• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

Участники ЛИФШ приехали из 20 регионов России. 57 школьников слушали лекции ведущих преподавателей факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, общались со студентами Вышки, пели под гитару и рассказывали друг другу любимые стихи.

«Этот проект возник на основе опыта Летней лингвистической школы, — рассказывает директор ЛИФШ, замдекана факультета гуманитарных наук Владимир Файер. — Лингвисты проводят ее уже давно, с 1992 года, причем этим летом она впервые прошла в УЦ «Вороново». Этот формат очень популярен не только среди школьников: студенты и даже преподаватели соревнуются за право участвовать в летней лингвистической школе. Мне показалось, что стоит создать аналогичную школу для историков и филологов. Но между проектами есть и отличия: если лингвистическую школу в этом году совместно проводили Вышка и Политехнический музей, то ЛИФШ — проект исключительно нашего университета, сделанный гуманитариями в сотрудничестве с Дирекцией по профориентации и работе с одаренными учащимися».

Состав лекторов историко-филологической школы украсил бы программу солидной международной конференции: перед школьниками выступили ординарные профессора НИУ ВШЭ Андрей Немзер и Олег Воскобойников, PhD Тартуского университета Константин Поливанов, лауреат премии «Просветитель» Сергей Иванов. Однако подбирались преподаватели ЛИФШ не столько по «звездному» принципу, сколько исходя из готовности разговаривать со школьниками. Судя по анонимному анкетированию участников, провальных лекций не было. Иногда сказанное вызывало такой интерес, что ребят, обступивших преподавателя после занятия, просили разойтись, чтобы следующий лектор мог начать выступление.

Не всем одаренным детям легко сходиться со сверстниками; общаться с книгами им иногда комфортнее, чем с окружающими людьми. Мы специально думали об этом, создавая неакадемическую часть программы

Организаторы просили преподавателей строить лекции так, чтобы они были интересны как историкам, так и филологам. После обеда школьники должны были посетить два семинара по выбору: параллельно шли два или даже три занятия. Это позволяло преподавателям предлагать более специальные темы, а школьникам проявлять свои филологические или исторические увлечения.

«Интересные лекции — это только половина дела, — уточняет преподаватель Школы филологии, член оргкомитета ЛИФШ Наталия Самохвалова. — Не менее важна атмосфера взаимного уважения и доверия. Не всем одаренным детям легко сходиться со сверстниками; общаться с книгами им иногда комфортнее, чем с окружающими людьми. Мы специально думали об этом, создавая неакадемическую часть программы нашей школы: в играх можно было активно участвовать или просто посмотреть со стороны, постепенно втягиваясь в происходящее. Кажется, это сработало. К концу школы даже интроверты начали непринужденно общаться».

Особая роль принадлежала студентам. Они не только выполняли обязанности кураторов и организовывали игры, но и вели некоторые занятия. Например, студенты образовательной программы «История» Олег Баженов и Нияз Галявиев подготовили семинар «Нешкольная история СССР», а затем организовали просмотр и обсуждение фильма «1 мая». «Меня просто поразило, насколько тщательно студенты готовили семинары, — говорит преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ, член оргкомитета ЛИФШ Ксения Баранова. — А интерес со стороны школьников свидетельствовал о том, что эти усилия были не напрасны».

Организаторы сочли первый опыт проведения историко-филологической школы успешным и планируют сделать ее ежегодной. Регистрация на ЛИФШ–2017 начнется на сайте Вышки в апреле.

 

Ирина Анисимова, 9 класс, г. Чебоксары

Больше всего мне понравилась та непринужденная дружеская атмосфера, которая царит на Летней школе. Лекции и семинары были для меня новым форматом, выделить могу семинары, посвященные античной поэзии. Игры, наверное, не могу никакие отметить, потому что вообще я не азартный человек. Но если говорить об участии, то они все мне понравились.

 

Полина Негуляева, 10 класс, г. Екатеринбург

Мне понравилось всё, но, может быть, что-то на данном этапе своего развития я не могла в полной мере оценить. Лекции, которые касались вещей из школьной программы — Жуковского, «Ревизора», «Горя от ума» и «Евгения Онегина» — произвели наиболее сильное впечатление, потому что очень сильно перевернули понимание. Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать.

Игра, посвященная 1826 году, была очень сильной, потому что там была огромная образовательная составляющая. Это даже немножко гениально.

Вам также может быть интересно:

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.

На факультете компьютерных наук ВШЭ прошла летняя школа по разработке мобильных приложений для старшеклассников

За пять дней участники школы побывали на тренингах и мастер-классах, познакомились с процессом разработки мобильных приложений и сервисов для различных платформ, а в финале презентовали собственные проекты, подготовленные за время обучения. Партнером школы в этом году стала компания Samsung.

«Здесь можно прочувствовать всю атмосферу Вышки»

26 июня по 3 июля Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ проводит в учебном центре «Вороново» Летнюю многопрофильную школу. На нее съехались одаренные школьники не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья.

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»

С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).

«Именно эти люди будут формировать повестку гуманитарной науки»

В музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне прошла первая московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам. Целью школы было создание общей междисциплинарной научной среды для исследования текстов с помощью современных компьютерных методов. Организаторы школы — Школа лингвистики НИУ ВШЭ, музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна» и лаборатория «СПЖК» при кафедре русской литературы Тартуского университета.