• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформации культурных индустрий

28 марта в Высшей школе экономики завершился общеуниверситетский факультатив «Культурные и информационные индустрии: ключевые особенности и трансформация последнего периода». О своем курсе в интервью порталу рассказал профессор Гренобльского университета (Университет Стендаля Гренобль 3, Франция) Бернар Мьеж.

Факультатив был организован кафедрой медиа-менеджмента и медиа-бизнеса отделения деловой и политической журналистики ВШЭ в рамках программы консорциума International Masters in Economy, State & Society (IMESS), членом которого Вышка стала в прошлом году.

— Профессор Мьеж, какова сфера ваших научных интересов?

— Индустриализация культуры и ее трансформации является моей основной специализацией с 1979 года. Так сложилось, что я стоял у истоков нескольких кафедр и лабораторий в данной области, причем не только в моем университете, но и в других университетах, на других кафедрах, где занимались информацией и коммуникациями. Сегодня поле моей научной деятельности охватывает четыре направления: первое – это индустриализация культуры и информации, собственно культурные и информационные индустрии. Вторая тематика связана с новыми информационно-коммуникационными технологиями, их социальными аспектами. Третья затрагивает проблему общественной сферы. И, наконец, четвертое направление, которое я разрабатываю, касается в целом рефлексии относительно наук об информации и коммуникации.

— А что такое культурные и информационные индустрии?

— К ним относят индустрии, в которых для создания потребительной ценности задействован труд творческих работников. Это кино, книгоиздательский бизнес, фонографическая индустрия (индустрия звукозаписи), радио, телевидение. В последнее время к ним добавилась индустрия видеоигр.

— Дисциплина, которую вы читали студентам Вышки, была сугубо прикладной или общий ознакомительный курс?

— В данном курсе рассматривается развитие базовых идей и концепций в области культурной и информационной индустрий в рамках теоретического направления политической экономии коммуникаций, а также исследуются некоторые концепции, актуальные для рассмотрения этой проблематики сегодня.

Мой курс знакомит ребят с вещами, которые, на мой взгляд, имеют универсальный характер. Я постоянно путешествую, преподаю в разных странах, и могу сказать, что в мире прослеживается общая логика, которой подчинены процессы индустриализации культуры и информации, эти процессы протекают более-менее одинаково во многих странах. Мне даже кажется, что именно поэтому отборочный комитет консорциума IMESS заметил мою заявку: курс имеет ярко выраженные общемировые черты, в нем предпринята попытка посмотреть на общую логику процесса индустриализации культуры.

— Когда вы разрабатывали курс, учитывали, какая аудитория будет его слушать? Насколько вам известны особенности процессов индустриализации культуры в России?

— С тех пор, как я стал почетным профессором, мне приходится преподавать в самых разных зарубежных университетах. Не могу сказать, что я досконально знаю особенности российских культурных индустрий, особенности выбора студентов, или вообще менталитет русского студента. Но курс построен таким образом, что между мной и студентами лежит довольно большое пространство для вопросов и ответов. И в этом пространстве студенты могут свободно перемещаться, они могут интересоваться какими-то специфическими вещами, задавать уточняющие вопросы. Мы ведем с ними широкие дискуссии по различным темам, в том числе с привязкой к российским реалиям. И потом, группа у нас небольшая, нам всем легко общаться.

— Каковы основные идеи вашего курса? На какие вопросы он дает ответы?

— Основой моего курса является идея о том, что информационным и культурным индустриям, которые формировались и бурно развивались на протяжении ХХ века, свойственны специфические характеристики, отличающие их от других отраслей и сфер деятельности.

В то же время я постоянно задаюсь вопросами, какие изменения в культурных и информационных индустриях происходят сегодня, не стираются ли специфические особенности этих индустрий? Могут ли в связи с промышленным бумом последних двадцати лет и изменениями в технологической и медийной сферах товары культурной и информационной индустрий превратиться в обычные товары?

— Какие у вас остались впечатления о студентах Высшей школы экономики?

— Сложно судить по прошествии одной недели. И все же мне кажется, что студентам Высшей школы экономики тема курса показалась интересной: ребята задавали точные, важные и актуальные вопросы. Они умеют видеть тренды, которые возникают в современном сегменте культуры и информации. Например, сегодня Россия пытается создать собственную систему культурного производства – музыки, кино, книг, компьютерных игр. Удастся ли ей это сделать, или же результаты деятельности российских культурных индустрий растворятся в мировом рынке? Сможет ли Россия сохранить национальную идентичность своих продуктов? Мне кажется, что студенты понимают всю глубину и сложность этих вопросов и готовы искать на них ответы. Отрасль научного знания, которую я представляю, еще довольно молода, и в ней есть место для новых идей исследователей, смотрящих на мир под другим углом зрения.

— Вы успели посетить питерский филиал Вышки? Это был запланированный визит?

— Когда мне предложили поехать в Петербург с небольшой лекцией по моей теме для сотрудников и студентов филиала ВШЭ, я, честно говоря, не долго раздумывал. Какой иностранец не захочет посмотреть Петербург?!

Но должен заметить, что поездка в Петербург сопровождалась не только прекрасными видами, но и богатой дискуссией на лекции, которую я провел. Мы заседали больше двух часов, и я беру на себя смелость утверждать, что это была не просто лекция профессора, приехавшего рассказать то, о чем он думает. Это был значимый обмен опытом, настоящая результативная научная дискуссия. Я познакомился с некоторыми профессорами, чьи исследовательские интересы близки моим, и, скорее всего, мы будем общаться в дальнейшем.

— То есть уже можно говорить о положительных результатах вашего приезда в Вышку?

— Чтение лекций в разных университетах – это один из главных источников новых мыслей, идей, опыта. Все это позволяет мне обогащать курсы, постоянно их дополнять и усовершенствовать. Мое сотрудничество с Вышкой заставило пересмотреть некоторые вещи. Так, теперь мне кажется, что в области культурных и информационных индустрий между Россией и моей страной, Францией, больше общего, чем представлялось. В некоторых странах государство активно вторгается в культурную и информационную политику, и Россия, как, впрочем, и Франция, тот самый случай.

— В каких направлениях могло бы развиваться ваше сотрудничество с ВШЭ?

— Мои научные интересы во многом пересекаются с тематикой Лаборатории исследований в области СМИ и медиа Центра фундаментальных исследований, поэтому у нас, несомненно, есть поле для дальнейшего сотрудничества. Коллеги провели серьезную работу, посвященную изучению медиакапитала и практик управления российскими СМИ, и подготовили отчет, с которым мне предстоит внимательно ознакомиться и дать экспертное заключение. Также лаборатория GRESEC (Группа исследований проблем коммуникации), которую я представляю, заинтересована в развитии программ обмена студентами старших курсов магистратуры.

Помимо этого, никто не отменял сотрудничество на уровне научных мероприятий, конференций, – некоторые из моих коллег по лаборатории GRESEC уже приезжали в Вышку на франко-российскую конференцию в октябре прошлого года. Что касается моих планов, то уверен, это не последний мой визит в Высшую школу экономики.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Общеуниверситетские факультативы: что Вышка предлагает своим студентам, сотрудникам и внешним слушателям

5 сентября начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.

Какие общеуниверситетские факультативы выбрали студенты ВШЭ и внешние слушатели

20 декабря завершилась кампания по выбору студентами НИУ ВШЭ и внешними слушателями общеуниверситетских факультативов на 1-е полугодие 2019 года. Сколько заявок подали на эти курсы? Какой курс оказался самым «многолюдным»? Куда записалось больше всего внешних слушателей? Подводим итоги.

Вышка открыла запись на общеуниверситетские факультативы первого учебного полугодия

Факультативы доступны студентам Вышки, студентам других университетов и всем желающим.

Вышка приглашает на общеуниверситетские факультативы

В 2017/2018 учебном году НИУ ВШЭ открывает 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.

Начинается запись на общеуниверситетские факультативы, стартующие во втором полугодии

С 1 декабря по 20 декабря будет открыта запись на общеуниверситетские факультативы ВШЭ, стартующие во втором полугодии 2016/2017 учебного года. Занятия, как обычно, будут бесплатными, записаться на них могут не только студенты ВШЭ, но и все желающие.

Открыта запись на общеуниверситетские факультативы

В 2016/2017 учебном году НИУ ВШЭ открывает более 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение факультативов бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.

GR в современной России: теория и практика

Так называется общеуниверситетский факультатив, который реализуется в Вышке кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти. На презентации курса о тематике предстоящих мастер-классов рассказали спикеры факультатива Александр Шохин, Элла Памфилова, Сергей Борисов, Иосиф Дискин, Владимир Саламатов, Леонид Поляков.

Общеуниверситетские факультативы: что, где, когда

Дорогие друзья! Мы получили около 35 тысяч заявок от 13 тыс. потенциальных слушателей наших общеуниверситетских факультативов, т.е. в среднем каждый выбрал для себя не менее 3 курсов. Наши преподаватели очень рады, что предлагаемые ими курсы вызывают такой живой интерес, но поскольку возможности вуза и лекторов не безграничны, мы вынуждены были остановить запись через неделю после ее начала.

Вышка приглашает всех желающих на общеуниверситетские факультативы

В Высшей школе экономики открылась запись на бесплатные общеуниверситетские факультативы, посещать которые могут не только студенты ВШЭ, но и все желающие. Курсы для этих факультативов были отобраны специальной университетской комиссией. Выбор тем очень широк — от программирования на Python до мегаполисов мира, от аргументации на английском языке до исламского фундаментализма в современном мире. Подробнее об этих факультативах — в вопросах и ответах.

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.