• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Владислав Семериков, выпускник образовательной программы «Экономика»

Владислав Семериков, выпускник образовательной программы «Экономика»
Фото из личного архива Владислава Семерикова

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

О поступлении в Вышку

В 10 классе школы я понял, что хочу получить экономическое образование. Являясь слушателем Школы юного менеджера в Высшей школе бизнеса МГУ, как минимум с одним университетом я был знаком не понаслышке и первое время даже думал поступать именно туда. Точно уже не помню, откуда я узнал о ВШЭ (то ли от знакомых, то ли из СМИ), но наш университет сразу привлек мое внимание, а после посещения дней открытых дверей в нескольких университетах я окончательно убедился, что лучшим вариантом для меня будет Вышка. Она выделялась и своей современностью, и модульной системой обучения, и 10-балльной системой оценок.

Последней развилкой для меня стал выбор программы: экономика или менеджмент. Со временем я понял, что мне интересны более фундаментальные знания и предметы. Хотелось понять, как устроена экономика, как она работает и почему. В 11 классе школы я уже твердо знал: поступать хочу именно на программу «Экономика».

Об интересном в учебе

Я бы не сказал, что обучение проходило для меня очень легко (все-таки это Вышка), но оно было крайне интересным. Я во многом перфекционист, поэтому все, за что берусь, стараюсь делать как можно лучше. Это касалось и учебы в бакалавриате. Экономическая наука в целом и изучаемые предметы были для меня действительно интересны — а это уже 50 процентов успеха при обучении. Всегда легче вникать в то, что тебе по-настоящему нравится.

Я видел, как мои старания окупаются и приносят конкретный результат. Изначально не добрав баллы по ЕГЭ для поступления на бюджет, я начал учиться на платном месте, хоть и со скидкой. Мое серьезное отношение к учебе привело к тому, что я начал стабильно входить в топы рейтингов студентов.

После второго курса я получил 100-процентную скидку на оплату обучения, затем перевелся на бюджет, а в последний год мне платят повышенную стипендию

Из того, что мы изучали, мне бы хотелось особенно выделить макроэкономику. Меня привлекла глобальность тех проблем, которые изучает эта область науки — за их, на первый взгляд, абстрактностью скрываются важные для каждого члена общества вызовы, которые оказывающие влияние на всех. Я понял, что в профессиональном плане мне наиболее интересно развиваться именно в этом направлении.

О людях, которые помогают сделать выбор

Вышка и факультет экономических наук в частности — это прежде всего люди. Сообщество единомышленников, объединенных общими ценностями, виденьем и даже, в какой степени, целями, причем я имею в виду и студентов, и преподавателей. За годы обучения я познакомился с большим количеством интересных людей, благодаря которым учеба здесь запомнилась не только «заучиванием» теории, но еще и приятными веселыми вечеринками на выходных или встречами в различных кафе на Шаболовке в округе кампуса. Считаю, что мне особенно повезло с преподавателями и наставниками в университете.

Список всех, кому я хотел бы выразить свою искреннюю признательность, был бы длинным: это и все преподаватели матанализа, микро- и макроэкономики, статистики и эконометрики и проч. Отдельно хочу сказать о моем научном руководителе Сергее Эдмундовиче Пекарском. Мы с ним познакомились, когда он вел у нас лекции по макро-2. В том числе в результате работы и общения с ним я решил продолжать исследовательскую работу и поступать на программу PhD в США. Получается, знакомство с макроэкономикой и нашими макроэкономистами, пожалуй, в наибольшей степени повлияло на траекторию моего профессионального развития.

О работе и исследованиях

Я работал учебным ассистентом по курсу финансового учета и курсам макро-1 и макро-2. Моя работа в основном заключалась в проверке квизов или проведении консультаций по домашним заданиям. Это очень полезный опыт. Когда объясняешь кому-то тот или иной материал, начинаешь сам его лучше понимать — какие-то вещи я начинал до конца осознавать только после того, как сам попробовал их объяснить более простым языком.

Начиная с третьего курса учебы я еще работаю стажером-исследователем в Международной лаборатории макроэкономического анализа у нас на факультете. Там я готовил исследование на тему взаимодействия фискальной и монетарной политики в условиях финансовой репрессии, которое легло в основу моей выпускной бакалаврской работы. Под финансовой репрессией понимают такое регулирование государством финансовых рынков, которое имеет потенциально негативное влияние на уровень ВВП и перспективы экономического развития в целом.

В современном мире финансовая репрессия обычно принимает форму нерыночного размещения государственного долга под процент ниже рыночного уровня. Это, с одной стороны, позволяет правительству обеспечить себе дополнительные доходы для финансирования бюджетных расходов, а с другой — гарантирует устойчивость государственного долга. Цель этого исследования состоит в объяснении финансовой репрессии как результата стратегического взаимодействия фискальной и монетарной политик. Анализ показывает, что при разных режимах стратегического взаимодействия инструменты финансовой репрессии могут выступать как субститутами друг другу, так и комплементами с точки зрения возможности завышения бюджетных доходов.

В настоящее время я работаю экономистом-аналитиком в департаменте денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Основной проект, которым сейчас занимаюсь —построение большой BVAR-модели по прогнозированию риск-премий для некоторых развивающихся стран, а также экономического роста в них. Эту модель предполагается использовать в совокупности с некоторыми другими моделями для прогнозирования развития внешних для российской экономики условий, включая экономический рост в наиболее крупных экономиках мира и ряд других показателей. Надеюсь, что в последствии эту работу тоже можно будет оформить в виде научной статьи.

О поступлении в Penn State

С тем, что буду поступать на PhD после бакалавриата, я окончательно определился около года назад. Мне нравится заниматься научными исследованиями — у тебя есть возможность не только усовершенствовать свое знание о чем-либо, но и внести вклад в экономическую науку.

Научные исследования интригуют: никогда нельзя быть до конца уверенным, какой результат получишь

Кроме того, учеба в аспирантуре в США дает возможность стать общепризнанным специалистом международного уровня, что и с точки зрения карьеры также представляется крайне перспективным.

Процесс поступления проходил довольно стандартно. В сентябре-октябре я сдавал TOEFL и GRE, к которым готовился все лето. GRE сдавал два раза, так как при первой попытке набрал меньше баллов за математическую секцию этого экзамена, чем ожидал изначально. В конце ноября-декабре уже непосредственно начал регистрироваться на веб-сайтах разных университетов и подавать все документы, необходимые для поступления: мотивационное письмо, CV и проч. В целом процесс прошел довольно буднично, так как я заранее спланировал, в какие сроки в какой университет подавать документы. Всего я подавал документы в десять американских университетов.

Тем, кто в будущем планирует поступать в зарубежную аспирантуру, советую заняться организацией процесса как можно раньше. Баллы, полученные после первой сдачи TOEFL и GRE, могут вас не удовлетворить, и нужно заранее выделить достаточное количество времени на пересдачу, чтобы успеть отправить баллы за эти экзамены до конца приемной кампании – обычно она заканчивается в декабре у большинства университетов (у некоторых дедлайн по подаче документов – конец ноября). Баллы за эти стандартные тесты не играют ключевую роль при решении университетов о приеме, но все равно нужно показать высокие результаты: это своего рода хороший тон для любого абитуриента западной аспирантуры.

Советы будущим аспирантам

Нужно четко понимать, зачем это вам. Переезд в другую страну сродни началу жизни с чистого листа.

Тщательно подойдите к выбору тех, у кого вы хотели бы попросить рекомендательные письма в поддержку вашей кандидатуры на поступление в аспирантуру. Это должны быть преподаватели, которые хорошо вас знают и с кем вы лично взаимодействовали не столько по учебе, сколько по научной или проектной работе. Рекомендации крайне важны при рассмотрении заявки на поступление в аспирантуру.

Важны отзывы о вас как о профессионале, способном самостоятельно анализировать научную литературу и видеть возможности для новых исследований

Грамотно выбирайте университеты, куда будете подаваться в аспирантуру. Учеба в Гарварде – мечта практически каждого, но шансы на поступление туда не так велики, поэтому не стоит концентрировать внимание только на университетах уровня Лиги Плюща. Список ваших университетов должен быть достаточно диверсифицирован. Не стоит бояться подаваться в университеты, которые в рейтингах уступают лидерам. По формальным критериям они могут быть чуть-чуть ниже, но по качеству образования вполне им соответствовать.

В-третьих, очень советую перед началом процесса поступления завести отдельную табличку в Excel, в которой вы заранее выпишите дедлайны по подаче документов в каждый желаемый университет. Они везде разные, и держать их в голове просто невозможно. В этой же таблице советую отмечать, какие документы вы уже отправили в тот или иной университет, а какие нет. Это поможет легко мониторить, что еще предстоит сделать для поступления, и сориентироваться в дедлайнах и оставшемся времени на подготовку и отправку тех или иных документов.

Ну и самое главное — не бояться мечтать и ставить себе новые цели. На самом деле все возможно, если прикладывать достаточные усилия и не опускать руки, в каких бы обстоятельствах вы ни оказывались.

Владислав Семериков один из многих выпускников факультета экономических наук ВШЭ, поступивших в этом году на программы PhD в ведущих европейских и американских университетах.

Вам также может быть интересно:

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.

В Москве открылась первая Международная олимпиада школьников по экономике

Она проводится по инициативе Высшей школы экономики и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также Российской экономической школы (РЭШ). В олимпиаде принимают участие 65 участников из 13 стран. Все они прошли строжайший отбор и являются победителями соревнований национального уровня.

В открытом лектории Вышки расскажут об экономике для жизни

В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ продолжаются лекции преподавателей ВШЭ. В августе там пройдет цикл «Экономика для жизни», слушатели которого смогут узнать, на что тратят деньги москвичи, что сейчас происходит с криптовалютами и как не попасть в долговую ловушку.

Высшая школа экономики примет участие в Петербургском международном экономическом форуме

24 мая в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой программе форума, но и организует специальную дискуссионную программу на своем стенде.

Нематериальный капитал

Качество рабочей силы (человеческий капитал) дает динамике российского ВВП 0,64 процентных пункта в год. Через 17 лет цифра может вырасти до 2,2 процентного пункта, что приблизит темпы роста экономики к среднемировым, прогнозируют ученые ВШЭ.

Список литературы: как экологические проблемы влияют на экономику

Две Нобелевских премии, нехватка пресной воды, демографическая бомба и другие важнейшие междисциплинарные работы.

Студент МИЭФ представил результаты работы направления «Экономика для будущего развития» руководству страны

Студент МИЭФ НИУ ВШЭ Александр Ли выступил на сессии «Молодежь 2030. Образ будущего» с презентацией «Экономика для будущего развития» в рамках XIX Всемирного  фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в России с 14 по 22 октября. В сессии принял участие Президент России Владимир Путин.