• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование

Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование

© Высшая школа экономики/ Вадим Воробьев

Однако потенциал домохозяйств и бизнеса в нашей стране не используется в полной мере. Почему так происходит, обсудили участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступивший в роли модератора сессии, напомнил, что Россия занимает скромное место в мире по объему государственных вложений в образование. В лучшие времена мы тратили на образование 4 процента ВВП, сейчас этот показатель снизился до 3,5 процентов. Он ниже, чем у стран, с которыми Россия соревнуется, и, казалось бы, этот недостаток нужно компенсировать частными инвестициями.

Однако, если речь идет о вложениях в общее образование, возникает проблема социального равенства. Нельзя допустить даже малейшего расслоения в обществе, поэтому возможности привлечения средств семей ограничены, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Школа формирует человеческий потенциал страны на годы вперед, поэтому инвестировать в развитие общего образования должны не семьи, а бизнес. Но участие бизнеса в этом секторе для нашей страны пока не характерно.

На следующих уровнях образования ситуация другая — на 1 рубль, вложенный государством, семьи и предприятия вкладывают еще 1 рубль. Это хорошее соотношение, и его не следует качественно менять, убежден ректор ВШЭ. При этом бизнес, несмотря на явную заинтересованность, не платит за подготовку квалифицированных исполнителей — тех, кто работает руками.

В декабре 2016 года Высшая школа экономики проанализировала готовность населения инвестировать в социальную сферу. Результаты превзошли ожидания: 41 процент граждан заявили, что готовы вкладывать в образование от 5 до 15 процентов своего дохода (похожие показатели в США). В 2018 году доля таких граждан снизилась до 38%, при этом выросла доля тех, кто готов вкладывать в образование до 15 процентов своего дохода, то есть отказываться ради этого от многих других трат.

В дискуссии приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор ИТМО Владимир Васильев, рассказавшие о создании научно-технологических центров при своих университетах с участием бизнеса. Вице-президент ВЭБ Михаил Алашкевич предложил бизнесу инвестировать в образование при условии, что государство возвращает средства только в случае достижения понятных результатов (например, инвестор вкладывает деньги в школу, но получает их назад, только если в школе благодаря этому сократилось число неуспевающих учеников).

Помощник Президента России Андрей Фурсенко предположил, что нехватка денег в образовании не главная проблема, и порекомендовал вкладывать деньги не только в инфраструктуру и технологии, но и в знания, в человеческий капитал. Первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников заявил, что его корпорация готова инвестировать в образование, но для этого нужны четкие государственные гарантии.

Завершая дискуссию, Ярослав Кузьминов отметил, что готовность инвестировать в образование высока и у граждан, и у бизнеса в том числе потому, что люди готовы отдавать свои ресурсы на важное дело. При этом, привлекая ресурсы, нужно говорить не только о деньгах, но и о содержательных изменениях в образовании, которые приведут, например, к резкому сокращению числа неуспешных выпускников школы (сейчас этот показатель — 28 процентов). Инвестировать нужно не просто в инновации, а в то, что востребовано, что точно будет способствовать повышению качества образования.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

Ключевым вызовом на пути к цифровому будущему является цифровое неравенство

Цифровая экономика возникла в 1980-е годы вместе с персональными компьютерами, прошла этапы эволюции, связанные с повышением влияния информации и знаний на экономический рост. И сейчас наступил новый этап, который характеризуется взрывной динамикой технологий и превращением данных в один из определяющих факторов производства.