• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Сегодня главный вызов – воссоздать “аудиторный опыт” для студентов и преподавателей»

«Сегодня главный вызов – воссоздать “аудиторный опыт” для студентов и преподавателей»

© iStock

С началом сессии вопрос о дистанционном оценивании становится особенно острым. Как организовать экзамены онлайн – и нужны ли они вообще? Своим опытом с новостной службой портала поделились иностранные преподаватели НИУ ВШЭ Кристиан Фрёлих и Мари Арсалиду. 

Кристиан Фрёлих, доцент Департамента социологии ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Сравнительные социальные исследования»

О плюсах и минусах дистанта

За последние два-три месяца преподаватели и руководители программ приобрели весьма многогранный опыт. У нас на программе «Сравнительные социальные исследования» все активно взялись за дело, чтобы переход на онлайн-обучение прошел хорошо. И, с одной стороны, это значит, что у нас стало больше работы, поскольку мы осваиваем новое программное обеспечение, объем онлайн-общения вырос, а профессиональное пространство вторгается в личное. Это психологически сложно и для студентов, и для преподавателей. Но, с другой стороны, есть и позитивные моменты: на онлайн-семинарах выше посещаемость, студенты приобретают новые знания, навыки и исследовательские возможности, и мы не тратим время на поездки в переполненном общественном транспорте.

О главных вызовах удаленного обучения

В Вышке многие образовательные процессы были «оцифрованы» еще до пандемии. Но сегодня самый главный вызов – это воссоздать некий «аудиторный опыт» для студентов и преподавателей. В частности, какие у нас со студентами (и у них с нами) социальные отношения? Как создать (онлайн) пространство для реальных обсуждений? Ведь я, как и многие коллеги, считаю, что для настоящего образования – приобретения навыков и получения новых знаний о мире – необходим личный контакт студентов с преподавателями и друг с другом. Как это реализовать? Эта проблема встает на всех уровнях дистанционного обучения – во время онлайн-семинаров, во время планирования и выбора материалов (тексты, видео, записи лекций) и их подачи (прямые дискуссии, асинхронные письменные задания, долгосрочные проекты), включая выбор подходящего программного обеспечения и правил поведения участников (нужна/не нужна камера?).

Что касается экзаменов, у нас на программе такой проблемы не было, потому что мы уже много лет не используем экзамены. Магистерская программа дает прикладные знания и навыки решения задач и поиска ответов на сложные вопросы путем проведения исследований. Поэтому наши студенты пишут эссе, выполняют долгосрочные проекты и решают сложные задачи в течение нескольких недель, а результаты они в любом случае представляют в онлайн-формате. Здесь в связи с карантином ничего не поменялось. На мой взгляд, единственная проблема, с которой мы столкнулись, – это возросшая нагрузка на студентов, поскольку преподаватели ожидают от них более глубоких и качественных работ.

О студенческих проектах во время самоизоляции

Что касается научного руководства студенческих проектов, я вижу две проблемы. Одна из них состоит в том, что пандемия и карантин серьезно повлияли на то, какие исследования могут проводить студенты.

Вторая проблема – как организовать руководство студенческими проектами (магистерские диссертации и т.п.)? Научное руководство – это в основном личное общение со студентами и проверка написанных ими текстов. Что касается текстов, удаленный формат не представляет никакой проблемы. А вот для установления доверительного личного общения, нужны реальные встречи. Конечно, Zoomи Skype могут заменить их на какое-то время, но это уже после того, как студент и преподаватель встретились и познакомились лично. Еще одну проблему я уже упоминал – это необходимость переориентировать научные интересы и темы исследований на источники данных, которые не требуют оффлайновых интервью. Здесь мы продолжаем экспериментировать: ищем и находим индивидуальные решения для каждого конкретного случая.

Сегодняшняя ситуация непривычная и непростая для всех нас, и единственное, что я могу посоветовать студентам – это сохранять терпение и доверие. Терпение, потому что такой формат непривычен для всех, и все пытаются с ним освоиться. А доверие – потому что преподаватели и научные руководители тоже хотят, чтобы все получилось должным образом и в интересах студентов. Мы все вместе – участники этого большого эксперимента. Если возникают сложности, их надо обсуждать. Так что я советую студентам открыто говорить о своих проблемах и трудностях, чтобы мы все понимали друг друга без кулуарных бесед и разговоров после семинаров.

Мари Арсалиду, заведующая Лабораторией нейробиологических основ когнитивного развития, доцент Департамента психологии ВШЭ

О посещаемости и проблемах с интернетом

В этом семестре я вела курсы в магистратуре и бакалавриате. Хотя это было непросто, особенно поначалу, в целом мои впечатления от дистанционного преподавания положительные. Один из плюсов – на онлайн-занятия приходит больше студентов, чем на оффлайн. Еще один – мы записывали онлайн-занятия, и студенты могли пересмотреть запись, если что-то было непонятно.

Но были и трудности: например, у студентов в общежитиях были проблемы с интернет-соединением. Сложность проведения интерактивных занятий состоит в необходимости создания такой атмосферы, в которой студентам будет легко общаться. Я предлагаю студентам быть особенно дружелюбными и внимательными друг к другу во время онлайн-занятий, потому что при таком общении часть информации утрачивается, например, мимика. Хотя дистанционное обучение дает дополнительные образовательные возможности, оно не должно полностью заменять личное присутствие в аудитории и исследовательскую деятельность.

Об онлайн-экзаменах и контроле

На моем курсе у бакалавров мы вместе с учебным ассистентом много работали над созданием онлайн-экзамена, который студенты сдавали из дома. Мы перевели экзамен с формат openbook– то есть пользоваться материалами курса во время сдачи экзамена не запрещалось, поскольку в онлайн-формате мы все равно не смогли бы обеспечить такой же уровень контроля, как в аудитории. Мы расположили вопросы в случайном порядке и ограничили время на прохождение теста. По отзывам студентов, экзамен был для них непростым, но средний результат по курсу получился сопоставимым с прошлым годом. Мой магистерский курс еще не закончился. На нем будет «экзамен-домашнее задание»: студенты пишут эссе по теме своего исследования.

О диссертациях и личном общении

Что касается работы студентов магистратуры и докторантуры (PhD) над диссертациями, мы не сбавляли темпа. К счастью, мои студенты уже собрали данные (в личном общении) и могли дальше работать по плану над анализом данных и защитой. На самом деле, при дистанционном научном руководстве нам удавалось организовать даже больше индивидуальных консультаций, чем в лаборатории.

Тем не менее, я очень надеюсь, что скоро мы сможем вернуться в лабораторию, потому что все мы скучаем по коллегам, и надо возобновлять сбор данных, для которого необходимо личное общение и специальное оборудование (например, отслеживание движений глаз).