• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ректоры вузов и представители министерств ответили на «детские» вопросы

Зачем ходить в школу, когда есть интернет? Не пора ли выкинуть традиционные учебники? Смогут ли учителя стать звездами Youtube? На конференции EdCrunch эти вопросы экспертам в области образования задали школьники младших классов. Среди «вызванных к доске» оказался и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Новостная служба ВШЭ записала самые интересные вопросы и ответы.

Вопросы задавали:

Александр Кравченко

 

Ученик 2-го класса. Принимал участие в проектах «Лучше всех», «Золото нации», становился победителем и призером олимпиад по математике и робототехнике. Увлекается химией. Сейчас проводит исследование на тему «Могут ли дети в младших классах изучать химию?».

Федор Парамонов

 

Ученик 3-го класса. Артист Детского хора Большого театра, официальный голос детского образовательного канала «О!», многократный лауреат международных вокальных конкурсов.
Анастасия Ососова

 

Ученица 5-го класса. Артистка Детского хора Большого театра, лауреат различных российских и международных вокальных конкурсов.

Помимо Ярослава Кузьминова, на вопросы школьников отвечали:

Марина Боровская, замминистра науки и высшего образования РФ

Ирина Потехина, замминистра просвещения РФ

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»

Джеф Маджионкалда, генеральный директор Coursera

Зачем ходить в школу, когда все есть в интернете?

Ярослав Кузьминов: В интернете полно готового знания, готовых ответов. Очень многие из них — неправильные. Правильный же ответ находится в споре при помощи доказательств, а для этого нужна группа людей — класс. Должно быть сообщество людей, а не каждый наедине со своим гаджетом.

Мои одноклассники часто специально не поднимают руку, и не отвечают, потому что боятся получить плохую оценку. Зачем в школе и университете вообще нужны оценки?

Марина Боровская: Оценки нужны для того, чтобы понимать, каким ты был вчера и каким стал сегодня. Сравнивать себя сегодня со вчерашним собой — это самая правильная позиция. Не бойтесь поднимать руку, когда есть шанс и возможность себя проявить. В любой аудитории не бойтесь задать вопрос. Умение задать вопрос — это важное качество.

Джеф Маджионкалда: Большую часть того, что вы выучите в жизни, вы узнаете не в школе. Это нормально — получать в школе оценки, так вы доказываете, что выучили что-то. Но в жизни вы в основном будете учить вещи, за которые не будут ставить оценок.

Как вы считаете, что лучше —  учиться по учебникам или проводить эксперименты?

Ярослав Кузьминов: Проводить эксперименты лучше, но не каждый эксперимент можно провести. Вряд ли мы захотим устраивать землетрясение или возвращать рабовладельческое общество. Мы же не хотим делать никого рабом, чтобы посмотреть, каково ему приходится, а рабство проходить надо. Так что давайте учебники тоже не будем забывать.

Когда вместо учителей нас будут учить роботы?

Алевтина Черникова: А разве может робот заменить маму или друга? Робот нам поможет сделать какие-то очень сложные вещи, автоматизировать труд, но учителя робот никогда не сможет заменить, потому что учитель — это призвание, опыт, забота о своих учениках. И учителем может быть любой человек, которого вы будете уважать и слушать.

Я занимаюсь пением, но еще есть работа программиста. Как вы думаете, что лучше — программировать или петь?

Джеф Маджионкалда: Я думаю, для души надо петь, а для ума — программировать.

После того как закончишь школу, что лучше — пойти в университет или начать работать? 

Ярослав Кузьминов: Лучше всего делать и то, и другое. У нас в университете две трети студентов со второго-третьего курса работают. Если студент сильный, умный, его с удовольствием берут работать на 3-4 часа в день в той сфере, в которой он учится. Если студент энергичный, но, может быть, пока не нашел хорошего работодателя по своей будущей профессии, он просто идет где-то подрабатывать, чтобы поддерживать свою семью — и это тоже нормально.

Почему учителей слушать не так интересно, как блогеров?

Ирина Потехина: Я тебя, наверное, удивлю, но есть совершенно замечательные учителя, которые умеют рассказывать гораздо лучше, чем блогеры. В этом году Министерство просвещения инициировало необычный проект — фабрику звезд для педагогов. Мы отбираем педагогов, которые могут провести урок не только в своем классе для 30 человек, но и на всю страну. Мы получили уже 2,5 тысячи заявок и наше жюри пока отобрало 150 человек. Мы подведем итоги этого конкурса на ярославском форуме «Проектория» и вы скоро увидите педагогов, которые могут держать миллионную аудиторию.

Ярослав Кузьминов: В мире несколько десятков миллионов учителей, и, я думаю, несколько сот миллионов блогеров. Я уверен, что подавляющее большинство блогеров гораздо менее интересны, чем средний учитель. Современные технологии позволят в самое ближайшее время — может быть, в следующем году, может быть, через год — отобрать лучших учителей, у которых можно будет изучать физику или литературу, и я уверен, что они будут интереснее и популярнее, чем обычные блогеры.

Зачем нужны сайты с видеоуроками, если есть Youtube?

Джеф Маджионкалда: Мне кажется, что обучение — это во многом про взаимодейтсвие с другими людьми. Учиться в одиночку — это иногда приятно, но учиться вместе с другими людьми приятно почти всегда. Поэтому важная особенность образовательных платформ — то, что там образуется сообщество. Это важная часть успешного обучения.

Вам также может быть интересно:

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

В Вышке прошла ярмарка партнерских университетов

В рамках Международной партнерской недели представители 25 вузов из 15 стран рассказали студентам ВШЭ о возможностях обучения. Новостная служба ВШЭ составила список тех вузов, которые входят в топ-200 мировых рейтингов и/или пользуются наибольшей популярностью среди студентов ВШЭ. Изучайте и пользуйтесь.