• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ректоры вузов и представители министерств ответили на «детские» вопросы

Зачем ходить в школу, когда есть интернет? Не пора ли выкинуть традиционные учебники? Смогут ли учителя стать звездами Youtube? На конференции EdCrunch эти вопросы экспертам в области образования задали школьники младших классов. Среди «вызванных к доске» оказался и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Новостная служба ВШЭ записала самые интересные вопросы и ответы.

Вопросы задавали:

Александр Кравченко

 

Ученик 2-го класса. Принимал участие в проектах «Лучше всех», «Золото нации», становился победителем и призером олимпиад по математике и робототехнике. Увлекается химией. Сейчас проводит исследование на тему «Могут ли дети в младших классах изучать химию?».

Федор Парамонов

 

Ученик 3-го класса. Артист Детского хора Большого театра, официальный голос детского образовательного канала «О!», многократный лауреат международных вокальных конкурсов.
Анастасия Ососова

 

Ученица 5-го класса. Артистка Детского хора Большого театра, лауреат различных российских и международных вокальных конкурсов.

Помимо Ярослава Кузьминова, на вопросы школьников отвечали:

Марина Боровская, замминистра науки и высшего образования РФ

Ирина Потехина, замминистра просвещения РФ

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»

Джеф Маджионкалда, генеральный директор Coursera

Зачем ходить в школу, когда все есть в интернете?

Ярослав Кузьминов: В интернете полно готового знания, готовых ответов. Очень многие из них — неправильные. Правильный же ответ находится в споре при помощи доказательств, а для этого нужна группа людей — класс. Должно быть сообщество людей, а не каждый наедине со своим гаджетом.

Мои одноклассники часто специально не поднимают руку, и не отвечают, потому что боятся получить плохую оценку. Зачем в школе и университете вообще нужны оценки?

Марина Боровская: Оценки нужны для того, чтобы понимать, каким ты был вчера и каким стал сегодня. Сравнивать себя сегодня со вчерашним собой — это самая правильная позиция. Не бойтесь поднимать руку, когда есть шанс и возможность себя проявить. В любой аудитории не бойтесь задать вопрос. Умение задать вопрос — это важное качество.

Джеф Маджионкалда: Большую часть того, что вы выучите в жизни, вы узнаете не в школе. Это нормально — получать в школе оценки, так вы доказываете, что выучили что-то. Но в жизни вы в основном будете учить вещи, за которые не будут ставить оценок.

Как вы считаете, что лучше —  учиться по учебникам или проводить эксперименты?

Ярослав Кузьминов: Проводить эксперименты лучше, но не каждый эксперимент можно провести. Вряд ли мы захотим устраивать землетрясение или возвращать рабовладельческое общество. Мы же не хотим делать никого рабом, чтобы посмотреть, каково ему приходится, а рабство проходить надо. Так что давайте учебники тоже не будем забывать.

Когда вместо учителей нас будут учить роботы?

Алевтина Черникова: А разве может робот заменить маму или друга? Робот нам поможет сделать какие-то очень сложные вещи, автоматизировать труд, но учителя робот никогда не сможет заменить, потому что учитель — это призвание, опыт, забота о своих учениках. И учителем может быть любой человек, которого вы будете уважать и слушать.

Я занимаюсь пением, но еще есть работа программиста. Как вы думаете, что лучше — программировать или петь?

Джеф Маджионкалда: Я думаю, для души надо петь, а для ума — программировать.

После того как закончишь школу, что лучше — пойти в университет или начать работать? 

Ярослав Кузьминов: Лучше всего делать и то, и другое. У нас в университете две трети студентов со второго-третьего курса работают. Если студент сильный, умный, его с удовольствием берут работать на 3-4 часа в день в той сфере, в которой он учится. Если студент энергичный, но, может быть, пока не нашел хорошего работодателя по своей будущей профессии, он просто идет где-то подрабатывать, чтобы поддерживать свою семью — и это тоже нормально.

Почему учителей слушать не так интересно, как блогеров?

Ирина Потехина: Я тебя, наверное, удивлю, но есть совершенно замечательные учителя, которые умеют рассказывать гораздо лучше, чем блогеры. В этом году Министерство просвещения инициировало необычный проект — фабрику звезд для педагогов. Мы отбираем педагогов, которые могут провести урок не только в своем классе для 30 человек, но и на всю страну. Мы получили уже 2,5 тысячи заявок и наше жюри пока отобрало 150 человек. Мы подведем итоги этого конкурса на ярославском форуме «Проектория» и вы скоро увидите педагогов, которые могут держать миллионную аудиторию.

Ярослав Кузьминов: В мире несколько десятков миллионов учителей, и, я думаю, несколько сот миллионов блогеров. Я уверен, что подавляющее большинство блогеров гораздо менее интересны, чем средний учитель. Современные технологии позволят в самое ближайшее время — может быть, в следующем году, может быть, через год — отобрать лучших учителей, у которых можно будет изучать физику или литературу, и я уверен, что они будут интереснее и популярнее, чем обычные блогеры.

Зачем нужны сайты с видеоуроками, если есть Youtube?

Джеф Маджионкалда: Мне кажется, что обучение — это во многом про взаимодейтсвие с другими людьми. Учиться в одиночку — это иногда приятно, но учиться вместе с другими людьми приятно почти всегда. Поэтому важная особенность образовательных платформ — то, что там образуется сообщество. Это важная часть успешного обучения.

Вам также может быть интересно:

Образовательных управленцев в Хабаровске и Тюмени будут готовить при участии НИУ ВШЭ

В 2022/23 учебном году в Тихоокеанском государственном университете (Хабаровск) и Тюменском государственном университете стартуют сетевые магистерские программы «Управление образованием», реализуемые совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. Они рассчитаны на действующих и будущих руководителей сферы общего образования с опытом работы. Выпускники программ получат два диплома — Высшей школы экономики и своего регионального вуза.

Высшая школа экономики и Сбер подписали соглашение о сотрудничестве

НИУ ВШЭ и Сбер заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и ректор Вышки Никита Анисимов. Соглашение направлено на реализацию совместных проектов образовательного, научного, профориентационного, просветительского и информационного характера.

«Мы вместе. И вместе мы великая сила»

В НИУ ВШЭ — Москва проходит Международная партнерская неделя «30 лет вместе». На открытие съехались представители университетов и посольств Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Также приехали и коллеги из пермского, нижегородского, санкт-петербургского кампусов НИУ ВШЭ.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.