• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для современных выпускников общий уровень культуры важен не меньше, чем профессиональные знания

22 января состоялась встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и других руководителей университета со студентами и преподавателями факультета компьютерных наук. Участники встречи, в частности, узнали, зачем IT-специалисту изучать историю и английский язык и какие дополнительные занятия студентов по интересам будет финансировать университет.

Встреча проходила в здании в Кочновском проезде, где расположен факультет, и оно имеет для Вышки особое значение, рассказал студентам Ярослав Кузьминов. В начале 1990-х годов оно было одним из первых, полученных университетом, — до этого занятия велись только в арендованных помещениях. Ректор добавил, что в течение десяти лет он читал здесь лекции, поэтому встреча со студентами в этом здании особенно приятна.

Часть большого университета

Ярослав Кузьминов сказал несколько слов об истории Вышки — единственном вузе России, созданном не по решению начальства, а по инициативе ученых, изучающих социальные науки. Им стало очевидно, что нельзя дальше жить так, как жила советская высшая школа, и нужно строить новый университет с нуля. Почти 25 лет назад, когда Вышка создавалась, никто не предполагал, что она станет настолько большой, что здесь будут учиться математики, философы, инженеры и специалисты по компьютерным наукам. Вышка разрасталась за счет групп исследователей, которые приходили и говорили: «Нам нравится, как вы живете, хотим к вам присоединиться».

В 1990-е и в первой половине 2000-х те естественники, математики, ведущие IT-специалисты, на которых был спрос за рубежом, уезжали, и высшее образование оказалось в странном положении. С одной стороны, настала свобода, открылась масса вузов и «вузиков». С другой стороны, большая часть преподавателей вообще не вела исследования. Фактически под вывеской вузов работали школы, техникумы, от которых университет отличается тем, что там преподают люди, создающие новое, учебный процесс основан не на заучивании, а на критике и опровержении.

«Вы пришли учиться, когда этот тяжелый период закончился, — обратился Ярослав Кузьминов к студентам, — и университетская система стала вставать на ноги. Хотя до сих пор в российской высшей школе реальных исследователей меньше, чем тех, кто читает лекции по чужим учебникам, и это большая проблема для качества жизни нашей страны в будущем. Высшая школа экономики пытается равняться на лучшие мировые образцы. Мы не стесняемся учиться у тех, кто лучше, не пытаемся игнорировать доказательства собственной слабости».

Факультет компьютерных наук — один из самых интересных в университете, считает ректор. Однако студентам необходимо иметь общее представление о том, что представляет собой Вышка, каковы возможности для сотрудничества, для совместных проектов с другими факультетами. ВШЭ — не только исследовательский, но и проектный университет, комплексные проекты для проведения экономических и других реформ в государстве выполняют экономисты, социологи, юристы, политологи. Сейчас такие же проекты нужны и в сфере IT, чтобы математики, специалисты по компьютерным наукам и бизнес-информатике работали вместе с менеджерами, специалистами по нейронаукам, лингвистами, психологами, есть большое совместное поле для работ с теми, кто строит систему управления большими данными. «Мы хотим, чтобы Вышка оставалась единой», — подчеркнул Ярослав Кузьминов.

Культурный запас

Основная часть встречи была посвящена ответам на вопросы. Студенты спрашивали о содержании образовательных программ, о научной работе, об организации пересдач, о международных обменах, об общежитиях и даже о курсе доллара.

Несколько вопросов были посвящены работе спортивных секций и студенческих кружков по интересам. Финансирование спортивных секций в ВШЭ осталось на уровне прошлого года, и рост расходов не планируется, пояснил первый проректор Вадим Радаев. Что касается дополнительного образования, то если какой-либо кружок посещают лишь три человека, университет не будет оплачивать работу преподавателя. Но если к кружку есть устойчивый интерес у большого количества студентов, университет наймет преподавателя: ограниченные ресурсы нужно направлять на то, что действительно популярно.

Еще один блок вопросов касался изучения предметов, которые не являются профильными для студентов ФКН. Например, был вопрос, зачем на русскоязычной программе нужен курс на английском языке, который читает русскоязычный преподаватель. Как пояснил проректор ВШЭ Сергей Рощин, такова политика университета: изучение иностранного языка связано с его профессиональным использованием. Также это позволяет принимать на «включенное обучение» студентов из других стран.

Умение хорошо программировать — это узкопрофессиональная компетенция, но работодателям сегодня нужны и другие компетенции: умение общаться, изъясняться с контрагентами нормальным языком, работать в проектах

Рощин Сергей Юрьевич
проректор ВШЭ

Автор другого вопроса предложил сократить учебное время на старших курсах, чтобы студенты могли больше работать, набираться опыта или посещать курсы по узким направлениям, в которых они планируют развиваться дальше. «Можно уйти из университета после второго курса и работать, набираться опыта, это личный выбор каждого, — сказал Сергей Рощин. — Есть множество быстроразвивающихся ниш и технологий, за которыми образование не поспевает. Но в целом в образовательной модели бакалавриата ВШЭ, запущенной с 2014 года, много времени отводится на проектную работу. Если же есть конкретные предложения по совершенствованию программ, диалог нужно вести с руководством факультета».

Еще одна записка, поступившая в президиум: «Что важнее: матан или история? Зачем так много истории на ФКН? Я же программист, а не историк».

«Много или мало — вопрос философский, — ответил Сергей Рощин. — То, что сейчас кажется преимуществом, потом может обернуться проигрышем. Умение хорошо программировать — это узкопрофессиональная компетенция, но работодателям сегодня нужны и другие компетенции: умение общаться, изъясняться с контрагентами нормальным языком, работать в проектах и другие. История и другие подобные предметы формируют структуру мышления, которое не сводится к программным кодам. С точки зрения общей структуры учебных планов, истории сейчас преподается мало, были периоды, когда гуманитарных дисциплин было больше».

«Выпускник университета должен быть культурным, и в его работе это значит не меньше, чем профессиональные компетенции, — добавил Ярослав Кузьминов. — Можно быть гениальным узким специалистом, но все равно зарабатывать минимум. Узкопрофессиональные карьеры бывают успешными очень редко. Поэтому культурный запас — необязательное знание — нужно формировать точно так же, как профессиональный, и у каждого он свой. Без него немыслим выпускник Вышки. Когда вас продвигают, поддерживают ваш бизнес, значит, вы интересны людям, а интересными вы можете быть в том числе благодаря вашему культурному запасу. Самое страшное обеднение себя в университете — рассматривать университет как средство получения компетенций, за которые платят деньги».

О роли студсовета

На встрече обсуждалась роль студсовета в работе факультета. Дмитрий Еремин, председатель Студсовета ФКН, рассказал о возрождении программы «Студенты для студентов», когда студенты старших курсов помогают младшим выполнять домашние работы и готовиться к экзаменам. Студсовет также собирается к концу учебного года создать базу отзывов о курсах по выбору — чтобы студенты, изучившие курсы, описали свои впечатления о них: какие знания они получили, чем интересен курс, доступна ли литература. Это облегчит выбор курсов — в аннотации сложно описать, что будет происходить в течение семестра или года.

По мнению Ярослава Кузьминова, студсовету нужно расширять спектр вопросов, по которым он принимает решения. Например, определять политику распределения стипендиального фонда. Также студенты могли бы взять больше полномочий по управлению общежитиями, в том числе и вопросы о том, кому в каких зданиях жить. В таких вопросах они могли бы принимать решения сами, не перекладывая ответственность на «большого брата», заключил ректор ВШЭ.

 

Вам также может быть интересно:

Выпускница ВШЭ получила премию Бертрана Мейера

Полина Казакова, окончившая образовательную программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», стала лауреатом премии Бертрана Мейера за лучшую исследовательскую работу на конференции SECR.

Вышка разрабатывает новую программу развития

15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.

Как зарабатывает и тратит университет

30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.

Как обучить иностранному языку Билла Гейтса и африканского школьника

Новые информационные технологии кардинально меняют наши представления об образовании. О том, как компьютерные программы учат людей общаться и создают новые социальные лифты, на лекции в Вышке рассказал Луис Фон Ан, основатель компании reCAPTCHA и образовательной платформы Duolingo.

ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях

Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.

Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым

9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.

Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?

Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.

Вышка превращается из социально-экономического в многопрофильный университет

7 декабря на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов рассказал об изменениях, происходящих в Вышке, и о том, как в рамках проекта «5-100» вуз стремится к достижению международной конкурентоспособности.