• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первая Летняя школа Института демографии ВШЭ

С 23 по 25 сентября в подмосковном пансионате неподалеку от Звенигорода прошла Летняя школа «Второй демографический переход», организованная Институтом демографии ВШЭ.

Всего на этой летней школе побывало более 70 человек, в основном — магистрантов первого и второго курсов направления «Демография» по специальности «Социология», выпускников магистратуры прошлого года, готовящихся сейчас к поступлению в аспирантуру, были также студенты-социологи из Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ), интересующиеся проблемами народонаселения. Но кроме собственно участников Летней школы, к ее работе присоединились слушатели Курса краткосрочного повышения квалификации по программе «Население и развитие», организованного Центром повышения квалификации ВШЭ совместно с Фондом ООН по народонаселению для представителей стран СНГ, проходившего там же, под Звенигородом, с 19 по 30 сентября.

Работа Летней школы проходила в форме лекций, круглых столов и дискуссионных клубов, в основном посвященных «Второму демографическому переходу». Концепция «Второго демографического перехода», которая стала основной темой Летней школы, помогает понять многообразные изменения, переживаемые современной семьей в развитых урбанизированных странах. В качестве лекторов, ведущих круглых столов и модераторов дискуссий выступали, как правило, преподаватели кафедры демографии НИУ ВШЭ и исследователи Института демографии, свой вклад в содержательность дискуссий внесли также преподаватели кафедры демографии МГУ.

Лекция ординарного профессора, директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского «Демографический переход и индивидуальный жизненный цикл»
Лекция ординарного профессора, директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского «Демографический переход и индивидуальный жизненный цикл»
Летнюю школу открыла лекция ординарного профессора, директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского «Демографический переход и индивидуальный жизненный цикл», продолжением которой стала дискуссия на тему «Что нам нравится и что не нравится в современной семье». Перед началом дискуссии был показан документальный фильм «Женское счастье или мужское достоинство» (Армения, 2006) который послужил «затравкой» для последующего оживленного обсуждения.

Также на Летней школе с лекциями выступили заместитель директора Института демографии ВШЭ Сергей Захаров (тема — «Второй демографический переход, его причины и главные проявления»), доценты кафедры демографии ВШЭ Виктория Сакевич («Репродуктивные права и репродуктивное здоровье») и Ольга Исупова («Новое положение женщины в семье и обществе. Вспомогательные репродуктивные технологии. Феминизм и его противники.») На второй и третий день школы прошли круглые столы. В частности, один из них был назван «Будущее современной семьи» (на этот раз обсуждение было «подогрето» просмотром украинского документального фильма 2006 года «Кто споет колыбельную...»). Во время другого круглого стола участники школы обсудили, устарела ли теория демографического перехода. Еще две встречи участников прошли по темам: «Проблемы населения и развития в международных дискуссиях» и «Демографическая теория, демографическая идеология и демографическая практика». После ужина на школе было организовано общение в рамках Демографического клуба.

Для Института демографии ВШЭ эта Летняя школа была первой. По мнению организаторов, она показала высокую эффективность такого рода встреч, позволила будущим магистрам-демографам не только лучше почувствовать «вкус» изучаемого ими предмета, остроту нынешних демографических проблем в России и в мире, но и получить опыт ведения научных споров, обзавестись полезными для академической работы контактами и «просто пообщаться» с ведущими учеными и экспертами в области современных демографических тенденций.

Вам также может быть интересно:

Картотека: демографическое старение. Почему неизбежно и чем пугает

Пожилых людей все больше. Это меняет мир, но каким он станет, никто точно не знает. Суть явления изучаем по исследованию Ростислава Капелюшникова «Феномен старения населения: экономические эффекты».

Жить стали здоровее. Как чувствует себя население России

В последние годы россияне выше оценивают собственное самочувствие, и ожидаемая продолжительность здоровой жизни растет. Вместе с тем по этому показателю Россия все еще сильно отстает от стран ЕС. Почему, выяснил научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Александр Рамонов.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Эффект брачной пилы

Динамика регистрации браков имеет сезонные и годовые колебания. Так, в високосные годы в ряде стран устраивают меньше свадеб. Демограф Евгений Сороко проанализировал этот феномен в докладе, подготовленном к ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Русский след

В Латвии, Эстонии, Казахстане и Киргизии в последние годы сокращалось русское население. Этому способствовали все основные демографические процессы: миграция (репатриация людей в Россию), старение — рост доли пожилых среди русских, а также убыль населения — превышение смертности над рождаемостью. Доцент Института демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов исследовал динамику численности русской диаспоры в четырех странах. 

Ссудный процент

Беспроцентную ссуду на покупку жилья и семейный капитал россияне считают самыми важными средствами стимулирования рождаемости, выяснили демографы НИУ ВШЭ. 

Вне зоны помощи

Сельское население России составляет почти 38 миллионов человек. Их средняя продолжительность жизни примерно на два года меньше, чем горожан. Увеличивать ее за счет медобслуживания пока не получается: лечиться на селе сложно, а часто и невозможно. Исследователи ВШЭ изучили проблему на данных мониторинга RLMS-HSE.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.