• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я начал верить, что через 15-20 лет Москва будет удобным для туристов и отдыха городом»

Москва должна быть международным городом, удобным для жизни, создавать индивидуальные производства нового типа и обеспечить связность своей территории, развивая периферийные районы. При этом университеты могут стать новыми точками роста полицентричного мегаполиса, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступивший на V Московском урбанистическом форуме.

Тенденции, которые могут обернуться потерями

Тема возможностей и рисков для развития города была задана модератором дискуссии ректором Московской школы управления «Сколково» Андреем Шароновым. По мнению Ярослава Кузьминова, главный риск для Москвы — не вписаться в начавшуюся революцию технологий, вследствие которой интеллектуальное производство смыкается с услугами производства индивидуализированных товаров (3D-печать лишь самый простой пример этого). Для Москвы уже актуально отмирание традиционных производств, а через 10 лет начнется вымирание и устаревших учреждений образования и науки, предупреждает ректор ВШЭ.

Москва также сталкивается с угрозой потери источников городских доходов и заработка для среднего класса. Одна из причин — вывод офисов, где работает большое количество жителей столицы, на более дешевые площадки вне Москвы. (Тот факт, что компании, экономя ресурсы, действительно открывают бэкофисы в других регионах, тут же подтвердил заместитель президента банка ВТБ Михаил Осеевский). Эта тенденция может привести к распаду традиционной доходной базы московского бюджета (речь идет в том числе о сокращении поступлений от НДФЛ).

Москва лишится «огромной части будущих доходов» и в том случае, если не станет «международным городом», считает Ярослав Кузьминов. Необходимо обеспечить европейский уровень комфорта и инфраструктуры не только для туристов, но и для постоянно работающих здесь высококвалифицированных иностранных специалистов, и, конечно, для самих москвичей.

Инфраструктурные проблемы связаны, в том числе, с транспортом. Разрастание Москвы и плохая связность улично-дорожной сети угрожает фактическим распадом территории города. Чтобы этого не произошло, большинство точек города должны находиться в пределах полуторачасовой доступности друг от друга.

Возможности, которые могут привести к успеху

Говоря о перспективах развития города, Ярослав Кузьминов предложил взглянуть на три уровня редевелопмента Москвы.

«Редевелопмент-1» связан с резким повышением качества жизни за счет сокращения времени, затрачиваемого горожанами на транспорт, и превращением Москвы в город для пешеходов. В историческом центре Москвы уже начали формироваться пешеходные и велосипедные зоны, но нужны и новые эоны с набором таких же «центральных» функций на периферии. Пешеходные зоны — это еще и возможности для генерирования новых доходов и рабочих мест: прогуливающийся человек обязательно захочет где-то остановиться, что-то купить, где-то поесть.

«Я начал верить, что через 15-20 лет Москва будет удобным для туристов и отдыха городом, — сказал Ярослав Кузьминов. — Но для этого нужны серьезные инвестиции в большие музеи, нужны доступные гостиницы — именно доступные, а не по 500 долларов за номер, нужны новые памятники».

«Редевелопмент-2» связан с использованием человеческого капитала и созданием новых городских производств. Это потребует создания в Москве производственных зон принципиально иного типа, считает Ярослав Кузьминов. Это должны быть не гигантские заводские корпуса образца 50-х годов прошлого века, а мелкие, экологически чистые, интегрированные в жилую застройку производственные зоны, рядом с которыми располагается доступное арендное жилье.

Идея «Редевелопмента-3» обусловлена тем обстоятельством, что Москва — студенческий город. Здесь почти миллион студентов, их доля (7%) в Москве выше, чем в Париже, Берлине или Пекине. «Но вузы в Москве живут сами по себе, они не стали центрами формирования культурной среды, — отметил ректор ВШЭ. — Надо развивать вокруг университетов пространства для социальной активности — студентов, выпускников, да и просто людей, которым приятно рядом с университетом пойти попить кофе».

В Москве почти нет единых университетских кампусов. «Так давайте используем это во благо — сделаем проекты, основанные на «диффузии» университетов в среду города», — предлагает Ярослав Кузьминов. Университетские корпуса можно перемежать другими городскими зданиями, в том числе жилыми домами. Именно университеты, если их «открыть», могут стать точками возникновения новых центров города. В качестве примера Ярослав Кузьминов привел корпуса МАИ. «Это огромный распределенный кампус, и, если его интегрировать в городскую среду, это будет основа для нового городского центра на северо-западе Москвы», — считает ректор ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Коллективные сады

Немало россиян постоянно живут в коттеджах, построенных в коллективных садах в городской черте. Плюсы существенны: жизнь на природе, приватное пространство, архитектура дома на свой вкус. Но комфорта в таких аграрных жилых массивах недостаточно. Школы и поликлиники от них далеко. Не хватает тротуаров, освещения, транспорта — всего, что есть в обычных городских районах. Как с этим быть и что за феномен — жизнь в коллективном саду, размышляет архитектор Сергей Трухачев.