• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

© Высшая школа экономики

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030»

Ожидаемые изменения в отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе, возможно, окажутся одними из самых кардинальных за последние несколько веков, отмечают ученые ВШЭ. В частности, в одном из прогнозов рассматриваются четыре возможных сценария развития школьного образования.

Первый сценарий предполагает, что школа как институт сохранит свое влияние, однако ее контуры несколько изменятся. При этом страны разработают общий курс обучения и инструменты оценки результатов. Для создания же цифровой образовательной среды будут развиваться международные государственно-частные партнерства. Изменится роль учителя и его профессиональные обязанности. Возникнут глобальные школьные сети, в которые будут вовлечены бедные страны и районы. Это должно привести к снижению образовательного неравенства на всех его уровнях. Такое видение будущего школьного образования разделяют и авторы прогноза «Мировые тренды образования в российском контексте», которые указывают в качестве трендов в том числе увеличение роли гибридного обучения, обращают внимание эксперты ВШЭ.

Второй сценарий предполагает размывание границ школы за счет увеличения участия родителей в процессе образования детей. В качестве альтернативы школы будет расти число локальных образовательных инициатив. Выбор родителей и учащихся будет играть ключевую роль. Также важен будет запрос работодателей и востребованность новых компетенций на рынке труда. Этот сценарий предполагает значительное снижение традиционной образовательной бюрократии, большой спектр обучающих программ на выбор. Они будут различаться по продолжительности, глубине, стоимости. Этот сценарий — наиболее рыночный по своему характеру, указывают эксперты ВШЭ. Он привязан к уровню доходов домохозяйств и конкурентоспособности отдельных образовательных организаций.

Третий сценарий в значительной степени меняет конфигурацию образовательных институтов, сохраняя роль школ. Они станут более автономными. По сути, школы будут выполнять роль образовательных хабов, предлагающих образовательные продукты. Эксперимент и разнообразие педагогических подходов станет нормой. Выиграют школы, которые смогут предложить более персонализированный подход.

Четвертый, наиболее радикальный сценарий предполагает масштабную диджитализацию образования в привязке к новым технологиям искусственного интеллекта и построение глобальной образовательной цифровой инфраструктуры, которая позволит реализовать принцип «образование через всю жизнь». Роль школ значительно снизится, фактически они перейдут в цифровой формат. Но вряд ли в ближайшее десятилетие этот сценарий может быть реализован, обращают внимание эксперты ВШЭ.

Также ученые отдельно выделяют тренды и вызовы в диджитализации образования. Пандемия COVID-19 резко интенсифицировала процессы цифровизации, в первую очередь в сфере развития дистанционных технологий, рынка онлайн-курсов, использования различного программного обеспечения, пишут они. Причем и после окончания пандемии ряд образовательных практик продолжают проходить в онлайн-режиме. Это характерно и для России. Цифровая грамотность и доступ к ней будут являться основным правом в XXI веке, без этого все труднее будет участвовать в экономической жизни.

Высшая школа экономики

С одной стороны, развитие цифровых технологий открывает возможности для вовлечения в системы формального и неформального образования ранее не охваченных или недопредставленных групп населения (в том числе взрослого). С другой стороны, эффективное использование цифровых технологий требует достаточного уровня развития таких навыков у преподавателей. Проблемы, которые поднимает диджитализация, стали центральными в современных дебатах, в частности, о возможном появлении гибридных или только виртуальных моделей школьного обучения.

Значимым трендом и вызовом для системы образования является появление искусственного интеллекта (ИИ), облачных хранилищ, больших данных. Это сделает устаревшими определенные форматы обучения. Массовое распространение информации делает все более востребованными компетенции цифровой и медиаграмотности, навыки критического мышления и этики. Этот тренд будет все активнее развиваться.

Уже сейчас ИИ используется для оптимизации обучения на платформах онлайн-курсов, создаются чат-боты-репетиторы и чат-боты, способные написать научный текст. ИИ будет использоваться в расширении доступности образования при потребности в переподготовке, наставничестве, персонализации обучения, автоматизации административных задач и оценки работ, в разработке новых методических продуктов. Мировой рынок образовательных продуктов на основе ИИ растет: по прогнозам IFC, он достигнет 10 млрд долларов к 2026 году, ожидаемый рост составит 45,1% с 2019 года.

Одним из рисков, которые несет углубление процессов цифровизации в образовании, является рост образовательного неравенства из-за неравенства в доступе к цифровым технологиям и сегрегации низкодоходных групп населения в секторе онлайн-образования. Развитие технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта, с одной стороны, поможет сформировать адаптированные под конкретного потребителя продукты, но, с другой стороны, приведет к необходимости изменения содержания образования и методик преподавания. Несмотря на общее увеличение доступа населения к образованию, высокий уровень образовательного неравенства по-прежнему будет сохраняться (гендерное неравенство, неравенство в доступе к цифровым технологиям, неравенство в зависимости от места проживания и т.д.).

Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, эксперт стратпроекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ

«Будучи важнейшим инструментом развития человеческого потенциала, сфера образования находится в эпицентре глобальных социальных и экономических изменений — усиления неравенства, структурных трансформаций рынка труда и соответствующих им запросов к подготовке кадров, диджитализации и активного распространения технологий искусственного интеллекта. Эти изменения во многом определяют контур того, какие задачи ставятся перед развитием национальных систем образования и каким образом разворачиваются их траектории развития. Среди ключевых трендов — поиск инструментов снижения неравенства доступа к образованию и неравенства использования образовательных возможностей, решение задачи развития не только профессиональных, но и надпрофессиональных или универсальных навыков и компетенций, расширение возможностей получения качественного образования на протяжении всей жизни, тиражирование эффективных методов обучения в цифровой среде.

Вместе с тем, обсуждая траектории развития образования в России, важно также учитывать специфику национального контекста и актуальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается российское образование. Среди них — необходимость обеспечения технологической независимости в условиях санкционного давления, переориентация на новые рынки международного сотрудничества в образовательной и научной сфере, усиление вклада образования в социально-экономическое развитие регионов, развитие новых форм сотрудничества между образовательными организациями внутри страны».

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.