• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте «Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Председатель совета директоров «ВТБ Капитал Управление активами», выпускник Вышки Владимир Потапов в рубрике «Конструктор успеха» рассказал, зачем директору банка китайский язык и психология, как дважды поступить в один и тот же университет и как грамотно управлять людьми.

Пройдя завидный карьерный путь, расскажите на своем опыте — как студентам правильно построить траекторию развития, начиная с вуза?

Тут нельзя сказать однозначно, чем жертвовать во имя опыта: работа и учеба равно важны в том, что они дают вам пакет универсальных знаний. Очень важно после учебы работать, занимаясь любимым делом, но также важно иметь возможность и желание всю жизнь учиться — это и мой основной принцип.

Начинать студенту работать (или проходить стажировку) следует, когда появляется свободное от учебы время. Чем раньше это произойдет, тем лучше человек будет подготовлен к получению нового опыта. Очное образование предполагает довольно интенсивное обучение, которое сложно совмещать с работой, но начиная с 3 курса уже можно устраиваться на летние стажировки. После того как студент получит собственное представление в реальных условиях о фондовом рынке, инвестиционных продуктах и инвестициях вообще, его дальнейшее обучение будет более предметным.

У хорошего специалиста образование продолжается и на рабочем месте. Важно иметь опытного ментора, который будет давать советы в построении карьеры. Существует такой термин —  well rounded person (всесторонне развитая личность — прим.) — это навык, который нужно в себе развивать, изначально всесторонне развитыми личностями не рождаются, кому-то лучше дается математика, кому-то — общение с людьми. Человек, который хочет быть успешным, должен четко понимать области для своего развития. Если единственное, на чем основаны знания — это книжки по теориям инвестиций, написанные в 50-80-е годы прошлого века, вряд ли человек сможет применить себя в современном инвестиционном бизнесе, который построен на диджитал-маркетинге, постоянном и непосредственном контакте с индустрией. Не надо бояться ошибок, ошибки бывают у всех, нужно, чтобы они становились импульсом к развитию.

Мне очень импонируют определенные тесты, профориентационные в частности. Один из них — Hogan-тест (международная независимая онлайн-оценка личности для отбора и развития персонала — прим.), который позволяет человеку распознать свои сильные стороны и раскрыть их. Я полностью согласен с тем, что лучшая инвестиция человека — это инвестиция в образование, то есть в себя. А дальше — дело личное.

Где и чему вы учились, чему продолжаете учиться сейчас?

Я считаю, что обучение должно сопровождать весь жизненный путь, и набранный багаж, пусть из самых разных паттернов, всегда не лишний. Я сейчас продолжаю образование — снова поступил в Вышку, изучаю в магистратуре психологию под руководством Андрея Владимировича Россохина. Думаю, это поможет мне достичь новых целей, которые я перед собой поставил.

А про китайский язык история такова: мое образование началось с китайской школы-интерната №11, это был выбор родителей. Папа в конце 80-х годов, не имея никакой связи с Китаем, решил, что Китай станет движущей силой в экономике. В школе был китайский язык, русского, наоборот, не было. Поэтому в седьмом классе я перешел в гимназию с физико-математическим уклоном, и при этом продолжал заниматься китайским вплоть до 11 класса. И, знаете, китайский был вовсе не лишний в моей карьере.

Не надо бояться ошибок, ошибки бывают у всех, нужно, чтобы они становились импульсом к развитию

Когда я сообщил родителям, что хочу поступать в ВШЭ, они посоветовали забыть об этом. Весь 11 класс я ездил готовиться к поступлению в МИФИ, занимаясь кибернетикой и подобными науками. Знания мне успешно давались, но желание учиться в Вышке никуда не пропадало, и в последний день подачи документов я отнес их в ВШЭ.

Вышка — это всегда профессиональный челлендж. В бакалавриате меня окружали одни олимпиадники. У меня было ощущение, что я отстаю от них минимум на три года, и тогда я поставил перед собой цель доказать, что могу лучше. В итоге я закончил вуз с красным дипломом и президентской стипендией. Параллельно я занимался китайским языком в МГУ, чтобы поехать на обучение по обмену, и меня отобрали в Народный университет Китая — спасибо китайской школе и сотрудникам МГУ. После возвращения я устроился в качестве стажера в компанию «Тройка диалог». Началась моя карьера.

Как вы прокачивали профессиональные навыки уже на рабочем месте?

Меня всегда мотивировали вызовы и конкуренция, это подстегивало мое желание прогрессировать. Очень просто сказать — вот мой потолок, я достиг, чего хотел. Только сложности позволяют самосовершенствоваться и становиться лучше. Когда я вышел из вуза с теоретической базой, то находился под особым влиянием дисциплин с кафедры статистики. У меня сформировалось четкое желание быть аналитиком, и я пытался определить, в какой компании это направление является одним из самых сильных. Один из лидеров рынка инвестиционных услуг, компания «Тройка Диалог» тогда проводила программу стажировок, и я решил попробовать себя на практике. Успешно прошел жесткий отбор и приступил к работе.

По мере роста я понимал, что помимо аналитической, есть еще другие интересные сферы деятельности в управляющих компаниях. Например, управление портфелями активов. Позже я также осознал важность построения эффективной коммуникации с клиентами. Следующим открытием для меня стал тот факт, что без правильной инфраструктуры невозможно построить успешный бизнес и т. д. Я все больше задумывался о специфике управления компанией, мне казалось, что лучшие управленцы выросли из людей, которые сами что-то делали руками. Например, из сталевара, который прошел все стадии роста и понимает в металлургическом деле абсолютно всё, будет отличный руководитель металлургического завода. Свою профессию я пытался расширять, фокусируясь на управлении людьми.

Как управлять ими профессионально?

Качественным управленцем становишься, когда можешь мотивировать других людей и заряжать их идеей, стратегией, чтобы вместе с тобой они строили эту компанию. Умение управлять бизнесом — это уже другой набор навыков, которые требуют дополнительного обучения. Для этого я получал МВА, но мой путь образования, в широком смысле, еще не закончен.

Управление — это абсолютно другое, нежели профессиональные дипломные знания. Я считаю заблуждением мнение, что  управлять людьми может каждый. Более того, умение развивать людей — это работа, требующая особых инструментов: менторинга, коучинга, психологии, консалтинга. У меня есть несколько коучей, с которыми я занимаюсь. В рыночной системе сотрудниками отнюдь не всегда правят деньги, скорее мотивация и видение перспективы.

Из чего «состоят» управленцы?

В моем понимании, управленец — не просто специалист по манипулированию (в хорошем смысле), но также и отличный HR-специалист, которому очевидно, как работают и взаимодействуют все составляющие элементы «организма» компании. В этом есть некая метафизика, — руководитель как человек со стратегическим видением, как движущая сила организации. Мне повезло, что на стадии обучения и в Москве, и в Чикаго я встретил очень интересных наставников, которые помогли мне развить важные качества управленца. Они полностью поменяли мой взгляд на многие вещи, в частности, на отношения с людьми. Такими знаковыми личностями для меня стали, например, Рубен Варданян в «Тройке Диалог» или Николас Эплей, профессор социологии из Chicago Booth, а так же Ольга Образцова и Евгений Григорьевич Ясин в ВШЭ, Светлана Павловна Старостина, преподаватель китайского языка в школе.

Есть ли в вашей работе креатив и импровизация, и насколько в этом смысле Группа ВТБ — подходящая площадка?

Безусловно есть. Если говорить о подразделении ВТБ Капитал Управление Инвестициями — у нас задействованы наиболее прогрессивные направления для развития сотрудников, и я активно поощряю их разносторонний рост. Считаю, что люди должны хотеть расти и учиться, а компания должна им в этом помогать. У нас применяются методы индивидуального и командного коучинга, мы содействуем в изучении иностранных языков, регулярно проводим много различных тренингов. Что такое обучение? Это определенный опыт, который не раз выручал меня в ситуациях, когда происходило что-то неожиданное — и эксперимент, и импровизация тут равно важны. Плюсом — элементарная эрудированность.

Я считаю заблуждением мнение, что управлять людьми может каждый

Пример ошибочного способа управления людьми — это собрать сотрудников на совещании и сказать: «Мы не выйдем из-за стола, пока не придумаем решения задачи». Так было вчера. А сегодня многие директора еще и тонкие психологи, это новый образ руководителя ХХI века. Моя основная идея управления состоит в способности развить у сотрудников умение быть командой, адаптивной по отношению к меняющейся среде. Кстати, слоган нашей компании по управлению активами: «искусство инвестиций». Этот «креатив» и своего рода творчество дает зеленый свет абсолютно фантастическим идеям, в которые рынки сначала не верят, но именно они выстреливают.

Вы — член Попечительского совета Эндаумент-фонда НИУ ВШЭ, как вы считаете, зачем выпускнику вкладываться в свой вуз?

Я думаю, у большинства людей на разных этапах возникает желание жить, помогая другим, не только брать, но и отдавать. У меня есть потребность вносить свой вклад и делать что-то полезное для мира. Участие в жизни ВШЭ — одна из возможностей поделиться опытом, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, поблагодарить вуз. Это участие доставляет мне большое удовольствие. 15 лет назад я был совсем другим человеком, и этой самоотдачи мне очень не доставало. Не исключено, что еще через 10 лет большая часть моей жизни будет этому посвящена.