• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Акторы и дискурсы социальной политики

С 15 по 23 мая в Подмосковье прошла Международная летняя школа «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованная ВШЭ и Центром социальной политики и гендерных исследований при софинансировании Программы поддержки высшего образования и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.

Четырнадцать экспертов-преподавателей и 35 участников из разных городов России и зарубежья произвели коллективную попытку критически взглянуть на важнейшие проблемы социальной политики и возможности социальных изменений, существующие на постсоветском пространстве.

Европейский опыт показывает, что результативная социальная политика все более определяет темпы, характер и эффективность социально-экономических процессов; кроме того, в новых условиях претерпевают изменения такие ключевые категории, как социальное государство, мультикультурализм, общественные движения. Меняются и подходы к определению ключевых бенефициаров и акторов социальной политики. Проведение Международной летней школы «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры» ставило своей задачей сформировать у молодых исследователей и преподавателей более глубокое понимание происходящих процессов как в России в целом и в отдельных ее регионах, так и за рубежом, в том числе в чрезвычайно гетерогенном пространстве постсоциализма; оценить новые вызовы, стоящие перед современной отечественной социальной политикой, а также продемонстрировать новые перспективные направления исследований, приемы и методы анализа и преподавания этой комплексной проблематики.

Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Центром социальной политики и гендерных исследований при софинансировании Программы поддержки высшего образования (HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching) и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. В работе школы приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Саранска, Томска, Новосибирска, Ижевска, Минска (Белоруссия), Караганды (Казахстан), Ташкента (Узбекистан), Бишкека и Оша (Киргизия), Саутгемптона (Великобритания), Любляны (Словения), Будапешта (Венгрия), Франкфурта-на-Майне (Германия). В рамках летней школы состоялись также выездные семинары научно-учебных групп «Профессии в социальном государстве» и «Социология публичной сферы». В центре внимания участников школы оказались такие важные темы, как структура и особенности социального неравенства, проблемы бедности и неравноправия, миграции и пенсионного обеспечения, недоверия к государству и к профессионалам в разных странах Европы и СНГ.

Кристиана Шнель (Гете Университет, Франкфурт-на-Майне) предложила дискуссию по проблемам определения роли и статуса профессионалов в современной Германии, продемонстрировав столкновение конкурирующих идеологий социального государства. Являются ли группы профессионалов агентами государства, осуществляющими контроль над своими клиентами, или же они представляют собой экономических акторов, действующих в своих интересах? Внешний контроль над профессиями со стороны государства и клиентских организаций сегодня растет, и тем самым, как считает Елена Ярская-Смирнова (ВШЭ), подвергаются пересмотру привычные ожидания высокого статуса и автономии профессионалов. По мнению Павла Романова (ВШЭ), это создает условия для солидарности и создания союзов — как внутрицеховых и корпоративных, так и между отдельными группами. Пусть и временные, такие межгрупповые и межсекторные альянсы способны поменять повестку дня, выдвинуть новые приоритеты в острых публичных дискуссиях. Жизненные пути профессионалов во многом задаются этими структурными условиями и выражают черты габитуса, что представляет особый интерес для феноменологической интерпретации, как показал Рафаэль Мровчински (ВШЭ).

Могут ли граждане и, в частности, социально уязвимые группы влиять на изменения приоритетов в социальной политике через коллективные действия, или для них возможно только получение благ в соответствии с тем, как видит их проблемы государство? Долгая история государственного патернализма при социалистическом строе заложила институциональные и культурные основы целого ряда сегодняшних социальных процессов, обусловив высокую распространенность среди населения внешнего локус-контроля, неразвитую гражданскую ответственность, слабость практик взаимопомощи и добровольчества, электоральную пассивность, неразвитость общественных движений и низкий потенциал коллективных действий. Однако ситуация быстро меняется. Среди граждан России и Европы возрастает накал протестных настроений и формируются более или менее массовые и продолжительные солидарности. Но при этом, как полагает Дарья Завиржек (профессор университета Любляны, Словения), поскольку влиятельные группы интересов ведут активную борьбу «за умы и сердца» людей, либерально-демократические идеалы прав человека, справедливости и равенства далеко не всегда находят достаточное число сторонников.

Кстати, и социальная наука сегодня экспериментирует и вступает в творческое содружество с искусством — о новых проектах в формате art-social-science и public art, развивающихся в Санкт-Петербурге, рассказали Мария Вейц (Творческое объединение кураторов ТОК) и Лилия Воронкова (Центр независимых социологических исследований). В обсуждении участники вышли на непростые вопросы. Способны ли проекты в духе «публично-креативной социологии» преобразовать общественные установки и поведение людей? Стоит ли говорить об их социальной эффективности?

А выступление Джона Раунда (ВШЭ) побудило участников поразмыслить о том, что Вашингтонский консенсус нашел отражение не только в сокращении социальных расходов государства и развитии рыночных подходов в социальной сфере, но и в распространении новой моральной позиции. В России она выражается в растущей толерантности к имущественному неравенству, подозрительности к симулянтам и иждивенцам, в индивидуализации потребностей и ценностных приоритетов. Судя по данным общероссийских опросов, приведенным Светланой Мареевой (ВШЭ), у россиян при этом по-прежнему остаются высокие запросы к активной роли государства в экономической и социальной сферах. Не вмешиваясь в частную жизнь, оно должно, как минимум, обеспечивать институциональные рамки, единые для всех законы и контроль за их выполнением — легитимные условия реализации юридического, экономического и социального гражданства населения.

Профессор Аттила Мелег (Будапештский университет имени Корвина), изучающий дискурсы о народонаселении и динамику общественных движений в Венгрии, считает, что стратегии европейской интеграции не смогли предотвратить рост расизма. Динамика приоритетов семейной политики в России и некоторых других странах СНГ выявляет сходные векторы в направлении пронатализма и неотрадиционализма, как показала на своем занятии Жанна Чернова (ВШЭ). Активные дискуссии в формате ролевых игр позволили участникам провести критический разбор дискурсивных акцентов семейной и миграционной политики, продемонстрировавший противоречивость и сложность повестки дня в современных социальных государствах.

Сравнительный анализ особенностей пенсионных систем разных стран, представленный Юлией Лежниной (ВШЭ), позволил участникам поместить комплекс аргументов и контраргументов о повышении пенсионного возраста России в контекст дебатов о качестве жизни, условиях труда и стратегиях самореализации, а лекции Чарльза Уокера (Университет Саутгемптона, Великобритания) вызвали полемику о возможностях социальной мобильности молодежи в Европе и России.

В соответствии с задачами проекта, участникам предстояло разработать или существенно обновить учебно-методические комплекты по курсам, которые будут опубликованы уже в этом году на DVD. То, как подготовить и реализовать рабочую программу учебной дисциплины в соответствии с принципами компетентностного подхода, стало предметом обсуждения на специальном занятии. Участники проекта работали не только над учебно-методическими материалами. Год назад они объединились в несколько исследовательских групп и проводили исследования, по результатам которых планируется издать коллективные монографии. Полученные результаты и подготовленные статьи были подробно обсуждены в ходе летней школы.

Программа школы включала целый ряд активных обучающих форм: «редсовет» по научным и учебно-методическим текстам, подготовленным участниками, настольную игру «Как быть мигрантом в России», творческую мастерскую по изготовлению 3D-моделей клиентов социальной политики, ролевые игры и дебаты. Новый ресурс для развития методов преподавания предложила участникам школы Людмила Чубарова (Фонд «Общественные хроники»), рассказавшая о возможности обучения навыкам видеосъемки и монтажа и об использовании видеоматериалов в процессе преподавания. А сконцентрироваться и не устать от насыщенной интеллектуальной работы помогали утренние занятия йогой.

По мнению самих участников, проект и, в частности, летняя школа позволили сформировать работоспособные связи между российскими и зарубежными исследователями, укрепить профессиональное сообщество исследователей социальной политики, а также способствовали интеграции в него молодых ученых. По инициативе участников будет создана сеть исследователей и преподавателей социальной политики СНГ, которую планируется в дальнейшем аффилировать в Европейскую сеть анализа социальной политики ESPAnet.

 

Валерия Маркина, Елена Ярская-Смирнова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

«Нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них»

Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.

Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе

Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться

9 декабря Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом содействия продвижению и развитию добровольчества «Национальный центр добровольчества» провели международный круглый стол «25-летие добровольчества в России: взгляд в будущее».

Страна, социально-экономическому развитию которой помогают волонтеры

23 ноября в рамках Неформатных встреч на «ВысШЭм уровне» в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялась встреча с индийским общественным деятелем и бизнесменом Санджитом Кумаром Джха. Он рассказал, чем объясняются успехи общественной деятельности в Индии.

Должно ли государство поддерживать благотворителей?

Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Где готовят исследователей гражданского общества

Обучение в бакалавриате ВШЭ предполагает участие студентов в проектной деятельности. О том, чем могут быть интересны проекты по изучению «третьего сектора» и какие возможности они открывают для студентов, рассказывает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в НКО Ирина Мерсиянова.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»

С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).