• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Владислав Семериков, выпускник образовательной программы «Экономика»

Владислав Семериков, выпускник образовательной программы «Экономика»
Фото из личного архива Владислава Семерикова

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

О поступлении в Вышку

В 10 классе школы я понял, что хочу получить экономическое образование. Являясь слушателем Школы юного менеджера в Высшей школе бизнеса МГУ, как минимум с одним университетом я был знаком не понаслышке и первое время даже думал поступать именно туда. Точно уже не помню, откуда я узнал о ВШЭ (то ли от знакомых, то ли из СМИ), но наш университет сразу привлек мое внимание, а после посещения дней открытых дверей в нескольких университетах я окончательно убедился, что лучшим вариантом для меня будет Вышка. Она выделялась и своей современностью, и модульной системой обучения, и 10-балльной системой оценок.

Последней развилкой для меня стал выбор программы: экономика или менеджмент. Со временем я понял, что мне интересны более фундаментальные знания и предметы. Хотелось понять, как устроена экономика, как она работает и почему. В 11 классе школы я уже твердо знал: поступать хочу именно на программу «Экономика».

Об интересном в учебе

Я бы не сказал, что обучение проходило для меня очень легко (все-таки это Вышка), но оно было крайне интересным. Я во многом перфекционист, поэтому все, за что берусь, стараюсь делать как можно лучше. Это касалось и учебы в бакалавриате. Экономическая наука в целом и изучаемые предметы были для меня действительно интересны — а это уже 50 процентов успеха при обучении. Всегда легче вникать в то, что тебе по-настоящему нравится.

Я видел, как мои старания окупаются и приносят конкретный результат. Изначально не добрав баллы по ЕГЭ для поступления на бюджет, я начал учиться на платном месте, хоть и со скидкой. Мое серьезное отношение к учебе привело к тому, что я начал стабильно входить в топы рейтингов студентов.

После второго курса я получил 100-процентную скидку на оплату обучения, затем перевелся на бюджет, а в последний год мне платят повышенную стипендию

Из того, что мы изучали, мне бы хотелось особенно выделить макроэкономику. Меня привлекла глобальность тех проблем, которые изучает эта область науки — за их, на первый взгляд, абстрактностью скрываются важные для каждого члена общества вызовы, которые оказывающие влияние на всех. Я понял, что в профессиональном плане мне наиболее интересно развиваться именно в этом направлении.

О людях, которые помогают сделать выбор

Вышка и факультет экономических наук в частности — это прежде всего люди. Сообщество единомышленников, объединенных общими ценностями, виденьем и даже, в какой степени, целями, причем я имею в виду и студентов, и преподавателей. За годы обучения я познакомился с большим количеством интересных людей, благодаря которым учеба здесь запомнилась не только «заучиванием» теории, но еще и приятными веселыми вечеринками на выходных или встречами в различных кафе на Шаболовке в округе кампуса. Считаю, что мне особенно повезло с преподавателями и наставниками в университете.

Список всех, кому я хотел бы выразить свою искреннюю признательность, был бы длинным: это и все преподаватели матанализа, микро- и макроэкономики, статистики и эконометрики и проч. Отдельно хочу сказать о моем научном руководителе Сергее Эдмундовиче Пекарском. Мы с ним познакомились, когда он вел у нас лекции по макро-2. В том числе в результате работы и общения с ним я решил продолжать исследовательскую работу и поступать на программу PhD в США. Получается, знакомство с макроэкономикой и нашими макроэкономистами, пожалуй, в наибольшей степени повлияло на траекторию моего профессионального развития.

О работе и исследованиях

Я работал учебным ассистентом по курсу финансового учета и курсам макро-1 и макро-2. Моя работа в основном заключалась в проверке квизов или проведении консультаций по домашним заданиям. Это очень полезный опыт. Когда объясняешь кому-то тот или иной материал, начинаешь сам его лучше понимать — какие-то вещи я начинал до конца осознавать только после того, как сам попробовал их объяснить более простым языком.

Начиная с третьего курса учебы я еще работаю стажером-исследователем в Международной лаборатории макроэкономического анализа у нас на факультете. Там я готовил исследование на тему взаимодействия фискальной и монетарной политики в условиях финансовой репрессии, которое легло в основу моей выпускной бакалаврской работы. Под финансовой репрессией понимают такое регулирование государством финансовых рынков, которое имеет потенциально негативное влияние на уровень ВВП и перспективы экономического развития в целом.

В современном мире финансовая репрессия обычно принимает форму нерыночного размещения государственного долга под процент ниже рыночного уровня. Это, с одной стороны, позволяет правительству обеспечить себе дополнительные доходы для финансирования бюджетных расходов, а с другой — гарантирует устойчивость государственного долга. Цель этого исследования состоит в объяснении финансовой репрессии как результата стратегического взаимодействия фискальной и монетарной политик. Анализ показывает, что при разных режимах стратегического взаимодействия инструменты финансовой репрессии могут выступать как субститутами друг другу, так и комплементами с точки зрения возможности завышения бюджетных доходов.

В настоящее время я работаю экономистом-аналитиком в департаменте денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Основной проект, которым сейчас занимаюсь —построение большой BVAR-модели по прогнозированию риск-премий для некоторых развивающихся стран, а также экономического роста в них. Эту модель предполагается использовать в совокупности с некоторыми другими моделями для прогнозирования развития внешних для российской экономики условий, включая экономический рост в наиболее крупных экономиках мира и ряд других показателей. Надеюсь, что в последствии эту работу тоже можно будет оформить в виде научной статьи.

О поступлении в Penn State

С тем, что буду поступать на PhD после бакалавриата, я окончательно определился около года назад. Мне нравится заниматься научными исследованиями — у тебя есть возможность не только усовершенствовать свое знание о чем-либо, но и внести вклад в экономическую науку.

Научные исследования интригуют: никогда нельзя быть до конца уверенным, какой результат получишь

Кроме того, учеба в аспирантуре в США дает возможность стать общепризнанным специалистом международного уровня, что и с точки зрения карьеры также представляется крайне перспективным.

Процесс поступления проходил довольно стандартно. В сентябре-октябре я сдавал TOEFL и GRE, к которым готовился все лето. GRE сдавал два раза, так как при первой попытке набрал меньше баллов за математическую секцию этого экзамена, чем ожидал изначально. В конце ноября-декабре уже непосредственно начал регистрироваться на веб-сайтах разных университетов и подавать все документы, необходимые для поступления: мотивационное письмо, CV и проч. В целом процесс прошел довольно буднично, так как я заранее спланировал, в какие сроки в какой университет подавать документы. Всего я подавал документы в десять американских университетов.

Тем, кто в будущем планирует поступать в зарубежную аспирантуру, советую заняться организацией процесса как можно раньше. Баллы, полученные после первой сдачи TOEFL и GRE, могут вас не удовлетворить, и нужно заранее выделить достаточное количество времени на пересдачу, чтобы успеть отправить баллы за эти экзамены до конца приемной кампании – обычно она заканчивается в декабре у большинства университетов (у некоторых дедлайн по подаче документов – конец ноября). Баллы за эти стандартные тесты не играют ключевую роль при решении университетов о приеме, но все равно нужно показать высокие результаты: это своего рода хороший тон для любого абитуриента западной аспирантуры.

Советы будущим аспирантам

Нужно четко понимать, зачем это вам. Переезд в другую страну сродни началу жизни с чистого листа.

Тщательно подойдите к выбору тех, у кого вы хотели бы попросить рекомендательные письма в поддержку вашей кандидатуры на поступление в аспирантуру. Это должны быть преподаватели, которые хорошо вас знают и с кем вы лично взаимодействовали не столько по учебе, сколько по научной или проектной работе. Рекомендации крайне важны при рассмотрении заявки на поступление в аспирантуру.

Важны отзывы о вас как о профессионале, способном самостоятельно анализировать научную литературу и видеть возможности для новых исследований

Грамотно выбирайте университеты, куда будете подаваться в аспирантуру. Учеба в Гарварде – мечта практически каждого, но шансы на поступление туда не так велики, поэтому не стоит концентрировать внимание только на университетах уровня Лиги Плюща. Список ваших университетов должен быть достаточно диверсифицирован. Не стоит бояться подаваться в университеты, которые в рейтингах уступают лидерам. По формальным критериям они могут быть чуть-чуть ниже, но по качеству образования вполне им соответствовать.

В-третьих, очень советую перед началом процесса поступления завести отдельную табличку в Excel, в которой вы заранее выпишите дедлайны по подаче документов в каждый желаемый университет. Они везде разные, и держать их в голове просто невозможно. В этой же таблице советую отмечать, какие документы вы уже отправили в тот или иной университет, а какие нет. Это поможет легко мониторить, что еще предстоит сделать для поступления, и сориентироваться в дедлайнах и оставшемся времени на подготовку и отправку тех или иных документов.

Ну и самое главное — не бояться мечтать и ставить себе новые цели. На самом деле все возможно, если прикладывать достаточные усилия и не опускать руки, в каких бы обстоятельствах вы ни оказывались.

Владислав Семериков один из многих выпускников факультета экономических наук ВШЭ, поступивших в этом году на программы PhD в ведущих европейских и американских университетах.

Вам также может быть интересно:

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».

«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.

Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста

Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.

В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики

Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.

От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов

Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.

Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США

В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».

«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»

Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.

«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»

Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.

«Мы решаем не просто задачу импортозамещения, мы создаем промышленность будущего»

Отечественная политика импортозамещения действует с начала 2000-х годов и достигла существенных успехов: доля импорта в России ниже, чем во многих развитых экономиках. При этом речь идет не просто о замене импорта на свою продукцию, а о создании конкурентоспособных высокотехнологичных производств. НИУ ВШЭ представил в МИА «Россия сегодня» подготовленный при участии РСПП и ВЭБ.РФ аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра».