• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Акторы и дискурсы социальной политики

С 15 по 23 мая в Подмосковье прошла Международная летняя школа «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованная ВШЭ и Центром социальной политики и гендерных исследований при софинансировании Программы поддержки высшего образования и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.

Четырнадцать экспертов-преподавателей и 35 участников из разных городов России и зарубежья произвели коллективную попытку критически взглянуть на важнейшие проблемы социальной политики и возможности социальных изменений, существующие на постсоветском пространстве.

Европейский опыт показывает, что результативная социальная политика все более определяет темпы, характер и эффективность социально-экономических процессов; кроме того, в новых условиях претерпевают изменения такие ключевые категории, как социальное государство, мультикультурализм, общественные движения. Меняются и подходы к определению ключевых бенефициаров и акторов социальной политики. Проведение Международной летней школы «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры» ставило своей задачей сформировать у молодых исследователей и преподавателей более глубокое понимание происходящих процессов как в России в целом и в отдельных ее регионах, так и за рубежом, в том числе в чрезвычайно гетерогенном пространстве постсоциализма; оценить новые вызовы, стоящие перед современной отечественной социальной политикой, а также продемонстрировать новые перспективные направления исследований, приемы и методы анализа и преподавания этой комплексной проблематики.

Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Центром социальной политики и гендерных исследований при софинансировании Программы поддержки высшего образования (HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching) и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. В работе школы приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Саранска, Томска, Новосибирска, Ижевска, Минска (Белоруссия), Караганды (Казахстан), Ташкента (Узбекистан), Бишкека и Оша (Киргизия), Саутгемптона (Великобритания), Любляны (Словения), Будапешта (Венгрия), Франкфурта-на-Майне (Германия). В рамках летней школы состоялись также выездные семинары научно-учебных групп «Профессии в социальном государстве» и «Социология публичной сферы». В центре внимания участников школы оказались такие важные темы, как структура и особенности социального неравенства, проблемы бедности и неравноправия, миграции и пенсионного обеспечения, недоверия к государству и к профессионалам в разных странах Европы и СНГ.

Кристиана Шнель (Гете Университет, Франкфурт-на-Майне) предложила дискуссию по проблемам определения роли и статуса профессионалов в современной Германии, продемонстрировав столкновение конкурирующих идеологий социального государства. Являются ли группы профессионалов агентами государства, осуществляющими контроль над своими клиентами, или же они представляют собой экономических акторов, действующих в своих интересах? Внешний контроль над профессиями со стороны государства и клиентских организаций сегодня растет, и тем самым, как считает Елена Ярская-Смирнова (ВШЭ), подвергаются пересмотру привычные ожидания высокого статуса и автономии профессионалов. По мнению Павла Романова (ВШЭ), это создает условия для солидарности и создания союзов — как внутрицеховых и корпоративных, так и между отдельными группами. Пусть и временные, такие межгрупповые и межсекторные альянсы способны поменять повестку дня, выдвинуть новые приоритеты в острых публичных дискуссиях. Жизненные пути профессионалов во многом задаются этими структурными условиями и выражают черты габитуса, что представляет особый интерес для феноменологической интерпретации, как показал Рафаэль Мровчински (ВШЭ).

Могут ли граждане и, в частности, социально уязвимые группы влиять на изменения приоритетов в социальной политике через коллективные действия, или для них возможно только получение благ в соответствии с тем, как видит их проблемы государство? Долгая история государственного патернализма при социалистическом строе заложила институциональные и культурные основы целого ряда сегодняшних социальных процессов, обусловив высокую распространенность среди населения внешнего локус-контроля, неразвитую гражданскую ответственность, слабость практик взаимопомощи и добровольчества, электоральную пассивность, неразвитость общественных движений и низкий потенциал коллективных действий. Однако ситуация быстро меняется. Среди граждан России и Европы возрастает накал протестных настроений и формируются более или менее массовые и продолжительные солидарности. Но при этом, как полагает Дарья Завиржек (профессор университета Любляны, Словения), поскольку влиятельные группы интересов ведут активную борьбу «за умы и сердца» людей, либерально-демократические идеалы прав человека, справедливости и равенства далеко не всегда находят достаточное число сторонников.

Кстати, и социальная наука сегодня экспериментирует и вступает в творческое содружество с искусством — о новых проектах в формате art-social-science и public art, развивающихся в Санкт-Петербурге, рассказали Мария Вейц (Творческое объединение кураторов ТОК) и Лилия Воронкова (Центр независимых социологических исследований). В обсуждении участники вышли на непростые вопросы. Способны ли проекты в духе «публично-креативной социологии» преобразовать общественные установки и поведение людей? Стоит ли говорить об их социальной эффективности?

А выступление Джона Раунда (ВШЭ) побудило участников поразмыслить о том, что Вашингтонский консенсус нашел отражение не только в сокращении социальных расходов государства и развитии рыночных подходов в социальной сфере, но и в распространении новой моральной позиции. В России она выражается в растущей толерантности к имущественному неравенству, подозрительности к симулянтам и иждивенцам, в индивидуализации потребностей и ценностных приоритетов. Судя по данным общероссийских опросов, приведенным Светланой Мареевой (ВШЭ), у россиян при этом по-прежнему остаются высокие запросы к активной роли государства в экономической и социальной сферах. Не вмешиваясь в частную жизнь, оно должно, как минимум, обеспечивать институциональные рамки, единые для всех законы и контроль за их выполнением — легитимные условия реализации юридического, экономического и социального гражданства населения.

Профессор Аттила Мелег (Будапештский университет имени Корвина), изучающий дискурсы о народонаселении и динамику общественных движений в Венгрии, считает, что стратегии европейской интеграции не смогли предотвратить рост расизма. Динамика приоритетов семейной политики в России и некоторых других странах СНГ выявляет сходные векторы в направлении пронатализма и неотрадиционализма, как показала на своем занятии Жанна Чернова (ВШЭ). Активные дискуссии в формате ролевых игр позволили участникам провести критический разбор дискурсивных акцентов семейной и миграционной политики, продемонстрировавший противоречивость и сложность повестки дня в современных социальных государствах.

Сравнительный анализ особенностей пенсионных систем разных стран, представленный Юлией Лежниной (ВШЭ), позволил участникам поместить комплекс аргументов и контраргументов о повышении пенсионного возраста России в контекст дебатов о качестве жизни, условиях труда и стратегиях самореализации, а лекции Чарльза Уокера (Университет Саутгемптона, Великобритания) вызвали полемику о возможностях социальной мобильности молодежи в Европе и России.

В соответствии с задачами проекта, участникам предстояло разработать или существенно обновить учебно-методические комплекты по курсам, которые будут опубликованы уже в этом году на DVD. То, как подготовить и реализовать рабочую программу учебной дисциплины в соответствии с принципами компетентностного подхода, стало предметом обсуждения на специальном занятии. Участники проекта работали не только над учебно-методическими материалами. Год назад они объединились в несколько исследовательских групп и проводили исследования, по результатам которых планируется издать коллективные монографии. Полученные результаты и подготовленные статьи были подробно обсуждены в ходе летней школы.

Программа школы включала целый ряд активных обучающих форм: «редсовет» по научным и учебно-методическим текстам, подготовленным участниками, настольную игру «Как быть мигрантом в России», творческую мастерскую по изготовлению 3D-моделей клиентов социальной политики, ролевые игры и дебаты. Новый ресурс для развития методов преподавания предложила участникам школы Людмила Чубарова (Фонд «Общественные хроники»), рассказавшая о возможности обучения навыкам видеосъемки и монтажа и об использовании видеоматериалов в процессе преподавания. А сконцентрироваться и не устать от насыщенной интеллектуальной работы помогали утренние занятия йогой.

По мнению самих участников, проект и, в частности, летняя школа позволили сформировать работоспособные связи между российскими и зарубежными исследователями, укрепить профессиональное сообщество исследователей социальной политики, а также способствовали интеграции в него молодых ученых. По инициативе участников будет создана сеть исследователей и преподавателей социальной политики СНГ, которую планируется в дальнейшем аффилировать в Европейскую сеть анализа социальной политики ESPAnet.

 

Валерия Маркина, Елена Ярская-Смирнова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.