• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Инновации и технологии должны быть доступны каждому, а не только богатым»

В Высшей школе урбанистики появилось новое подразделение — Международная лаборатория экспериментального проектирования городов. Возглавит ее испанский урбанист, главный архитектор Барселоны (2011-2015) Висенте Гуайарт, официально ставший сотрудником НИУ ВШЭ. О том, чем будет заниматься лаборатория, о планирующейся образовательной программе, принципе learning by doing и внедрении технологий в городскую жизнь Гуайарт рассказал новостной службе Вышки.

— Что привело вас именно в Москву? Почему, побывав на посту главного архитектора Барселоны, вы решили основать лабораторию здесь? Как началось ваше сотрудничество с Высшей школой урбанистики?

— После работы в Барселоне у меня было несколько предложений из разных городов. Но мне нравится работать в малоизвестных местах, «открывать» их, одновременно делиться своим опытом и узнавать что-то новое. В этом плане Москва, как мне кажется, все еще малознакомое для большинства людей в мире место. И очень большое значение для меня имел тот факт, что Высшую школу урбанистики возглавляет Алексей Новиков. Это исключительный человек, он географ и при этом хорошо знаком с международной экономикой и культурой, он прекрасно разбирается в архитектуре, — такие личности всегда меня привлекают. Он пригласил меня возглавить лабораторию, и я понял, что работать с ним и людьми, которые его окружают, очень интересная для меня возможность.

— В чем будет заключаться ваше образовательное и проектное сотрудничество с Вышкой? Насколько я понимаю, организация лаборатории — это только первый шаг?

— Я надеюсь, что в конечном счете мы придем к тому, чтобы открыть магистерскую программу по развитию технологий в городе. Мне бы хотелось, чтобы такая программа осуществлялась во взаимодействии с рядом городов по всему миру. Дело в том, что образование будущего связано с распространением знаний. Профессионалы, имеющие доступ к новейшему знанию и практическому опыту, постоянно перемещаются по миру, общаются с другими людьми. Мы должны понимать, как будет устроена наша работа в будущем, и интернационализация образования в этом плане очень важна.

Для формулирования городской политики нельзя полагаться на интуицию — нужна информация, нужно уметь визуализировать ее и анализировать

Другой «бастион» моего образовательного подхода заключается в идее learning by doing. Это как с игрой на рояле: ты не изучаешь всю теорию музыки, перед тем как начать играть — ты сразу садишься за рояль. В Институте передовой архитектуры Каталонии, который я основал, мы помещаем студентов в лабораторию с лучшим оборудованием и электроникой, чтобы они (а это в основном урбанисты) изучали технологии и одновременно учились делать реальные вещи. В России и Москве есть невероятные инженерные традиции, здесь живут талантливые люди с прекрасными технологическими навыками. Мне хотелось бы соединить опыт ВШЭ в сфере социальных и экономических исследований и технологии. Если два этих источника знаний и навыков соединить, мы можем добиться чего-то уникального.

— Насколько реалистична эта цель? Какое время вы отводите на ее достижение?

— Нужно начинать прямо сейчас, потому что путь предстоит долгий. В плане образования я надеюсь, что в сентябре мы сможем запустить пилотный учебный курс, а еще через год и полноценную программу. Лаборатории понадобятся люди, разбирающиеся в дизайне, аналитике, электронике. Мы открыты для сотрудничества со всеми, кому интересна эта сфера деятельности в Высшей школе экономики и других институтах.

— Какие прикладные проекты будут реализовываться в лаборатории? Можете привести конкретные примеры?

— У нас было много проектов в Барселоне, и ряд из них вполне можно развивать и в Москве. Например, разработать модель города. Для этого необходимы данные, очень большой массив данных. Как правило, мы принимаем решения, основываясь на интуиции, поскольку нам не хватает информации. Но для формулирования городской политики нельзя полагаться на интуицию — нужна информация, нужно уметь визуализировать ее и анализировать. Мы должны знать город, которым собираемся управлять.

Часть проектов может быть связана с городской инфраструктурой. Как трансформировать индустриальную модель города? Какие интернет-технологии развивать? Как сделать город самодостаточным в плане энергоснабжения, чтобы электроэнергия производилась «на местах» и люди, например, могли самостоятельно заряжать свои электромобили? Эти проекты вступают в противоречие с нынешней экономической моделью России, которая, как и многие другие страны, базирует свою экономику на ископаемом топливе. Но в ближайшее время лидерами будут те страны, которые сумеют перестроить эту экономическую модель.

Мы также можем работать над созданием промышленных прототипов, скажем, транспортных — дронов, других летающих устройств. И опять-таки важная вещь: наши дизайнеры и урбанисты будут не только придумывать концепцию таких вещей, но и вместе с инженерами конструировать их.

— Вы считаете, что у вас получится не только создавать прототипы, но и внедрять их в повседневную жизнь в таком сложном городе, как Москва?

— Это уже происходит в крупных городах. Барселона была названа самым инновационным городом в Европе. Там мы разработали платформу, которая соединяла одиноких пожилых людей с местными сообществами, способствуя росту доверия между соседями. Другая разработка позволила трансформировать систему уличного освещения в гораздо более элегантную и привлекательную для горожан. Мы также работали над развитием системы общественного транспорта, внедряли бесплатный вайфай в общественных пространствах. Все это вполне работает.

Одна из достижимых задач — это создание сети лабораторий, FabLabs, в разных районах Москвы. Думаю, они помогут заинтересовать людей в инновациях, и им захочется больше узнать о современных технологиях. Россия была лидером в области технологий, вы создали спутник, придумали многое для освоения космоса — в России много умных людей, и поэтому я здесь.

— Вы планируете концентрировать свои усилия только на Москве? У ВШЭ есть еще три кампуса, будут ли они включены в проекты лаборатории?

— Я продолжаю заниматься проектами по всему миру, сейчас они реализуются в Китае, Индии, Испании. Но меня всегда привлекала Россия в силу своего огромного пространства. Я хочу проехать по Транссибу, от Москвы до Владивостока. Я уже побывал в Уфе и Казани, и мне очень интересно узнавать, как урбанистические инновации внедряются в разных регионах и городах России.

Москва — это необычный кейс, потому что иногда она похожа на Лондон, временами на Нью-Йорк, а порой на Пекин. Но города со множеством исторических слоев — самые интересные

Что же касается Москвы, то она, в силу своей истории, политики, производственной сферы, является одним из самых характерных примеров того, как устроена централизованная система. Любой город — это физическое воплощение общества и экономики, но города могут очень быстро эволюционировать. И из того, что я вижу в последние годы, мне ясно, что в Москве реализуется много проектов по развитию и эволюции города. Например, проект по «активации» Москвы-реки, который должен ослабить искусственную централизацию и включить в городское пространство природу, зеленые объекты.

В некотором отношении у Москвы много общего с Пекином. Вообще Москва — это необычный кейс, потому что иногда она похожа на Лондон, временами на Нью-Йорк, а порой на Пекин. Но города со множеством исторических слоев — самые интересные, потому что эволюция случается на пересечении различных культур, там, где они сталкиваются и взаимодействуют.

— Насколько большой будет лаборатория в плане персонала? Какими качествами должны обладать ее потенциальные сотрудники? И как она будет оснащена?

— Мы сейчас планируем приобретать оборудование, которое бы отвечало мировым стандартам. Что касается команды, то мы будем расти и нанимать людей. Лично меня всегда привлекала молодежь. В некоторых дисциплинах лучше быть молодым, чем быть в возрасте, это касается не только спорта, но и, например, биржевой торговли. У меня есть позитивный опыт работы с молодыми людьми, занимавшимися технологиями, наша лаборатория будет открыта для них. Главное, чтобы они были готовы учиться на практике, воспринимали тот самый принцип learning by doing. Мы предложим разные форматы обучения и взаимодействия — для профессионалов и начинающих, для людей разного возраста. И хотелось бы, чтобы студенты со всего мира приезжали сюда и учились с нами.

— Как вы планируете руководить деятельностью лаборатории?

— Я буду часто посещать Москву, потому что моя личная приверженность этому проекту чрезвычайно важна.

— Местные сообщества в Москве часто противостоят изменениям в городе и скорее вынуждены примиряться с ними, чем приветствовать их. Можно ли справиться с этой проблемой?

— Главный способ — через обучение. А еще нужно быть транспарентным. Я убежден, что инновации и технологии должны, как библиотеки, быть доступны каждому, а не только богатым. Вот почему мы так много работали над идеей внедрения инноваций, которые бы улучшали жизнь и быт каждого городского сообщества. Инновации должны быть демократичными, а для этого их нужно доносить до каждого горожанина.

Вам также может быть интересно:

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Коллективные сады

Немало россиян постоянно живут в коттеджах, построенных в коллективных садах в городской черте. Плюсы существенны: жизнь на природе, приватное пространство, архитектура дома на свой вкус. Но комфорта в таких аграрных жилых массивах недостаточно. Школы и поликлиники от них далеко. Не хватает тротуаров, освещения, транспорта — всего, что есть в обычных городских районах. Как с этим быть и что за феномен — жизнь в коллективном саду, размышляет архитектор Сергей Трухачев.

Открывается бакалаврская программа «Городское планирование»

В 2019 году Вышка начнет прием на бакалаврскую программу «Городское планирование». Как будет устроено обучение на программе, что будут уметь ее выпускники и почему они очень нужны даже в маленьких городках, рассказывает академический руководитель программы Олег Баевский.