• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование

Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование

© Высшая школа экономики/ Вадим Воробьев

Однако потенциал домохозяйств и бизнеса в нашей стране не используется в полной мере. Почему так происходит, обсудили участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступивший в роли модератора сессии, напомнил, что Россия занимает скромное место в мире по объему государственных вложений в образование. В лучшие времена мы тратили на образование 4 процента ВВП, сейчас этот показатель снизился до 3,5 процентов. Он ниже, чем у стран, с которыми Россия соревнуется, и, казалось бы, этот недостаток нужно компенсировать частными инвестициями.

Однако, если речь идет о вложениях в общее образование, возникает проблема социального равенства. Нельзя допустить даже малейшего расслоения в обществе, поэтому возможности привлечения средств семей ограничены, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Школа формирует человеческий потенциал страны на годы вперед, поэтому инвестировать в развитие общего образования должны не семьи, а бизнес. Но участие бизнеса в этом секторе для нашей страны пока не характерно.

На следующих уровнях образования ситуация другая — на 1 рубль, вложенный государством, семьи и предприятия вкладывают еще 1 рубль. Это хорошее соотношение, и его не следует качественно менять, убежден ректор ВШЭ. При этом бизнес, несмотря на явную заинтересованность, не платит за подготовку квалифицированных исполнителей — тех, кто работает руками.

В декабре 2016 года Высшая школа экономики проанализировала готовность населения инвестировать в социальную сферу. Результаты превзошли ожидания: 41 процент граждан заявили, что готовы вкладывать в образование от 5 до 15 процентов своего дохода (похожие показатели в США). В 2018 году доля таких граждан снизилась до 38%, при этом выросла доля тех, кто готов вкладывать в образование до 15 процентов своего дохода, то есть отказываться ради этого от многих других трат.

В дискуссии приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор ИТМО Владимир Васильев, рассказавшие о создании научно-технологических центров при своих университетах с участием бизнеса. Вице-президент ВЭБ Михаил Алашкевич предложил бизнесу инвестировать в образование при условии, что государство возвращает средства только в случае достижения понятных результатов (например, инвестор вкладывает деньги в школу, но получает их назад, только если в школе благодаря этому сократилось число неуспевающих учеников).

Помощник Президента России Андрей Фурсенко предположил, что нехватка денег в образовании не главная проблема, и порекомендовал вкладывать деньги не только в инфраструктуру и технологии, но и в знания, в человеческий капитал. Первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников заявил, что его корпорация готова инвестировать в образование, но для этого нужны четкие государственные гарантии.

Завершая дискуссию, Ярослав Кузьминов отметил, что готовность инвестировать в образование высока и у граждан, и у бизнеса в том числе потому, что люди готовы отдавать свои ресурсы на важное дело. При этом, привлекая ресурсы, нужно говорить не только о деньгах, но и о содержательных изменениях в образовании, которые приведут, например, к резкому сокращению числа неуспешных выпускников школы (сейчас этот показатель — 28 процентов). Инвестировать нужно не просто в инновации, а в то, что востребовано, что точно будет способствовать повышению качества образования.

Вам также может быть интересно:

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

Ключевым вызовом на пути к цифровому будущему является цифровое неравенство

Цифровая экономика возникла в 1980-е годы вместе с персональными компьютерами, прошла этапы эволюции, связанные с повышением влияния информации и знаний на экономический рост. И сейчас наступил новый этап, который характеризуется взрывной динамикой технологий и превращением данных в один из определяющих факторов производства.

ПМЭФ: Санкт-Петербург и Высшая школа экономики подписали соглашение о сотрудничестве

Документ, подписанный ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым и врио губернатора Санкт-Петербурга Александром Бегловым в рамках ПМЭФ-2019, предусматривает совместную работу над проектами социально-экономического развития города и подготовку кадров для городской администрации и бизнеса.

Высшая школа экономики на Петербургском международном экономическом форуме 2019

6 июня в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. Высшая школа экономики традиционно принимает участие в деловой программе форума, а также является партнером зон делового общения и приглашает всех участников посетить свой стенд, который в этом году уже третий раз будет работать на площадке ПМЭФ.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.