• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

Участники ЛИФШ приехали из 20 регионов России. 57 школьников слушали лекции ведущих преподавателей факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, общались со студентами Вышки, пели под гитару и рассказывали друг другу любимые стихи.

«Этот проект возник на основе опыта Летней лингвистической школы, — рассказывает директор ЛИФШ, замдекана факультета гуманитарных наук Владимир Файер. — Лингвисты проводят ее уже давно, с 1992 года, причем этим летом она впервые прошла в УЦ «Вороново». Этот формат очень популярен не только среди школьников: студенты и даже преподаватели соревнуются за право участвовать в летней лингвистической школе. Мне показалось, что стоит создать аналогичную школу для историков и филологов. Но между проектами есть и отличия: если лингвистическую школу в этом году совместно проводили Вышка и Политехнический музей, то ЛИФШ — проект исключительно нашего университета, сделанный гуманитариями в сотрудничестве с Дирекцией по профориентации и работе с одаренными учащимися».

Состав лекторов историко-филологической школы украсил бы программу солидной международной конференции: перед школьниками выступили ординарные профессора НИУ ВШЭ Андрей Немзер и Олег Воскобойников, PhD Тартуского университета Константин Поливанов, лауреат премии «Просветитель» Сергей Иванов. Однако подбирались преподаватели ЛИФШ не столько по «звездному» принципу, сколько исходя из готовности разговаривать со школьниками. Судя по анонимному анкетированию участников, провальных лекций не было. Иногда сказанное вызывало такой интерес, что ребят, обступивших преподавателя после занятия, просили разойтись, чтобы следующий лектор мог начать выступление.

Не всем одаренным детям легко сходиться со сверстниками; общаться с книгами им иногда комфортнее, чем с окружающими людьми. Мы специально думали об этом, создавая неакадемическую часть программы

Организаторы просили преподавателей строить лекции так, чтобы они были интересны как историкам, так и филологам. После обеда школьники должны были посетить два семинара по выбору: параллельно шли два или даже три занятия. Это позволяло преподавателям предлагать более специальные темы, а школьникам проявлять свои филологические или исторические увлечения.

«Интересные лекции — это только половина дела, — уточняет преподаватель Школы филологии, член оргкомитета ЛИФШ Наталия Самохвалова. — Не менее важна атмосфера взаимного уважения и доверия. Не всем одаренным детям легко сходиться со сверстниками; общаться с книгами им иногда комфортнее, чем с окружающими людьми. Мы специально думали об этом, создавая неакадемическую часть программы нашей школы: в играх можно было активно участвовать или просто посмотреть со стороны, постепенно втягиваясь в происходящее. Кажется, это сработало. К концу школы даже интроверты начали непринужденно общаться».

Особая роль принадлежала студентам. Они не только выполняли обязанности кураторов и организовывали игры, но и вели некоторые занятия. Например, студенты образовательной программы «История» Олег Баженов и Нияз Галявиев подготовили семинар «Нешкольная история СССР», а затем организовали просмотр и обсуждение фильма «1 мая». «Меня просто поразило, насколько тщательно студенты готовили семинары, — говорит преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ, член оргкомитета ЛИФШ Ксения Баранова. — А интерес со стороны школьников свидетельствовал о том, что эти усилия были не напрасны».

Организаторы сочли первый опыт проведения историко-филологической школы успешным и планируют сделать ее ежегодной. Регистрация на ЛИФШ–2017 начнется на сайте Вышки в апреле.

 

Ирина Анисимова, 9 класс, г. Чебоксары

Больше всего мне понравилась та непринужденная дружеская атмосфера, которая царит на Летней школе. Лекции и семинары были для меня новым форматом, выделить могу семинары, посвященные античной поэзии. Игры, наверное, не могу никакие отметить, потому что вообще я не азартный человек. Но если говорить об участии, то они все мне понравились.

 

Полина Негуляева, 10 класс, г. Екатеринбург

Мне понравилось всё, но, может быть, что-то на данном этапе своего развития я не могла в полной мере оценить. Лекции, которые касались вещей из школьной программы — Жуковского, «Ревизора», «Горя от ума» и «Евгения Онегина» — произвели наиболее сильное впечатление, потому что очень сильно перевернули понимание. Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать.

Игра, посвященная 1826 году, была очень сильной, потому что там была огромная образовательная составляющая. Это даже немножко гениально.

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.