• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У границы мира

До 31 мая принимаются заявки на участие в Третьей международной Летней школе в Лапландии, организованной факультетом политологии ГУ-ВШЭ. Ее организатор профессор Сергей Медведев рассказывает о школе и других своих проектах.

— На кого рассчитана эта школа?

— Темы школы во многом универсальны. Школа рассчитана на студентов разных уровней, начиная от 2 курса бакалавриата до магистров и аспирантов. И на разные факультеты, поскольку она междисциплинарная: тут и политика, и экономика, и международные отношения, и культурные исследования. По опыту двух прежних школ могу сказать, что у нас побывали практически все факультеты Вышки, и все там одинаково интегрированы.

— Школа для студентов Вышки, или студенты из других вузов тоже могут участвовать?

— Нет, не только для студентов Вышки, хотя в предыдущие два года российские студенты были только из Вышки. Но российские студенты — это только половина. Вторая половина — студенты финских университетов. Идея всех наших школ в том, чтобы было соотношение 50 на 50, т.е. люди работают вместе, делают коллаборативные проекты и вместе живут: в одной комнате русский и иностранец, чтобы полностью обеспечить англоязычное общение. Конечно, не всегда так получается, потому что невозможно заставить кого-то с кем-то поселиться, но в этом году мы снова постараемся, чтобы в школе была половина русских, половина — финнов и норвежцев.

Одна из основных идей школы — межнациональное общение, мультикультурализм. Это очень важная составляющая, и поэтому я пытаюсь привлечь представителей народа саами, которые там живут. Я постараюсь, чтобы в школу приехали представителей парламента саами и по возможности устроить экскурсию к оленеводам. Кроме того, мы смотрим фильмы про эскимосов, про саами. То есть наличествует еще такая антропологическая составляющая.

— В чем идея вашей школы?

— По большому счету школа посвящена исследованию современного мира, пределов современности. Пределов как экономических, так и философских, и человеческих. Там, на Севере, проходит граница цивилизации, Ultima Thule, последний фронтир. Дальше уже только фьорды и океан до самого Северного полюса. Важно и то, что там есть точка, где сходятся границы трех стран: Финляндии, Швеции и Норвегии. Прямо на озере мостки, и на мостках пограничный столб. Мы идем туда через тундру и там, на мостках, устраиваем пикник и дискуссию о границах. То есть для меня пределом современности является природа. И в этом смысле школа об экологии, о том, как наша цивилизация и мы сами вписаны в пейзаж. На Севере это понять гораздо проще.

— Какие еще темы будут обсуждаться в рамках школы?

— Первая тема, как я уже сказал, это современная цивилизация, цивилизация модерна. Мы смотрим на ее истоки и пытаемся найти ошибку в ее исходном коде, в том, как сформировались отношения европейской цивилизации с природой 500 лет назад. Мы обсуждаем проблему идентичности, самоопределения человека в традиционном обществе (и здесь как раз важно изучение народа саами), в модерне (концепция homo economicus) и после модерна.

С точки зрения постмодерна мы обсуждаем и тему Севера. Север — это не только дикая природа, это еще и альтернатива потребительскому миру современности, и политическая маргиналия, альтернатива противостоянию Восток-Запад. Ну и, наконец, в завершающие дни нашей школы мы говорим об экологии: о «зеленой политике» и «эко-фашизме», о «ресурсном проклятии» и экологической архитектуре, лэнд-арте, об устойчивом развитии и движении за права животных. И здесь мы слушаем и обсуждаем студенческие доклады.

— Наличие доклада является обязательным?

— Студенты формулируют темы, составляют рабочие группы и готовят презентации в ходе самой школы.

— А свободное время остается?

— Да, свободное время остается, и еще у нас в запасе много света: мы там в глубоком Запольярье, и даже в августе смеркается лишь на пару часов. Мы используем почти все время для общения с природой: ходим на окрестные сопки, ездим на велосипеде в Норвегию — она в паре километров по шоссе. Паримся в сауне — сауна по-фински, с купанием в холодном озере, это тоже общение с природой. А потом допоздна сидим у огня в саамском шатре, «кóте». Мы живем на биостанции Хельсинкского университета, это вроде небольшой гостиницы со всеми удобствами на краю поселка, у норвежской границы. Там одна дорога, асфальтовая полоса, и вокруг горы, озера и тундра. Красота, которой больше нет нигде в мире, красота тихая и глубокая. Это будет самый хороший сезон, когда комаров уже нет, а снега еще нет, когда еще светло и по-летнему тепло, днем бывает до +25.

— Сколько все это будет стоить?

— Сама школа стоит 500 евро. Сюда входит организация, визы, обучение, 10 дней проживания, трехразовое питание. Хельсинкский университет обеспечивает нам очень низкие цены, как своим сотрудникам. Плюс билеты. Это от 200 до 300 евро, поездом до Лахти и оттуда автобусом 1200 км на север — и обратно. Цена еще не определена, потому что договор с автобусной компанией зависит от количества участников школы. Сюда же войдет и оплата однодневной экскурсии в Тромсе — фантастический город во фьордах, который называют «северный Париж». То есть «под ключ» Летняя школа будет стоить 700—800 евро на 12 дней. Кстати, в этом году студенты Вышки могут подавать заявки на гранты для участия в Летних школах, информация об этом распространялась по факультетам.

— Я знаю, что в марте у вас проходила еще одна школа, в Альпах. Расскажите о ней немного.

— Наша Зимняя школа — хотя, наверное, правильнее будет назвать ее «весенней», — проходила на горном курорте Гармиш-Партенкирхен под Мюнхеном в конце марта. Она называлась «Мир 2.0». Речь шла опять-таки о границах современной цивилизации, в том числе о пределах цивилизации потребления, которые обозначил нынешний кризис. Очевидно, что сегодняшняя система капитализма подходит к своим пределам, человеку нужны новые цели и мотивации, а не безостановочное расширение и потребление. И здесь появляются новые формы сетевой организации, они рождаются в блогах, в сетевых сообществах, в Википедии, где каждый пользователь является не только потребителем, «консьюмером», но «просьюмером», т.е. производителем-потребителем. Мы говорили о «викиномике», о сетевом производстве добавленной стоимости, о том, что в Сети, возможно, сбудется древняя мечта и человек реализует себя не как потребитель, но как творец. При этом, однако, сами не забывали об удовольствиях. С утра катались на лыжах, сняли для школы целый пансион на склоне горы, около подъемника. Мы провели в эту гостиницу беспроводной Интернет и постоянно работали в Сети, создавали сообщества, делали сайты по технологии 2.0. Вся работа школы была организована вокруг коллаборативных документов Google.doc — отличная технология, которую нам надо бы побольше применять в обычных курсах в Вышке. После этого мы еще на один день съездили в Мюнхен, попили пива и попели песни в знаменитом Хофбройхаусе и отправились в Москву.

— Каковы ваши дальнейшие планы по организации школ?

— Зимнюю школу в Гармише я тоже планирую сделать ежегодной, то есть зима — в Альпах, лето — в Лапландии… Есть еще одна задумка: сделать третью школу в мае в Италии, в городке Позитано к югу от Неаполя. У меня так получилось, что в 1990-е годы я подолгу жил в трех европейских странах, Финляндии, Германии и Италии, много там преподавал, знаю университеты и знаю «секретные» места, которые идеально подходят для организации школ. Так что на очереди Италия. Темой этой школы я бы хотел сделать взаимоотношения политики, экономики и культуры. Но здесь еще нужно будет выбрать хорошего итальянского партнера — такого, какой у нас есть в Финляндии (Александровский институт университета Хельсинки) и в Германии (Школа публичной политики университета Эрфурта). То есть получится: финская школа — цивилизация и природа, немецкая школа — цивилизация и технология и итальянская школа — цивилизация и культура. Надеюсь, эти планы сбудутся. Но пока все мысли о Лапландии и об августе на краю света, в тундре.

Подробнее о регистрации на участие в Третьей летней школе в Лапландии

Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Зимняя школа Банка ВТБ и Вышки собрала 150 участников олимпиады «Я — профессионал»

5 февраля в деловом центре «Москва-Сити» открылась зимняя школа Банка ВТБ и НИУ ВШЭ по бизнес-информатике «Финтех. Время инноваций». В ней принимают участие 150 студентов из 34 регионов и 58 вузов.

«Я понял главное: для работы ищи не знаменитый бренд, а правильных людей»

Крупные компании все больше ценят мягкие навыки, умение коммуницировать и мыслить вне шаблонов – этими качествами сейчас должен обладать каждый топ-менеджер. Петр Кабин, выпускник МИЭФ, а ныне директор по продажам бумаги в Segezha Group, рассказал, как монетизировать soft skills и делать успешную карьеру, если ты не был лучшим на курсе.

«Коммуникация в вопросах экологии должна быть не казенной, а человеческой»

Институт прикладных политических исследований ВШЭ организовал дискуссионную площадку по актуальным социально-экономическим вопросам Москвы. 15 октября на ней состоялось обсуждение экологической политики в городе, открытости экологических данных и взаимодействия власти и местных сообществ.

ВШЭ выступила за экологическую открытость

Более 40% российских граждан рассматривают возможность смены места жительства из-за проблем с экологией. Такие данные привела начальник отдела перспективных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина в рамках круглого стола по обсуждению правительственного законопроекта «Об экологической информации» в Государственной думе.

Вышка&аdidas: помогаем очистить планету от пластика

3 июня в Вышке пройдет встреча с Крисом Таллером — руководителем отдела креативных проектов Runtastic от компании adidas и основателем фонда Parley, который занимается выловом и переработкой океанического пластика.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Мусорный вопрос

Самым эффективным в борьбе с проблемой мусора признан его раздельный сбор. Почти 70% жителей России им не занимаются и не планируют. Но это не повод недооценивать население: 86% россиян вовлечено хотя бы в одну практику по сокращению бытовых отходов. Формы, мотивы и потенциал вовлеченности изучила Марина Шабанова. Результаты исследования будут представлены на XX Апрельской конференции в НИУ ВШЭ.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.