решений, при которой, если человек ошибается, он больше не в команде. Потому что все большие компании обычно начинают тонуть именно из-за внутренних злоупотреблений. Представьте, что вы плывете на большом корабле, вы капитан, а в трюме, в первом, во втором отсеках у вас вдруг что-то протекает. Если вы вовремя не заткнете эти бреши, потонете вместе со всем кораблем и командой.

Как вы пережили кризисы 1998, 2008 и 2014 годов?

К первому кризису, скажу честно, я готов не был, но к двум последним — был. Опыт кризиса 1998 года показал мне, что без финансовой подушки, которая позволит обслуживать кредитный портфель в течение года, жить нельзя в большой компании. Финансовая подушка позволяет не только продержаться на плаву, но и в кризисный год, когда все дешевеет и останавливается, продолжать вкладывать деньги в новое строительство. Сейчас, например, мы строим офисную башню на 158 000 кв. м и третий торговый центр Vegas на 300 000 кв. м. По признанию Сбербанка, такой объем сейчас в Москве никто не строит.

Какую литературу по достижению успеха вы порекомендовали бы прочесть?

Моя любимая книга — «Экономикс», авторы Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю. Эту книжку можно читать как художественную литературу, в ней все вопросы экономики освещены простым и понятным языком.

Вы когда-нибудь думали создать бизнес в другой стране, например, в Европе?

Наверное, это мой недостаток, но я люблю работать там, где я живу. А живу я в России. Понимаете, нельзя вести бизнес дистанционно, я в это не очень верю. В дело нужно вникать, выезжать на места, смотреть, общаться. А как это сделать, если живешь ты в одной стране, а работа у тебя — в другой?

Что вы думаете о политике импортозамещения, которую собираются проводить сегодня в России?

Импортозамещение должно быть не в том, чтобы производить всю продукцию, которую производят в мире, самим. Необходимо быть автором продукта, держателем патента. Например, General Electric производит газовые турбины, они владеют технологией, без знания которой турбина не работает. Грубо говоря, у вас должна быть «кнопка» дистанционного управления тем, что вы продаете. Вы ее нажали и все, без вас ничего не работает, вот тогда это импортозамещение. А просто самим начать все производить смысла не вижу.

Помогает ли власть бизнесу?

Сама власть постоянно декларирует и реально хочет помочь, поддержать бизнес. Но вы должны понимать, что есть огромное количество структур, тиражирующих друг друга. И с ними со всеми необходимо все согласовывать, что, конечно, не ускоряет и не облегчает процесс. Таковы реалии сегодняшнего дня, вы должны быть к этому готовы.

Вам также может быть интересно:

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

Государство или потребители: кто поможет бизнесу сохранить мораль

Может ли бизнес в XXI веке быть моральным и что такое сетевые этические племена? Об этом рассказал в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» ординарный профессор кафедры маркетинга фирмы Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Игорь Липсиц.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в поддержке свежевыжатых соков. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Топ-менеджеры охотно садятся за парту

Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний — одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.

«Мы брали людей из Вышки не за диплом, а за знания»

Учеба в Вышке — это не только получение качественного образования, но и возможность стать частью профессионального сообщества выпускников и студентов университета. А это — не только приятное общение, но и деловые связи. Многие выпускники ВШЭ, владеющие собственным бизнесом или занимающие руководящие посты в компаниях, признаются, что берут на работу вышкинцев, потому что не сомневаются в их компетенциях и профессионализме. В нашей подборке владелец инвестиционного фонда, крупный трейдер, генеральный директор и другие работодатели, в прошлом — сами студенты Вышки, рассказывают, почему предпочитают работать с выпускниками родного вуза.

Проверка на живость

15 апреля пройдет финал студенческого проекта «Битва бизнесов» — своего рода образовательной площадки для молодых бизнесменов. За шесть недель участники под присмотром состоявшихся предпринимателей создавали реальный бизнес и на практике прошли путь от идеи до ее воплощения и получения прибыли.