Прогулка как художественный метод: магистранты «Гаража» открывают выставку
27 мая магистранты Музея «Гараж» и НИУ ВШЭ представляют выставочно-перформативный проект «Точка 55.754630, 37.638530», исследующий практику прогулки. Название отсылает к географическим координатам галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка», где выставку можно увидеть до 3 июля.
Авторы проекта исследуют практику прогулки как художественный метод, которому свойственен баланс между ускользанием и концентрацией: гуляя, человек постоянно меняет точку обзора, оставаясь при этом сосредоточенным на процессе перемещения. А отметка на карте, с которой начинается любое физическое или ментальное движение, оказывается точкой выхода из состояния повседневности.
В экспозицию выставки вошли инсталляции, видео и аудиоарт, графика, живопись, фотографии, образцы кинетического и диджитал-искусства. Идея процессуальности прогулки раскроется в рамках танц-перформативной программы, в офлайн- и онлайн-прогулках, подготовленных участниками проекта. 8 из 18 художественных и танц-перформативных работ созданы специально для выставки художниками из Челябинска, Братска, Ярославля, Кемерово, Казани, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы, Пермской области.
Художницы и художники «Точки 55.754630, 37.638530»: ::vtol::, Анастасия Богомолова, Екатерина Балабан, Антон Вдовиченко, Константин Грибов, Тимофей Зверко, Ася Кузичкина, арт-группа «Коллективные действия», Анна Мартыненко, Тёма Костенко и Валя Николайчук, Анна Леонова, Саша Пучкова и Даша Сеничева, Александр Никольский, Павел Отдельнов, Даша Плохова, Катя Рыблова, Егор Ткаченко, Владимир Чернышев.
«Наши художники — из разных городов. И нам важно, что они рассказывают личные истории, связанные с различными территориями нашей страны, при этом исследуя прогулку, предлагая свою интерпретацию того, как можно было бы гулять, — говорит куратор проекта Мария Яшникова-Ткаченко. — В своих работах они оценивают, насколько человеку на прогулке важен процесс выхода из привычных паттернов, из обычного нарратива. Каждый художник по-своему это раскрывает. Кто-то уходит в себя, а кто-то — за границы привычных для нас территорий, в заброшенные деревни или заброшенные города».
Кураторами проекта также выступили Дана Авраменко, Ангелина Ворона, Надя Колдаева, Катерина Подобуева, Гриша Церковский.
Мария Яшникова-Ткаченко
«Наша кураторская команда тоже собралась из разных регионов, — отмечает Мария Яшникова-Ткаченко. — У каждого свой бэкграунд, и мы объединяем разные взгляды в этой выставке, чтобы подсветить истории людей и мест, из которых они приехали. Например, Егор Ткаченко из Братска представляет свою аудиокомпозицию. Он композитор и записывал звук Байкала на рекордер, и эта работа будет представлена у нас в пространстве галереи».
Выставка состоит из четырех разделов. Первый рассматривает прогулку как основу для полевых исследований. Среди работ — специально созданный для выставки зин-маршрут с регистрацией звуков от Анны Мартыненко. Проект посвящен исследованию района Китай-город и закрытой в подземные трубы еще в XVIII веке реки Рачки. Павел Отдельнов перенесет зрителей в годы первой в мире атомной аварии на Урале, представив комнату «Березы» из проекта «Звенящий след».
Второй раздел посвящен прогулке как способу ухода от реальности, методу изучения границ фантазии и индивидуального восприятия. Владимир Чернышев в проекте «Загородные практики» исследует трансформацию архаичных символов в культуре, создавая объекты и рисунки в заброшенном садовом массиве. В этом блоке также будут представлены интерактивная прогулка по спутниковым картам Кати Рыбловой, графика казанского художника Тимофея Зверко и звуковая работа сибирского композитора Егора Ткаченко.
Третий раздел посвящен человеку и его коммуникации с другими в социально-политическом поле. Одна из работ блока — документация акции «Место действия» культовой арт-группы «Коллективные действия». Художники создают ситуацию ухода от реальности, обнажая индивидуальный метафизический опыт в неполитическом пространстве загородного поля, окруженного советской идеологией. Анастасия Богомолова в проекте «Бакал», напротив, погружает себя в политическое пространство бывшего исправительно-трудового лагеря в Челябинске, телесно проживая травматичный опыт заключенных.
В четвертом разделе проект рассматривает прогулку как процессуальное действие — так открывается пространство для случайности, игры и порыва к свободе. В течение выставки состоятся премьерные показы работ трех танц-художников: Антона Вдовиченко, Аси Кузичкиной и Даши Плоховой. С 4 по 14 июня 2022 года в рамках выставки пройдет резиденция для перформеров и исполнителей, которая завершится итоговым показом work-in-progress-работ.
Выставку дополнит публичная программа, за событиями которой можно следить в социальных сетях проекта. Участники отправятся в две поездки к нижегородским объектам проекта «Загородные практики» Владимира Чернышева, где прогуляются по территории сайт-специфичной инсталляции. Также пройдут сессии по рандонавтике и цикл мероприятий, посвященных репортажной фотографии.
В рамках специальной инклюзивной программы «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» пройдет серия специализированных экскурсий для незрячих и слабовидящих посетителей, а также дискуссия, посвященная особенностям адаптации музейного пространства для людей с инвалидностью.
Подробнее о программе выставки «Точка 55.754630, 37.638530» — на сайте «ГРАУНД Солянка» и в телеграм-канале проекта @tochka_progulka.
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж», открытая в НИУ ВШЭ и реализующая магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», призвана продолжить и развить научную деятельность, проводимую в музее. Научная и образовательная площадка Вышки предоставляет возможности для проведения исследований в сфере современного искусства и подготовки квалифицированного кадрового состава, острая потребность в котором сегодня ощущается в России.
Вам также может быть интересно:
Дайте две: в HSE ART GALLERY стартует новый сезон парных выставок «учителей и учеников» Школы дизайна Вышки
На этот раз главными героями стали руководитель профиля «Современная живопись» и его выпускница — Владимир Потапов и Саша Подгородская. Формат двойных персональных выставок позволяет, во-первых, представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, а во-вторых, соотнести оптику учеников и их учителей. Увидеть экспозицию можно до 27 октября.
«Время — самый ценный ресурс»
В конце августа в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как я провел это лето». Каждая представленная здесь работа — это уникальная история, наполненная воспоминаниями, чувствами и мечтами. Произведения искусства становятся мозаикой, в которую вплетены авторские комментарии, представляющие собой своеобразные сочинения и мысли о пережитом. Поразмышлять вместе с художниками об уходящих теплых днях можно до 22 сентября включительно.
Главные тенденции в искусстве 2023–2024 годов: как прошла конференция в HSE CREATIVE HUB
В конце июня в HSE CREATIVE HUB состоялась экспертная конференция «Тенденции выставочного сезона», посвященная актуальным направлениям в современном искусстве. Известные искусствоведы и художники обсудили знаковые выставки последнего времени, тенденции 2023–2024 годов и их возможное влияние на развитие этой сферы в ближайшем будущем.
«Выточить немного веретен или сплести несколько нитей — в этой практике и заключена суть искусства»
В пространстве HSE ART GALLERY на Пионерской запускается цикл парных персональных выставок: на одной площадке демонстрируются проекты «учителей и учеников» Школы дизайна ВШЭ. Первым из этой серии станет экспозиция «Черепки и веретена / Радость и тягость» преподавателя Владислава Ефимова и студентки профиля «Дизайн и современное искусство» Александры Замуруевой.
«Тенденции выставочного сезона»: конференция в HSE CREATIVE HUB
20 июня в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет конференция с участием экспертов в области современного искусства — «Тенденции выставочного сезона». Спикеры и гости конференции обсудят главные тенденции в искусстве 2023-2024 годов и попробуют предсказать, какие из них останутся с нами в ближайшем будущем.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«НИИ ФИЛАРЕТОВА»: выставка в ММСИ в коллаборации со студентами Вышки
Московский музей современного искусства и бюро BERNASKONI представляют выставку «НИИ ФИЛАРЕТОВА» — первый персональный музейный проект художницы Елены Филаретовой. Во время работы выставки совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ организован Научно-исследовательский институт изучения жизни и творчества художницы. Работа НИИ представляет собой коллаборацию между художницей и студентами, каждый из которых внес свой вклад в создание выставочного проекта. В рамках экспозиции также пройдет параллельная программа для детей.
«О замене человека как создателя искусства речь пока не идет»
В конце апреля в Гостином дворе на Ильинке прошла ярмарка современного искусства «АРТ МОСКВА». В рамках мероприятия Школа дизайна НИУ ВШЭ представила несколько своих стендов с работами студентов и преподавателей.
«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе
24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.
Выставка студентов Школы дизайна ВШЭ открылась в ЦТИ «Фабрика»
В Центре творческих индустрий «Фабрика» проходит дипломная выставка студентов 4-го курса Школы дизайна ВШЭ направления «Современное искусство» — кураторов Анастасии Шабашовой и Романа Миронова — под названием «Свобода абсурда». В своих работах художники предлагают современное прочтение меланхолии. Экспозиция доступна для посещения по 24 апреля 2024.