• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Анна Барсукова

В 2013 году окончила факультет экономических наук по специальности «экономика управления предприятием».

В 2005 дебютировала на Лондонской неделе моды. Была моделью Chanel, Alexander McQueen, Dolce&Gabbana и других брендов, в 2012 году впервые попробовала себя в бизнесе, основав школу музыки для взрослых «Форте». В 2015 году запустила второй бизнес — производ­ство соков холодного отжима и детокс-бары Organic Religion, продолжила обучение в Московской школе управления Сколково.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в свежевыжатых соках. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Как вы оказались в Вышке?

Я родилась в Томске, окончила школу с золотой медалью. Когда мне предложили поработать моделью в Нью-Йорке, пришлось выбирать между высшим образованием и работой, но я решила, что смогу совместить и нашла вариант дистанционного обучения в московском университете при Минюсте РФ. Поступила на юрфак и уехала работать в Нью-Йорк. До 20 лет была моделью, а потом встал вопрос о том, как закончить университет — и я вернулась в Москву писать диплом и защищаться. Мне показалось, что одного диплома недостаточно, хотела учиться еще, ведь все эти годы я потратила на работу. Начала изучать вузы и выбрала Вышку. Прошла тест по профориентации, и выяснилось, что я хорошо подхожу для профессии маркетолога. На факультете экономики (сейчас — факультет экономических наук — прим. ред.) маркетинг как предмет в изучался довольно глубоко.

Почему вы не остались в модельном бизнесе?

Проблема этой сферы в том, что в какой-то момент заходишь в тупик, а мне хотелось развиваться. Идти в топ-модели было для меня не настолько интересно, как учиться, получать профессию, расти не зависимо от обстоятельств и превратностей индустрии. А после того, как я закончила учебу в вузе, просто не захотелось возвращаться, рубеж был пройден, и само образование стало триггером к тому, чтобы стать предпринимателем.

Производство соков по той или иной оздоровительно программе на день занимает больше трех — часов с покупкой, мытьем, очисткой, отжимом

На каком этапе вы решили, что нужно заниматься именно бизнесом? И почему начали с музыкальных классов?

Захотелось опробовать теорию практически и пришла идея вместе с моим партнером и подругой сделать музыкальную школу для взрослых. Мы сначала протестировали идею — дали объявление и выяснили, много ли взрослых хотят учиться музыке. И поняли — надо делать бизнес. Тогда создали компанию, сняли помещение, наняли педагогов и вполне успешно запустились. Но когда проект дорос до определенного уровня, встал вопрос масштабирования — тут уже нужно серьезно вкладываться и развивать бизнес, а пока путь от точки А до точки Б был пройден. Повторяться не хотелось, и я «перешагнула» этот этап.

Вопрос дохода вас не мотивировал продолжить?

Не скажу, что это был суперприбыльный бизнес, хотя мы быстро окупили первые вложения. Скорее — интересный в плане контента и подхода к работе. Для меня бизнес — это драйв и возможность постоянно себя мотивировать. Тогда я начала искать новые способы самовыражения, и случился проект Organic Religion, которым я до сих пор занимаюсь с удовольствием и расту в нем.

Фото: Михаил Дмитриев

О трендах здорового образа жизни: что за бум в этой сфере происходит сейчас в Нью-Йорке?

Последние лет 20 это повсеместный нью-йоркский тренд, многие пьют juice-press, чтобы быть здоровым и хорошо выглядеть в мегаполисе. В отличие от России, где никто об этом не знает, там это норма жизни. В Нью-Йорке полно органик-баров, многие доставляют напитки и еду в офисы. Да, я там тоже пила полезные соки, мне это нравилось, я общалась с людьми, для которых бизнес в сфере здоровья был суперуспехом. Я даже пыталась закупить американскую франшизу органик-баров, но, к сожалению или к счастью, они не оказались заинтересованы в российском рынке. Да и зачем? У них прекрасно идут дела в Нью-Йорке. Пришлось разрабатывать свой бренд с нуля, технологию, формулы, искать диетолога, собирать команду. Поскольку в России не было ни рынка, ни экспертизы, ни знаний, ни понимания, я не стала изобретать велосипед, а просто воспользовалась американским лекалом.

Как вы изучали продукт?

Что касается технологий, я просто ездила, смотрела, общалась с людьми, которые занимались этим бизнесом. Мы с командой Organic Religion наняли американского диетолога Тару Остроу (Tara Ostrowе) — доктора, специалиста по здоровому и спортивному питанию, в том числе, по детоксу. В России таких специалистов попросту нет. В США индустрия здоровья — идеально отработанный механизм, достаточно легко найти людей со всеми научными степенями, званиями и практикой в области здорового питания.

Пусть ты делаешь мало — зато идеально.

Профессионализм этих людей определяется только образованием?

И практикой. Например, Тара, которая делает наши соки, работает в нескольких крупнейших спортивных командах и клубах Нью-Йорка, ведет рацион многих известных спортсменов. Тара окончила Columbia University и на протяжении десяти лет занимается спортивным питанием, знает, как тот или иной компонент отражается на работе организма, что с чем смешивать для эффективности и в каких пропорциях. В смысле ингредиентов все очень не просто — можно просто сделать сок из сельдерея и огурца, а можно, к примеру, сделать такой сок, который позволит снизить утомляемость или совершить пробежку на максимальной скорости. Между прочим, соки даже могут быть вредны.

Каким образом вы «сеяли» этот специфический продукт на нашей почве? Чем заинтересовали потребителя?

Мы запускались в России первыми в этом сегменте рынка и именно в Москве, городе, который очень отличается от всей страны. Москва продвинутая, люди ездят за границу, пробуют примерить что-то на себя. Все редакторы глянцевых журналов знают, что такое детокс, холодные соки, и в этом смысле была благоприятная почва, чтобы начать с прессы — журналы сразу сказали: хотим, давайте расскажем про вас. Было огромное количество публикаций о нас, что, несомненно, помогло стать узнаваемым брендом не только в Москве, но и в России — слова «детокс», «джусинг», «колд-пресс» стали понятны вместе со всей культурой оздоровления через соки. Буквально через месяц появилось много похожих стартапов, и это неплохо — значит, есть спрос, индустрия стала формироваться и образовывать покупателя.

Единственное, что нас в этом беспокоит — порой качество продукта от конкурентов остается сомнительным, что может подрывать репутацию индустрии в целом. Причина в том, что, к сожалению, себестоимость качественных соков очень высокая, и многие производители идут на уловки для того, чтобы снизить затраты, чего мы не делаем. Результат — люди думают, что все такие. Хотелось бы призвать всех, кто приходит на новый рынок, быть добросовестными и делать качественный продукт.

Фото: Михаил Дмитриев

Чем ваши соки особенны?

Соковыжималка доступна в домашних условиях, но как правило, подготовка овощей и фруктов и мытье соковыжималки требуют времени. Но самое важное — ингредиенты и их совместимость. Наша сила в формулах, рецептах и экспертизе, это сердце нашего проекта, ценность, которой мы делимся только с нашими франчайзи. Не менее важно качество овощей и фруктов, которые мы проверяем на наличие сертификатов. Сам процесс производства соков больше похож на лабораторию — мы тщательно взвешиваем ингредиенты в стерильной чистоте, так что этот процесс качественно отличает нас от конкурентов и от домашних соков. Я даже делала ролик о том, сколько времени занимает производство соков по той или иной оздоровительно программе на день — больше трех часов с покупкой, мытьем, очисткой, отжимом. Конечно, никто не будет делать этого дома.

Расскажите о программах, которые вы разработали.

Это наш основной продукт. Исходя из целей мы советуем клиенту ту или иную программу, не зависимо от того, был ли он до этого на здоровом питании или вообще в первый раз об этом услышал. Человек выбирает количество дней для очищения и оздоровления, мы соотносим с привычками, самочувствием клиента, подбираем компоненты соков. Если есть нестандартные проблемы со здоровьем или сомнения в том, что можно, чего нельзя, у нас есть услуга консультации с диетологом, чтобы составить индивидуальную программу. В целом у нас несколько стандартных программ от 1 до 3 дней, разгрузочные дни, детокс, витаминные дни, антицеллюлит, антиэйдж.

Я сама занимаюсь йогой и серфингом, а силовые тренировки у меня два раза в неделю — крепкий пресс я тоже люблю.

Почему вы выбрали именно формат баров, а не салон красоты или клинику детокса?

Салон красоты — вообще далекая от меня тема. Хотелось сделать большой детокс-центр, но это достаточно громоздкая бизнес-идея, которую я отложила на будущее. Наши детокс-бары очень маленькие, мы даже еду не делаем, только полезные снеки. Пусть ты делаешь мало — зато идеально. К нашим сокам мы продаем бантончики Bite, которые придумала моя сокурсница по «Сколково» — Елена Шифрина, с которой мы во многом единомышленники.

На каком этапе вы решили перейти к модели франшизы?

Мы начали со сравнительно небольшого бюджета, но все равно сумма была значительной из-за дорогостоящего зарубежного экспорта. И сейчас мы реинвестируем. Решили пойти по консервативному пути и развиваться на основе проверенной бизнес-модели. Может быть, это скромно и неправильно, надо было пытаться сразу захватить весь мир, но такой возможности не было. Сейчас у нас запустились две точки по франшизе — в Петербурге и Алматы, надеемся, что и еще скоро откроются.

Фото: Михаил Дмитриев

На должность гендиректора Organic Religion вы позвали своего однокурсника из Вышки — Владимира Орлова. Образование было принципиальным фактором?

Мне нравились его бизнес-качества. Я хорошо с ним знакома, видела его за теорией и в деле. Плюс ко всему, я знала, что он хочет поменять род деятельности, у него уже был опыт в индустрии по доставке продуктов здорового питания, и такие личные качества, которые, как мне казалось, подойдут. Пока все довольны.

Где вы берете квалифицированных сотрудников в отсутствие в России индустрии «детокса»?

К нам приходят хорошие люди, которые просто хотят участвовать в проекте. Например, маркетолог, который с нами работал долгое время, кстати — тоже из Вышки, просто заболела нашей идеей и поддержала наш проект в самом начале. Команда состоит из шести человек, но все как один болеют проектом.

Возможно, буду учиться дальше, может — за рубежом. Но из России не хочу уезжать навсегда, это моя родина, и мне нравится делать что-то хорошее именно здесь

Вопрос от клуба любителей углеводов: как бороться с недостатком белков и углеводов, сидя на детоксах?

Человек идет на нашу программу осознанно, то есть готов немного разгрузиться и потерпеть, к тому же мы делаем соки так, что в них содержится достаточное количество растительного белка, чтобы не чувствовать усталость. Тот же шпинат — белковосодержащая зелень, к которой мы можем добавить ореховое молочко, где есть жиры, белки, витамины и минералы. Еще у нас есть смузи с органическим протеином, таким образом организм получает все, что ему нужно. Но все равно мы рекомендуем выбирать для программы очищения дни, когда не нужно активно работать, заниматься кардио-тренировками, тогда как йога — только в плюс. Я сама занимаюсь йогой и серфингом, а силовые тренировки у меня два раза в неделю — крепкий пресс я тоже люблю.

Как вы планируете развиваться дальше как личность и как бизнесмен?

В рамках компании мы хотим расти в регионы и в разные страны, создавать сеть наших производств. В личном плане я пока что поглощена проектом Organic Religion, но, возможно, буду учиться дальше, может — за рубежом. Но из России не хочу уезжать навсегда, это моя родина, и мне нравится делать что-то хорошее именно здесь. Все проекты, с которыми я хотела бы работать, должны быть направлены на что-то полезное для общества, не просто перепродажу чего-то, а создание чего-то хорошего, полезного и интересного.

Если образование однозначно помогает в бизнесе, то как вы оцените его с точки зрения перемены мышления, знаний для жизни?

Как человеку — несомненно, образование нужно хотя бы с точки зрения расширения кругозора. Кроме того — это круг общения, социализация, развивающая среда для того, чтобы двигаться вперед. Если бы тогда не решилась учиться — я бы не выросла как бизнесмен, и вместе с тем — как социально полезный человек. Практика важна, но без образования ты будешь делать много ошибок, идя в слепую, без «щита», который пробьет тебе путь в большой мир.

Все материалы рубрики