• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимняя школа помогает студентам подняться на уровень выше

В конце января – начале февраля Высшая школа экономики традиционно проводит зимние школы для поступающих в магистратуру. Некоторые тематически близкие школы объединяют свои усилия и часть занятий делают общими для всех студентов. Что из этого получается, показываем на примере экономической школы и школы по международным отношениям.

На зимней школе в Воронове собрались вместе экономисты и те, кого принято называть «международниками». Этот альянс складывается не первый год, и его причину легко объясняет декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей Караганов: Вышка готовит экономистов, разбирающихся в политике, и международников, разбирающихся в экономике.

«Нам кажется, что экономики и политики друг без друга не существует, — продолжает эту мысль соорганизатор школы, доцент департамента мировой экономики Алина Щербакова. — Поэтому мы составляли программу школы так, чтобы, с одной стороны, у экономистов и международников были свои, специальные, занятия, с другой — чтобы они вместе могли участвовать в универсальных мастер-классах».

«Нашу первую совместную зимнюю школу по экономике и международным отношениям мы провели ещё в 2009 году, организовав её усилиями трёх факультетов НИУ ВШЭ  факультета экономических наук, факультета  мировой экономики и мировой политики и МИЭФ,  говорит соорганизатор Школы, заместитель декана факультета экономических наук Владимир Карачаровский.  Этот первый опыт оказался очень удачным, и с тех пор мы не меняли формат нашего сотрудничества. Уникальность нашей объединенной школы в том, что наши участники и потенциальные абитуриенты на 5 дней оказываются в гуще всех ключевых направлений современной экономической науки. Наша школа позволяет после завтрака поговорить о современных исследованиях в русле экспериментальной и поведенческой экономики, после обеда окунуться в мир корпоративных финансов и финансовых рынков, а вечером того же дня поучаствовать в обсуждении актуальных проблем мировой экономики»

В этом году из 500 претендентов организаторы школ отобрали 110 студентов из российских и зарубежных вузов. Перед ними с презентациями выступали руководители магистерских программ Вышки по экономике, мировой экономике, финансам и международным отношениям, а также — с лекциями и мастер-классами — ведущие преподаватели факультета экономических наук, МИЭФ и факультета мировой экономики и мировой политики.

Довольно много бывает представителей естественнонаучных дисциплин, по-моему, в последнее время физиков и математиков стало даже больше, чем экономистов.

Белянин Алексей Владимирович
Международный институт экономики и финансов: доцент

«Наша задача не только показать участникам Школы, в каком направлении двигаться, чтобы успешно подготовиться к вступительным испытаниям. Может быть, более важно  дать почувствовать, что экономика – это больше, чем просто интересно и перспективно, это больше, чем только наука и практика, это  стиль мышления, стиль жизни»,  говорит Владимир Карачаровский.

«Мы стремимся, чтобы лекторы дополняли друг друга и все вместе могли бы дать нашим слушателям картину мира в целом», — продолжает Алина Щербакова.

«Я узнаю, кто выступает до меня, кто — после меня, и "внедряюсь" в ту область, которую мои коллеги в своих лекциях не охватили», — признаётся, в свою очередь, профессор Караганов.

Среди участников экономической школы можно найти студентов самых разных вузов — от технических до юридических. «Довольно много бывает представителей естественнонаучных дисциплин, по-моему, в последнее время физиков и математиков стало даже больше, чем экономистов», — замечает доцент МИЭФ НИУ ВШЭ Алексей Белянин. В этом смысле к преподавателям зимней школы предъявляются особые требования: им нужно «держать внимание» крайне неоднородной аудитории. Как этого добиться?

«Всегда в аудитории есть процентов десять слушателей, которые понимают несомненно всё, что я говорю, и процентов двадцать, которые не понимают почти ничего, — рассказывает Алексей Белянин. — В этом мастерство преподавателя: построить занятие так, чтобы оно было интересно и удобоваримо для разных категорий слушателей. Хороший лектор сможет сделать так, чтобы в одном и том же сюжете человек, который не очень хорошо владеет инструментарием, одни вещи для себя почерпнул, а человек, хорошо владеющий инструментарием, — другие. Главное, чтобы слушателям было о чем подумать и чтобы у них была возможность подняться выше того уровня, на котором они находятся».

Кстати об уровне: Сергей Караганов полагает, что с каждым годом «публика на зимней школе становится более критичной и образованной». «У нас шел интенсивный диалог, — продолжает он. — Очень многих ребят беспокоит наша внешняя политика, они ощущают, что у России большие трудности и усиливается конфронтация, на эту тему они задавали мне много вопросов».

Обсуждение продолжилось и «в кулуарах» зимней школы. «Мы увеличиваем объемы добычи нефти, хотя нам это невыгодно, мы теряем рынки сбыта, и, чтобы привлечь покупателей, приходится еще снижать цены, — рассуждал один из участников школы, окруживших Караганова. — Зачем мы демпингуем? Почему не пытаемся урегулировать ситуацию?» 

Экономика – это больше, чем просто интересно и перспективно, это – стиль мышления, стиль жизни

Карачаровский Владимир Владимирович
Заместитель декана факультета экономических наук

Дискуссии по насущным вопросам можно было подслушать даже в столовой. Оказалось, что обед — самое подходящее время, чтобы поспорить, например, об атрибутах современного города, проблемах миграции, пенсионной системы и системы страхования. Впрочем, у гостей Воронова оставалось время и на другие занятия — вечерние прогулки по заснеженному комплексу, игру в «Мафию» и «Крокодила» и просто дружеские посиделки. А еще была возможность получить сведения о Вышке и ее программах из первых рук — не только от преподавателей, но и от действующих студентов и выпускников.

В качестве волонтера на зимней школе присутствовала, например, Александра Драганюк, которая учится в Школе востоковедения. «Я попала сюда, проявив инициативу и получив рекомендацию одного из членов студсовета, — рассказывает она. — Здесь я все время старалась напоминать ребятам, что в Вышке можно учиться еще и востоковедению. Тем более что на нашем направлении есть не только гуманитарная специализация, связанная с изучением языков и культуры Востока, но и экономическая».

Прямой задачи «конвертировать» всех участников школы в студентов магистратуры ВШЭ у организаторов нет. «Зимняя школа дает возможность включить "сарафанное радио", — поясняет Алина Щербакова. — Люди возвращаются в регионы, рассказывают друзьям о Вышке, и так повышается информированность абитуриентов о нашем университете». Взаимодействие с окружающей университетской средой, российской и в странах СНГ, — это «важная часть корпоративной культуры Вышки», добавляет Алексей Белянин.

И все же каждый год определенная доля участников зимних школ становится студентами ВШЭ. «Я знаю, что несколько самых талантливых наших студентов из регионов, которые теперь уже стали преподавателями, учеными, кандидатами наук, в свое время приняли решение поступать к нам в магистратуру именно на зимней школе, — говорит Сергей Караганов. — И если мы хотя бы двух-трех людей такого уровня привлекаем, это уже значит, что проведение таких школ себя оправдывает».

 

Алиса Сковородина, СПбГУ, факультет международных отношений

Я на четвертом курсе, пишу диплом и хочу определиться с поступлением в магистратуру, поэтому и приехала на эту школу. Узнала о ней в соцсетях: «ВКонтакте» кто-то сделал о ней перепост, я зашла на сайт и приняла решение в общем-то спонтанно, быстро отправила заявку. Честно скажу, на том этапе не особенно задумывалась о том, что именно здесь будет происходить. Но затем мне стало интересно, проводятся ли такие школы где-нибудь еще. Оказалось, что в Петербурге ничего подобного нет, да и в Москве по своему профилю я ничего особо не нашла. Здесь на школе я получила даже больше, чем ожидала: каждый день мы занимались с девяти до девяти у интересных преподавателей, которые не просто рассказывали о своих магистерских программах, но и читали лекции по самым разным тематикам.

 

Мария Тюлегенова, Кемеровский государственный университет

Я тоже выбираю, в какую магистратуру по международным исследованиям мне поступать. В Высшей школе экономики есть одна программа, которая меня особенно интересует, — «Европейские и азиатские исследования». Зимняя школа стала возможностью больше узнать о ней. А вообще об этом формате, который ВШЭ предлагает абитуриентам, я узнала еще года два назад. Мне кажется, что это хорошая площадка для того, чтобы узнать что-то новое и познакомиться с умными людьми. Конечно, Кемерово не самый близкий к Москве город, но у меня не было опасения, что эта поездка будет напрасной. Наоборот, я не сомневалась, что от ВШЭ можно ждать мероприятия только высшего класса, и мои ожидания оправдались. Я слежу за публикациями по своему направлению, и здесь на школе я могла встретить несколько профессоров, чьи статьи я не раз читала. В учебном плане все было на высшем уровне, и в первый же день у нас был тренинг, на котором участники знакомились друг с другом. Но если бы я могла дать совет организаторам, я бы посоветовала устраивать такой «тимбилдинг» каждый день.

 

Святослав Гладий, Санкт-Петербургский политехнический университет

Я решил немножко переформатировать свое обучение и пойти по другой стезе — не физической, а экономической, потому что увидел в ней преимущества по сравнению с тем, чем я занимаюсь сейчас. Если брать экономическое образование, то в России я вижу два топовых вуза: РЭШ и Вышка. Так что я начал смотреть, что у вас здесь происходит, какие есть олимпиады и зимние школы, и решил воспользоваться шансом узнать о Вышке больше. В Москве кипит жизнь, и преимущество Вышки в том, что здесь можно увидеть всех крутых лекторов, которые не оторваны от современной жизни и ориентированы на практику. Здесь нет бородатых дяденек, которые читают своим студентам то, что им самим читали сорок-пятьдесят лет назад. На зимней школе мне хотелось бы видеть больше исследователей, аспирантов, которые бы рассказывали об исследованиях, которые ведутся в Вышке, но мне очень понравились лекции Федора Лукьянова и Сергея Караганова о российской внешней политике. И очень полезным был разбор олимпиадных заданий по микро- и макроэкономике, мы пообщались с людьми, которые их составляют.

 

Артемий Орлов, МГУ, юридический факультет

Я не хочу бросать юриспруденцию, мне нравится, чем я занимаюсь, но мне кажется, что деловой мир имеет множество аспектов. Я уже в некотором смысле изучил его с точки зрения юридической науки и теперь хочу понять с экономической точки зрения. И единственное заведение, которое на таком высоком уровне занимается экономикой, соблюдая баланс между фундаментальностью знаний и их практическим применением, — это ВШЭ. На зимней школе были обзорные лекции, посвященные каждой из магистерских программ, что помогло мне составить представление о том, чему я могу научиться в Вышке. А кроме того у меня была возможность задать экспертам вопросы по экономической политике и международным отношениям, которые не так широко освещаются в массовых СМИ.

 

Анастасия Литвишкова, МГУ, Высшая школа государственного аудита

Мне понравилась сама идея школы: что все участники могут выехать за город, провести там несколько дней и за это время узнать обо всех программах сразу. На дне открытых дверей такой возможности нет — не хватает времени. А здесь каждую программу представлял ее руководитель, к тому же можно было расспросить реальных студентов, которые сами учатся в Вышке, и выпускников. У них можно было спросить что угодно и о чем угодно и получить честный ответ. А вообще здесь собрались очень интересные ребята со всей страны, будет здорово, если осенью мы с кем-нибудь из них окажемся одногруппниками.

 

Нарек Паносян, РЭУ имени Плеханова

Еще до бакалавриата у меня была мечта поступить в Высшую школу экономики, но в силу определенных причин (я тогда только переехал в Москву из Армении и не успел узнать о процедуре приема) мне этого сделать не удалось. Зато теперь есть возможность поступить в магистратуру, и я уже примерно определился, какое направление мне наиболее интересно — мировая экономика и торговая политика. Полученные знания я бы хотел использовать на практике, работая в сфере евразийской интеграции, ведь Армения недавно вошла в Евразийский экономический союз.

 

Андрей Владимиров, МГУ, факультет глобальных процессов

В Вышку многие пытаются пойти, чтобы почувствовать разницу: есть устойчивое мнение, что МГУ и Вышка существуют в разных парадигмах, это касается не только взгляда на международные отношения и политологию, но и в принципе философии вузов. Можно сказать, что я на зимней школе был в качестве агента разведки. Могу сказать, что слухи о различиях, с одной стороны, преувеличены, но с другой — имеют под собой основание. Подход и теория международных отношений различаются. Перед нами выступали профессионалы, не со всем, что они говорили, я могу согласиться, но в любом случае было интересно. Здесь созданы все условия, чтобы участники школы провели время с пользой.

Вам также может быть интересно:

Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий

В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

ВТБ расскажет о новых технологиях финалистам олимпиады «Я — профессионал»

НИУ ВШЭ и ВТБ открыли в Москве Зимнюю школу по бизнес-информатике «Цифровая трансформация: технологии, меняющие реальность». Мероприятие организовано для финалистов олимпиады «Я — профессионал» и пройдет с 13 по 15 февраля в Москве.

НИУ ВШЭ и Банк ВТБ провели зимнюю школу по финансам для финалистов олимпиады «Я – профессионал»

В Москве прошла зимняя школа «Финансы, меняющие мир» для финалистов первой профессиональной олимпиады для студентов «Я — профессионал» по направлению «Финансы и кредит». Организаторы, Банк ВТБ и НИУ ВШЭ, подготовили для участников масштабную интерактивную программу, предполагающую погружение в последние тренды финансовых рынков и банковской отрасли.

Экономическую зимнюю школу студенческой олимпиады «Я — профессионал» открыл Герман Греф

31 января началась зимняя школа для финалистов олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Экономика», которую проводят НИУ ВШЭ и Сбербанк. В течение четырех дней интенсивных тренингов и лекций в кампусе Корпоративного университета Сбербанка 135 участников из 31 региона обсудят с российскими учеными и экспертами компетенции экономиста будущего и представят свой взгляд на перспективы экономического развития России.

На зимних школах ВШЭ говорили о науке и поэзии

В начале февраля в учебном центре «Вороново» впервые собрались вместе представители сразу четырех факультетов НИУ ВШЭ. К инженерам, программистам и математикам, которые и раньше организовывали там свои зимние школы, теперь присоединились физики, у которых первый прием в магистратуру недавно созданного факультета физики пройдет как раз в 2017 году.

«Твердое решение поступать в Вышку я принял именно на зимней школе»

Зимние школы факультета компьютерных наук, факультета математики и МИЭМ пройдут 4-8 февраля 2016 года в подмосковном учебном центре «Вороново». У каждой школы — своя программа, но преимущество их проведения в одно время и в одном месте в том, что слушатели при желании смогут заглянуть и на пару лекций в «соседних» школах. Расскажем про каждую из школ и дадим слово тем, кто уже участвовал в них и теперь учится в магистратуре ВШЭ.

94%

студентов, которые в прошлом году приняли участие в зимних школах ВШЭ для поступающих в магистратуру, готовы рекомендовать их своим друзьям*. Регистрация на зимние школы-2016 уже идет.

Открыта регистрация на декабрьскую и февральскую зимние школы факультета социальных наук

В Высшей школе экономики начинается новый цикл зимних школ для тех, кто планирует поступать в магистратуру. Факультет социальных наук в этом году проводит не одну зимнюю школу, как обычно, а целых две. Первая пройдет уже в декабре, вторая — в феврале. Почему школ — две, какую из них выбрать и что вообще дает участие в зимних школах? Отвечаем на наиболее часто задаваемые вопросы.