• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Почему мир не треугольный?»: в Вышке открылся «Университет детей»

Совместный проект Высшей школы экономики и Политехнического музея, стартовавший в сентябре, традиционно продлится до мая. На занятиях новостная служба портала вместе с юными студентами узнала, как пройти по канату и не упасть, какова природа мутаций и как устроен русский язык.

«Университет детей» — площадка, где встречаются школьники 7-14 лет, объединённые любовью к науке, любопытные и открытые всему новому. В этом году 12-летняя Вера пришла в «Университет детей» впервые. Занятие ей понравилось: «Мы обсуждали, как устроен русский язык, как появились его правила и нормы, это было интересно”.

Вера
© Высшая школа экономики

Сотрудники Политехнического музея познакомились с проектом «Университет детей» в варшавском Центре науки «Коперник». Популярный в Польше формат решили опробовать в Москве: так шесть лет назад началось сотрудничество НИУ ВШЭ и московского музея в рамках этого просветительского проекта для юных исследователей.

Вера Шенгелия
© Высшая школа экономики

Заместитель директора Политеха Вера Шенгелия говорит, что музей доволен партнерством с Вышкой: «Высшая школа экономики — лучший вуз, с которым мы работаем. И у родителей, которые к нам приводят детей, есть запрос на знакомство с университетом. В том числе, с прицелом на будущее поступление».

Проект развивается быстрыми темпами: если первые занятия «Университета детей» посещали не больше ста ребят, то в этом году слушателями станут почти восемьсот маленьких москвичей. Их распределяют по группам в соответствии с возрастом: для каждой категории проводят лекции, научные воркшопы по выбору и развивающие занятия.

Мама 9-летнего Миши, Елена признаётся, что сначала её смущало «отсутствие строгой учебной программы», но теперь она поняла, что разнообразие изучаемого приносит ребёнку большую пользу: «После каждого занятия сын говорит: “Это так интересно! Я буду этим заниматься!” И так обо всём: от клонирования растений до изучения языков. У него сейчас такой возраст, когда любопытно изучить все грани науки, во все погрузиться».

На этот раз Миша погружался в физику. Сложную науку детям 9-10 лет преподают на примерах из жизни. На воркшопе «Как пройти по канату и не упасть» ребята с помощью арт-объектов узнали, что такое масса и баланс, а после учились работать с собственным весом.

Миша
© Высшая школа экономики

У старших детей занятия прошли не менее увлекательно. Одна группа обсуждала с Борисом Иомдиным, доцентом Школы лингвистики НИУ ВШЭ, как меняется язык, другая узнала о природе мутаций от специалиста учебно-научного центра «Биоинформатика» института РАН Веры Мухиной.

Тамара Протасевич,
директор по профессиональной ориентации
и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ

Вместе с Политехническим музеем мы создали инновационную площадку, где встречаются школьники со всей Москвы. В Высшей школе экономики ребята погружаются в живую университетскую среду, знакомятся с действующими профессорами, исследователями. Нам важно, что «Университет детей» помогает юным студентам осознать свои интересы и готовит к выбору своего дела, своей профессии. Мы делаем все возможное, чтобы проект «Университет детей» на Покровке стал точкой притяжения для школьников и их родителей.

Образовательные треки каждый год меняются, чтобы темы не повторялись и у студентов была возможность несколько лет посещать занятия. Учебную программу разрабатывают в Политехническом музее, однако занятия ведут и преподаватели Вышки, и приглашённые специалисты. В основе темы всегда детский вопрос: «почему мир не треугольный?», «что внутри у слона?», «откуда приходят сны?» Так охватывается широкий спектр наук: от биологии и предпринимательства до энергии и электричества. Неизменной остается главная задача «Университета»: заинтересовать ребенка наукой, развить креативное мышление, научить работать в команде и относиться ко всему критически.

Вам также может быть интересно:

Сыноцентризм

Посты родителей о детях в социальных сетях свидетельствуют о гендерном дисбалансе в обществе, показали в статье исследователи НИУ ВШЭ Елизавета Сивак и Иван Смирнов. Сыновья оказываются популярнее. Сообщения о них публикуются чаще и собирают больше лайков, чем посты о дочерях.

Чего боится ребенок в городе

Детские страхи, связанные с городскими объектами, замешаны на иррациональных представлениях и информации, получаемой от взрослых и из СМИ.

Топ-15 настольных книг для молодых родителей

Ученые НИУ ВШЭ выяснили, какую литературу по уходу и воспитанию малышей читают современные родители.

Дети в интернете: все будет хорошо?

12 марта состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России» выступили Владимир Грамматиков, креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ» и Сергей Цымбаленко, вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», президент творческого объединения ЮНПРЕСС.

Социология инвалидности

20-25 сентября в Бишкеке прошел международный семинар «Переопределение инвалидности в Центральной Азии», завершивший одноименный дистанционный онлайн-курс, организованный экспертами ВШЭ, Католического университета Лёвена (Бельгия) и Международного университета Кыргызстана.

«Больничные клоуны» учат помогать детям

С 28 июля по 4 августа в Культурном центре ВШЭ состоялся Международный семинар больничной клоунады для студентов и волонтеров. Семинар проходил при поддержке некоммерческой организации «Больничные клоуны», созданной выпускниками Вышки Константином Седовым и Галиной Шатиловой, и Управления по внеучебной работе ВШЭ.

Менять ли работу после рождения детей?

10 апреля состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ, на котором с первыми результатами исследования по теме «Влияние рождения детей на трудовую мобильность женщин в России» выступила Елена Колотова, аспирант факультета социологии ВШЭ.

Кто угрожает детству?

26 апреля состоялся очередной совместный семинар Института развития образования ВШЭ и Экспертной группы № 8 по обновлению Стратегии — 2020 «Новая школа». Обсуждались «вызовы российскому обществу и школе со стороны детства».

Работа подождет?

18 мая в Высшей школе экономики прошел семинар «Российские женщины после рождения первенца: отпуск по уходу за ребенком, безработица, рождение второго ребенка», организованный Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ.

Детская бедность и как с ней бороться

Этой теме посвящено исследование «Проблемы бедности семей с детьми в городе Москве», осуществленное силами Института управления социальными процессами ГУ-ВШЭ по заказу Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве.