• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эффект бабочки становится не абстракцией, а реальностью, которую ты наблюдаешь постоянно»

«Эффект бабочки становится не абстракцией, а реальностью, которую ты наблюдаешь постоянно»

© Высшая школа экономики

Бакалаврская программа «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» реализуется факультетом географии и геоинформационных технологий, одним из самых молодых в Вышке. Год назад Юлия Кузнецова приступила к обязанностям академического руководителя программы. Какие задачи стоят перед ней, где проходят полевую практику студенты-географы ВШЭ и почему география — это счастье, она рассказала в интервью для новостной службы «Вышка.Главное».

Юлия Кузнецова

— В чем состоит ваша работа?

— В первую очередь я слежу за сбалансированностью образовательной программы. Это задача номер один на новом факультете, когда программа живая и постоянно меняется. Поскольку все люди, которые приходят учить студентов, заряженные, часто молодые энтузиасты, легко можно перекосить программу в одну сторону. География — очень междисциплинарная наука. Как минимум в ней есть два основных направления — общественная география и физическая география, по которым за время обучения географы обязательно должны получить базовые знания. Третья важная составляющая, главный метод географов, — геоинформационные технологии и картография. Важно, чтобы каждый географ в достаточной степени владел этими методами. Поэтому важно соблюдать баланс на уровне всей программы, следить и улучшать связки между предметами и направлениями, чтобы, получив навыки на одном предмете, студент смог их реализовать на другом.

Следующая моя задача — отрабатывать обратную связь, которая возникает в процессе, а ее очень много на новом факультете. С одной стороны, это обратная связь от студентов, потому что первые наши студенты — соавторы программы. С другой стороны — от преподавателей, потому что все мы новые люди в Высшей школе экономики, а это огромный университет со своими внутренними правилами и задачами. Тут нужно помогать людям вникать в особенности составления программ, систему оценивания, работу с университетом, потому что не все привыкли к таким форматам, которые есть в Вышке.

3 декабря состоится день открытых дверей на образовательной программе «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» НИУ ВШЭ. О поступлении и обучении расскажут сотрудники, преподаватели и студенты программы.

— Как появляются новые курсы и формируется программа?

— Идея создания нашего факультета состоит в том, что мы не готовим узких специалистов, как в классических географических университетах: отдельно метеорологов, отдельно почвоведов и т.д. Мы готовим географов по общим направлениям: физических географов, общественных географов и геоинформатиков. Первые два курса — это общая программа, ядро, основы по всем трем составляющим, освоив которые можно дальше специализироваться. Параллельно наши студенты изучают смежные предметы, например макроэкономику, микроэкономику, математику и прочие. На 3-м курсе преимущественно изучаются методические предметы. Студенты выбирают специализацию и осваивают более тонкие методы, которыми можно пользоваться, работая в том или ином географическом направлении. На 4-м курсе появляются предметы, синтезирующие все это, а также региональные курсы. Мы надеемся, что после окончания бакалавриата у выпускников сложится общее видение мира с понятным набором методов его изучения. При этом новые курсы или какие-то замены внутри происходят до сих пор — мы в процессе формирования программы на 4-й курс. 

— Вы говорите «мы». Расскажите о команде факультета.

— Декан факультета, Николай Константинович Куричев, активно участвует во всех процессах, в том числе программных. Научный руководитель факультета — Ольга Николаевна Соломина, директор Института географии РАН. Она старается развивать научную составляющую, следить, чтобы мы не увлеклись и не ушли в сторону, помогает создавать профессиональное сообщество на факультете и вокруг, выстраивать связи с научным географическим сообществом вне ВШЭ. Мы хотим, чтобы у студентов был выбор: пойти в науку — а для этого нужен человек с большим опытом и общим видением академической среды и всех навыков, необходимых, чтобы туда зайти, — или пойти в практические отрасли. В-третьих, четыре прекрасных куратора по трем направлениям: Стас Кутузов — по физической географии, Мария Гунько и Мария Зотова вместе сейчас курируют общественную географию, Андрей Медведев — направление геоинформатики. То, каким мы видим сейчас программу факультета, — это их заслуга. Также у нас есть 10–15 преподавателей, активно участвующих в создании и развитии нашей образовательной программы.

— Что интересного, помимо стандартных аудиторных занятий, происходит на факультете?

— В течение года у нас есть несколько важных элементов практической подготовки. Географы — люди полевые по определению, соответственно, мы должны познакомить студентов с полем. Причем поле может быть разным. Так называется любая экспедиция: дрейф по городу, горный поход, морской рейс и так далее. Во время обучения мы должны познакомить студентов с этим форматом работ и научить их работать в команде. Научиться этому можно, например, на практиках. Практика 1-го курса длится три недели. Здесь закрепляются знания первого года обучения — базовые навыки. Первый раз мы проводили практику на Курской биосферной станции, в этом году — в Москве. На 2-м курсе практики проходят уже по направлениям в небольших группах. Этим летом физические географы ездили в высокогорье Кавказа, на ледник Безенги, общественные географы преодолели 4000 км вдоль Волги, а геоинформатики проходили практику на правобережье Цимлянского водохранилища и в юго-восточной части массива Арчединско-Донских песков. 

Также у нас зародилась традиция коротких полевых выездов в течение учебного года. Например, в рамках курса по океанам второкурсники ездят в Калининград — посетить лаборатории Института океанологии и живьем посмотреть на контакт моря и суши. 

Еще одна важная традиция — обучение студентов в лаборатории Института географии РАН. Это возможность познакомиться с действующими учеными и методами, увидеть и попробовать оборудование, поработать с тестовыми образцами. После этих визитов некоторые студенты остаются в лабораториях в роли лаборантов — помимо подработки, это уникальная возможность попробовать себя в мире академической науки уже на первых курсах университета.

Высшая школа экономики

— Еще факультет активно ведет YouTube-канал, и там периодически выходят профориентационные видео.

— Да, мы пытаемся знакомить студентов с реальной работой географов не только в рамках выездов, потому что большую часть времени студенты находятся в Москве, а работать географы могут не только в науке. Мы нашли формат профориентационного семинара, где знакомим студентов с реальностью в профессии через общение с практикующими географами. Это семинар, где наши гости делятся своими уникальными историями, потому что есть такое расхожее мнение: географ может работать везде, если он сильно захочет. У нас уже выступали советники правительства, владельцы бизнеса, менеджеры, консультанты, журналисты, ученые, представители НКО. Студенты уже с 1-го курса получают представление о возможных будущих карьерных треках. На мой взгляд, это очень ценный формат, я не знаю аналогов, по крайней мере на географических факультетах в России. 

— Каким вы видите современное географическое образование в России? 

— Оно разное, и это очень здорово. Еще несколько лет назад было преимущественно одно видение географии — исторически сложившееся, ставшее классическим. Это географический факультет, на котором в среднем 15 разных кафедр, представляющих разные узкие географические направления. Студенты год учатся основам, потом специализируются и становятся хорошими метеорологами, гидрологами и так далее. Примерно так выглядит ситуация в большинстве университетов России, где есть география. Сейчас — и, на мой взгляд, это здорово — есть альтернатива, которую мы создаем в НИУ ВШЭ. У нас более комплексный подход. В два раза увеличено время на получение базовых знаний. За два года студенты успевают хорошо освоить главный географический метод — картографический, геоинформационный. Еще одно отличие: у нас нет узкой специализации даже на старших курсах, как в классических университетах. Мы пришли к тому, что специалист-метеоролог не всегда понимает, что делает, например, геохимик или почвовед. Мы пытаемся эту ситуацию поменять, при этом не отрицаем, что разделение полезно и важно. Миру нужны узкие специалисты, но миру нужны и те, кто сможет настроить диалог, понять всех и увидеть комплексность задач гораздо шире. Однако мы не отнимаем право наших студентов уйти в специализацию, например в рамках магистратуры. Вот такой двойной взгляд — это современное обучение географии в России. Мы не конкурируем с классическими университетами, а помогаем им и дополняем.

— Какие боли и радости у студентов вашей образовательной программы? 

— Главная проблема и нашего молодого, очень живого факультета, и Вышки в целом — перегруженность студентов, особенно периодами. Мы пытаемся это изменить. Надеюсь, у нас постепенно получится. На днях открытых дверей я всегда говорю, что у нас сложно учиться. Здесь специфическая система оценивания, и студент с 1 сентября 1-го курса и до конца 4-го курса вступает во время дедлайнов. Это принципиально иной, сложный и новый стиль жизни, когда ты постоянно должен что-то делать и сдавать.

— А радости?

— География — сама по себе счастье. Для меня в свое время это тоже было абсолютным экстазом: все связано со всем, и география это классно показывает. Изучая географию, ты начинаешь вокруг себя, внутри себя видеть эти обратные связи, цепочки событий. Эффект бабочки становится не абстракцией, а реальностью, которую ты наблюдаешь постоянно. Ты учишься внимательно и совершенно по-другому смотреть на мир вокруг. Это радость, которую получают студенты с первых курсов, и это сохраняется на всю жизнь.

Материал подготовила Ирина Понедельник, факультет географии и геоинформационных технологий ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Современная география — это высокотехнологичная область науки и практики»

ВШЭ и Институт географии РАН открывают бакалаврскую программу «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». На главные вопросы о ней отвечают академический руководитель программы Ольга Соломина и декан факультета географии и геоинформационных технологий Николай Куричев.

«Нешкольная география»: новый цикл лекций от преподавателей Вышки в КЦ ЗИЛ

Как выглядит Земля с борта беспилотника, какие тайны хранит почва, зачем следить за миграцией птиц из космоса — о разных аспектах современной географии расскажут москвичам молодые ученые. Проект «Университет, открытый городу» запускает новый цикл лекций 30 октября.

В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий

Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.