• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Время университетов-одиночек прошло»

Сегодня в Санкт-Петербурге начала свою работу международная конференция «Образование и мировые города: перспективы БРИКС». Около 400 представителей высшего и среднего образования, власти и бизнеса со всего мира обсудят текущие тренды в развитии образования, нынешнюю роль университетов в городах и новые пути решения актуальных проблем образовательной сфере.

Мероприятие включено в официальную повестку российского председательства в БРИКС и проходит под патронажем Министерства образования и науки Российской Федерации. Организаторы конференции — НИУ ВШЭ–Санкт-Петербург, Университет ИТМО, Проект 5-100, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина.

В своем приветственном слове к участникам заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов сообщил, что эта конференция открывает серию крупных международных мероприятий, посвященных теме развития образования, запланированных в рамках председательства России в БРИКС. Уже в июне пройдет заседание рабочих групп по образованию в Москве, а в сентябре состоится крупное мероприятие по учреждению сетевого университета БРИКС.

Замминистра отметил важность обсуждения университетов именно в привязке к городам: «Каким образом университеты встроены в город и каким образом город встроен в университет — это важнейший вопрос того, каким образом дальше будут развиваться наши с вами университеты, наше сотрудничество с иностранными партнерами», — сказал он.

 

Директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников подчеркнул, что современная, основанная на знаниях, экономика требует создания и развития новых направлений сотрудничества высшей школы с предпринимательским сообществом и социальной сферой. Ректор университета ИТМО Владимир Васильев, в свою очередь, считает, что в отрыве от городской среды вуз не может существовать в принципе: «Если миссия и стратегическая цель университета не согласована и не синхронизирована с концепцией развития города, то, скорее всего, исчезнет не город — в таких условиях коллапсировать будет университет. Если вуз собирается быть глобальным, то и мегаполис, в котором он находится, должен ставить перед собой задачу развиваться как глобальный город. В этом плане Санкт-Петербург представляет собой открытую международную лабораторию высших учебных заведений. Зачастую в России города развиваются спонтанно: решается оперативная задача, без прогнозирования на будущее. Мы же уверены, что необходимо заглядывать за горизонт, как минимум, на 20-25 лет вперед, поэтому будем продолжать вести системные исследования, которые помогут нашим городам в будущем», — сказал он.

Сам высокий статус вузов легитимирует столичность. Яркий пример тому — не только Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, признаваемый столицей Урала в том числе благодаря культурному влиянию университетов

 


Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что сильные университеты оказывают серьезное влияние на статус города: «Просто в крупном городе университет обеспечивает рынок кадрами, создает рабочие места, социализирует молодежь, что исключительно важно, тогда как в столице он начинает обеспечивать уже национальный рынок труда. Сам высокий статус вузов легитимирует столичность, является очень важным фактором признания города столичным или почти столичным. Яркий пример тому — не только Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, признаваемый столицей Урала в том числе благодаря культурному влиянию университетов».

В рамках конференции были подписаны партнерские соглашения между Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» и сразу тремя крупными объединениями образовательных менеджеров из разных стран: Конференцией ректоров итальянских университетов, Бразильской ассоциацией международного образования — FAUBAI и Корейской ассоциацией администраторов иностранных студентов.

Соглашения подразумевают содействие самой широкой мобильности студентов всех уровней обучения, преподавателей и администраторов между вузами ассоциации, проведение совместных научно-практических мероприятий различных форматов, разработку партнерских исследовательских проектов, организацию совместных лабораторий, научных групп и центров превосходства.

Ярослав Кузьминов, являющийся председателем совета Ассоциации «Глобальные университеты», отметил, что подписанные сегодня соглашения имеют четкое практическое значение.

«Мы в первую очередь фиксируем взаимные обязательства по содействию международному рекрутингу и обмену студентами. Мы решаем конкретные задачи, поставленные перед нами президентом и правительством, задачи занять достойные места в мировых рейтингах. Основные показатели, необходимые для этого — академическая репутация, число иностранных студентов и число иностранных преподавателей, и именно об этом подписанные сегодня соглашения», — сообщил Кузьминов.

«Время университетов-одиночек прошло, — говорит Джанмариа Аджани, ректор Туринского университета, — нам необходимо выстраивать сетевое взаимодействие, вступать в ассоциации и объединяться для решения общих задач и поддержания динамики развития. Я верю, что подписанное нами сегодня соглашение — это первый шаг к построению эффективной коммуникации между системой итальянских университетов, которая включает в себя свыше 90 учебных заведений из всех точек Италии, и объединением ведущих российских вузов — Ассоциацией «Глобальные университеты»».

Справка

Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» создана с целью координации деятельности и сетевого взаимодействия вузов-участников программы «5-100». Ассоциация создана победителями конкурса на предоставление государственной поддержки ведущими российскими университетами в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, ориентированные на активное участие в международной конкуренции: НИУ ВШЭ, МИСиС, ТГУ, ТПУ, УрФУ, ДВФУ, К(П)ФУ, МФТИ, МИФИ, ЛЭТИ, ИТМО, НГУ, ННГУ, СГАУ, СПбГПУ. Инициатором создания Ассоциации «Глобальные университеты» выступил НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.