• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

«Наши дети»

Попасть в "Сириус" можно было по итогам конкурса — на программу по математике он составил 12 человек на место, по информатике — 8 человек на место. К конкурсу допускались лишь дипломанты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике соответственно, набравшие на олимпиаде не ниже определенного балла, также учитывались дипломы некоторых олимпиад из перечня Минобрнауки России (в том числе «Высшей пробы»).

«Нам удалось пригласить в «Сириус» детей, проявивших выдающиеся способности в области математики и информатики, — говорит декан факультета математики ВШЭ Владлен Тиморин. —Это наши дети, они нас понимают с полуслова, и именно таких абитуриентов мы хотели бы видеть в нашем университете».

«Благодаря введению квоты — не более 5 человек от региона — была исключена ситуация, при которой представители Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов-лидеров олимпиадного движения заняли бы большую часть мест», — подчеркивает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

В соответствии со стандартами "Сириуса" участникам программы были оплачены перелет в Сочи и трансфер в Олимпийский парк, проживание, питание, обучение, культурная и спортивная программа. Благодаря этому программа оказалась доступной для талантливых детей из малообеспеченных семей.

Были созданы максимально комфортные условия: ребята жили в двух- или четырехместных номерах в отеле 4 звезды на берегу моря, с шестиразовым питанием «шведский стол». За организацию их досуга, безопасность и комфорт отвечали профессиональные кураторы, что позволило преподавателям полностью сосредоточиться на учебном процессе.

Преподаватели

Для смены в «Сириусе» Высшая школа экономики сформировала команду лучших преподавателей факультета математики и факультета компьютерных наук. Все они имеют большой опыт работы со школьниками, увлеченными математикой и компьютерными науками. Руководили сменой декан факультета математики Владлен Тиморин и декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев.

В роли учебных ассистентов выступали студенты факультета математики и факультета компьютерных наук ВШЭ, имеющие опыт работы в школьных кружках. Они принимали задачи, проводили внеурочные мероприятия, требующие знаний математики и информатики (например, квесты), делились опытом написания курсовых работ, учили отвечать на каверзные вопросы по своим предметам.

«Из-за небольшой разницы в возрасте детям с нами проще общаться, чем с преподавателями, всегда можно подойти с вопросами, — говорит Ирина Назарова, первокурсница совместного бакалавриата ВШЭ и Центра педагогического мастерства. — Не раз были вопросы, которые ставили нас в тупик, и приходилось хорошо подумать, прежде чем ответить».

Занятия

Информатика и математика — взаимосвязанные науки, и, как правило, школьники, увлекающиеся математикой, с удовольствием программируют, а в компьютерных науках нечего делать без серьезной математической подготовки. Так что первые девять дней для участников программы по математике и для участников программы по информатике проводились единые профориентационные занятия. Затем два потока были разделены, и десятиклассники углубились в выбранную науку.

Несмотря на то, что все участники программы намерены побеждать на Всероссийской олимпиаде школьников и в следующем году, когда будут учиться в 11 классе, главной задачей программы отнюдь не была их подготовка к интеллектуальным состязаниям.

«Для этого есть другие летние школы, а мы стремились показать ребятам красоту математики и компьютерных наук, поддержать у них интерес к этим направлениям, помочь в выборе профессии, — считает начальник отдела математического образования факультета математики ВШЭ Наталья Походня. — Они увидели методы работы преподавателей Вышки, познакомились с нашими студентами. И, конечно, изучили сложные темы, которые не проходят в школе, потренировались в решении сложных задач, что наверняка пригодится им в будущем. Были и занятия, которые ребята воспринимали скорее как интеллектуальное развлечение: на программе по математике устроили математические бои, по информатике — хакатон, конкурс на разработку лучшего мобильного приложения».

Что дальше?

Преподаватели ВШЭ планируют и дальше поддерживать участников майской программы в «Сириусе».

«Уверен, эта программа послужит хорошим стимулом для их дальнейшего профессионального развития, — отмечает директор Центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук ВШЭ Михаил Густокашин. — Мы дали им много сложных задач, чтобы хватило как минимум на лето, рекомендовали онлайн-курсы, каждому объяснили индивидуально, что из теории нужно изучить дополнительно. Будем и дальше поддерживать с ними связь — консультировать онлайн, подсказывать, направлять. Со многими из этих детей мы увидимся в следующем году, когда они поступят в Вышку».

О своих впечатлениях рассказывают участники майской смены «Сириуса».



Наталья Стрекаловская, ученица школы № 7, Красноярск, направление «Информатика»

С начальных классов я увлекалась математикой, а потом у нас стал вести курс программирования выпускник нашей школы, который поучился в ВШЭ и вернулся в Красноярск. Поучилась у него и поняла, что хочу этим заниматься.

Информацию о смене, которую проводит ВШЭ, я увидела на сайте «Сириуса» — искала что-нибудь интересное на май-июнь. Я спортивный программист, участвую в олимпиадах, побеждала на «Высшей пробе», на региональном туре Всероссийской олимпиады школьников по информатике, а на заключительном чуть не хватило баллов.

Для меня эта смена — прежде всего, профориентация. И хотя я уже решила, что стану программистом, о тонкостях этой профессии знаю мало. Интересно было узнать, что происходит в разных областях программирования, о машинном обучении и нейронных сетях, о промышленном программировании.

Смена в «Сириусе» очень похожа на учебу, но это все-таки не учеба в привычном понимании. Нас водят на фильмы, даже на английском языке, я ездила на фортепианный концерт в Парк науки и искусства, потому что люблю классическую музыку. Еще здесь можно ходить в бассейн, развлекаться, отдыхать. В море, правда, нам купаться не разрешали, зато возили в Сочи, на Платановую аллею — посмотреть на «поющие фонтаны».

Поступать хочу в Санкт-Петербургский академический университет, а работать — программистом в Яндексе. Была в офисе Яндекса в Москве, мне там понравились условия, созданные для сотрудников, и там варят очень вкусный кофе.


Андрей Головацкий, ученик гимназии № 93, Уфа, направление «Информатика»

В «Сириус» я мечтал попасть давно и о Вышке много слышал как о вузе, где хорошо учат математике и информатике. К тому же весенняя смена — это возможность пропустить учебу в гимназии и позаниматься только тем, что тебе нравится, тем более что гимназия не возражала. В нашем классе всем предложили подавать сюда заявки, но прошли только три человека, еще двое — из других школ Уфы.

За пару дней мы акклиматизировались, потом была общая программа для всех — мы вместе и задачи по математике решали, и учились программировать на Python. Но к концу смены я перестал понимать, что проходят математики, и у нас информатика тоже стала сложной, много алгоритмов, но я справлялся. Интересная культурная программа - игры, квесты, «Что? Где? Когда?», концерты, нас даже на хоккей сводили и устроили встречу с космонавтом. Кормили хорошо. В «Сириусе» вообще все прекрасно.

Для меня эта смена — прежде всего, подготовка к олимпиадам. Хорошо бы поступить в вуз без экзаменов, в Вышку или Физтех, да и вообще хочется на олимпиадах побеждать. Многих преподавателей я знаю по другим летним школам, из них самый выдающийся — Алексей Данилюк, третьекурсник факультета компьютерных наук Вышки, победитель международных онлайн соревнований по информатике, очень интересный человек, делился с нами опытом. Еще устраивали встречи с представителями компании «Сибур» — для профориентации, и с редактором сайта о школьных олимпиадах, для общего развития тоже интересно.

 
Софья Сукманюк, ученица гимназии № 92, Краснодар, направление «Математика»

В гимназии у меня лингвистический профиль, но мне нравится математика, и у нас ее хорошо преподают. О смене в «Сириусе» я узнала от учителя математики — попасть в «Сириус» очень престижно, здесь можно получить новые знания и познакомиться с интересными людьми. А о Вышке мне много рассказывала подруга, которая живет в Москве и учится в Лицее ВШЭ, так что я очень хотела пообщаться со студентами и поучиться у преподавателей ВШЭ.

Почти все темы, которые мы изучали по математике в «Сириусе», для меня оказались новыми — наверное, это уровень первого курса вуза, довольно сложно. Некоторые моментально все схватывают, понимают и сразу же начинают решать задачи, а мне нужно посидеть, подумать, разобраться. Свободного времени остается очень мало — хотелось бы больше, а то не успевала поговорить о том, что не связано с математикой. Все здесь из разных городов, интересно узнать, как там живут.

Все преподаватели мне понравились, особенно Андрей Сергеевич Трепалин, исследователь из Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений ВШЭ. Он классно играет на гитаре и поет — никогда бы не подумала, что преподаватель математики так умеет. Еще был дуэт — он играл на гитаре, а другой преподаватель — Игорь Витальевич Нетай — на скрипке. Мне также понравилось, что с нами занимались не только преподаватели, но и студенты — очень приятные ребята, сразу видно, что в Высшей школе экономики их хорошо учат. И они не строят из себя «крутых», очень открытые и дружелюбные.

Павел Колесников, ученик московской школы № 1580, Одинцово Московской области, направление «Математика»

Я живу в Подмосковье, а учусь в Москве, на дорогу каждый день уходит в общей сложности три часа. Наш преподаватель информатики, который одновременно преподает в Лицее ВШЭ, рассказал о смене в «Сириусе» и посоветовал поучаствовать в конкурсе. Мне это показалось интересным, поскольку можно узнать о разных аспектах современной математики, которые в школе не изучают, подготовиться к олимпиадам, пообщаться с интересными людьми из ВШЭ и с умными ребятами из разных концов страны. В школе к моему участию в смене отнеслись хорошо и зачли «автоматом» экзамены по математике, информатике и физике за 10 класс.

В «Сириус» я ехал с надеждой отоспаться, но в полной мере ее реализовать не удалось, и хотя я не очень устаю, времени на сон остается мало. Три недели прошли быстро — сейчас кажется, что только вчера приехал. Многие темы по математике оказались незнакомыми, и некоторые из них очень заинтересовали. Особенно понравилась проективная геометрия — в школе мы ее не изучали. С помощью проективной геометрии можно решать задачи разных олимпиад, так что она мне еще пригодится.

В «Сириусе» прекрасные бытовые условия, кормят вкусно, из окна видно море и горы, у меня отличный сосед из Пензы. Большая разница даже с «Артеком», где по восемь человек в комнате живут, двухъярусные кровати и в душ очереди. Но самое главное здесь — высокий уровень преподавателей. Я бывал в разных профильных лагерях, и там чаще всего давали обычную информацию школьного уровня.

И еще нравится, что здесь ничто не отвлекает от математики — например, уроков обществознания нет.

Максим Гудзикевич, ученик гимназии № 9, Екатеринбург, направление «Математика»

Еще в пятом классе я увлекся математическими боями — ездил на них в Челябинск, где проводится ежегодный турнир. Потом стал участвовать в других математических боях, в олимпиадах по математике. У нас в гимназии есть математический кружок, который ведет один учитель, и если кто-то побеждает на олимпиадах, то только благодаря ему.

Как только в Сочи открылся «Сириус», туда начали ездить мои знакомые, отзывались очень хорошо — и условия на высоком уровне, и образование высший класс. И я понял, что мне тоже нужно сюда попасть. В этом году посчастливилось победить на региональном этапе Всероса по математике, подал заявку и оказался здесь.

«Сириус» оказался очень большим — тут южная природа, лягушки квакают, скворцы поют. В столовой мне особенно понравились вафли с джемом. Еще понравилось, что можно ходить на спортплощадки с тренажерами. Занятия для математиков были двух видов: лекции и решение задач. На лекциях нам рассказывали, как математика применяется в жизни, почему она важна, где востребована, и, конечно, объясняли теорию. Есть общий рейтинг, где видно, кто сколько баллов набрал за решение задач, и каждый стремится пробиться повыше. На этой смене не готовят к олимпиадам, а учат новым подходам, новым методам решения задач. Если что-то непонятно, всегда можно подойти к преподавателям или студентам и задать вопросы.

Задачи по математике я решаю неплохо, умею программировать, так что в будущем хочу заниматься вопросами кибер-безопасности. Куда поступать, пока не задумывался, — наверное, поеду в Москву: в МГУ, Физтех или Высшую школу экономики.

Вам также может быть интересно:

Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки

В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».